Тема урока: «Русская икона.Звенигородская находка.»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_ikona.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Русская икона.Звенигородская находка.».

Цельурока:Дать представление об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым. Выполнить творческое задание «Радостное настроение»  акварелью в технике по-сырому. Эмоционально воспринимать произведения иконописи, выражать своё отношение к ним на примере А. Рублёва, Ф. Грека и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные(развивающие):

  • Коммуникативные: умение высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.
  • Регулятивные: умение совместно с учителем предлагать версии, определять цель действий; работать по предложенному плану, использовать учебник; учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
  • Познавательные: анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами; представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного; делать выводы.

Предметные (образовательные): раскрыватьпредставление об истории иконы на Руси, представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым.

Личностные (воспитательные): умение уважительно относится к творчеству – как своему, так и других людей; самостоятельно осуществлять поиск решения различных изобразительных задач;

Основные методы: наглядный, словесный, практический, эвристический, контроль и самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этап урока

Регламент

1

Орг.момент

2

2

Беседа

8

3

Практическая работа

27

4

Демонстрация и анализ детских работ

5

5

Подведение итогов урока

2

6

Заключительный орг.момент

1

Этапы

Деятельность учителя (учащихся)

Формируемые УУД

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я, Юлия Сергеевна.

- Ребята, сегодня нас ожидает увлекательная работа.  Каждому из вас нужно будет показать свои знания, включить воображение, но перед тем как начать, давайте проверим, все ли у вас есть для урока. У вас должны быть: только акварель, альбомный лист, две кисточки большая и маленькая, баночка с водой, тряпочка.

- У всех все есть? (Да)

- Итак, начнем.

Личностные (ценностно – смысловая ориентация)

Регулятивные (саморегуляция;целеполагание)

Беседа

Учитель записывает тему урока: «Русская икона. Звенигородская находка», представляет выдержки из статьи русского философа Е.Н. Трубецкого и просит ответить на вопросы:

– Однажды мне удалось прочитать статью русского философа Е.Н. Трубецкого об иконах. Эта статья называлась «Умозрение в красках». Как вы думаете, что значит «умозрение»? Какими бы словами-синонимами можно выразить значение этого слова? (образ, изображение, боги, милосердие)

– В этой статье Трубецкой рассказывает об иконописцах, которые пытались довести до нас свои мысли. Только их они выражали не словами, а в красках.

– Если бы иконописцы выразили свои мысли словами, нам бы легко было прочитать эти мысли? (Мысли свои они выражали не в словах, а в красках)

– А легко ли прочитать мысли, выраженные красками? (Да, так как яркие краски это радостное настроение, а темные цвета производят грустное впечатление о картине)

– На какой вопрос мы сегодня должны ответить? (Как читать иконы)

- Откройте учебник на с. 12, рассмотреть первую икону обратите внимание на автора иконы.

- Знаком ли он вам?

- Что вы о нём знаете?

- Откуда он родом? (Да, мы слышали о нём, когда изучали фрески. Он прибыл к нам из Византии. Оттуда же пришло к нам и искусство фрески)

- Откройте учебник на с. 13,рассмотрите изображения, прочитайте их названия и скажите, какие люди в основном изображены на иконах? (С иконы «Спас» на нас смотрит мудрый Спаситель, готовый понять, простить и утешить любого человека. Краски иконы прозрачные, легкие, ясные. Нежный спокойный лик, золотые крылья, розовые одежды. Таким мы видим архангела Михаила. Краски на иконе «Апостол Павел» более плотные и темные. Сам Апостол кажется строгим)

– Скажите, есть ли что-то общее в этих изображениях? (Богоматерь, святые люди, религиозные события, Спаситель и т.д.Они написаны в одной цветовой гамме использованы одни и те же сочетания цветов – легкие, ясные. Оранжевые, желтые, коричневый; изображения не объёмные, плоские; все они задумчивы, будто молятся; добрый взгляд и др.)

– Как вы думаете, а как же так получилось, что иконописцы Византии, Новгорода, Пскова, Звенигорода и др. городов писали так похоже? (Наверное, в каких-то книгах были прописаны правила написания икон или у всех иконописцев был один учитель.)

– Да, действительно, русские иконописцы учились у византийских мастеров, в том числе у Феофана Грека. Да и особые правила написания икон тоже существуют.

- Какие правила написания портрета? (Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, чуть выше середины будет проходить линия глаз.. Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине основания носа. Уши располагаются от линии бровей до линии основания носа.)

(Пед.рисунок на доске или схема)

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные (саморегуляции)

Коммуникативные (умения выражать свои мысли)

Познавательные (подведение под понятие, выведение следствий)

Практическая работа

- Теперь перейдём непосредственно к рисованию.

- Разместите лист вертикально

- Нарисуйте на бумаге портрет с радостным настроением, только тонкими линиями, острым карандашом без использования резинки.

- Мы будем работать с вами в технике «по - сырому». Намочите бумагу водой с помощью большой кисти.

-  Теперь заполняем основной фон, смешивая краски и подбирая спокойные цвета.

- Набираем на кисточку основной цвет фона – оранжевый, жёлтый, красный и легко прикасаемся к бумаге. Смотрим, как растекается, и добавляем мазки других оттенков.

- Также прорисовываем портрет, набираем на тонкую кисточку коричневую краску и её оттенки. Если изображение потекло, то салфеткой можно аккуратно поправить контур изображения.

- Желательно работе дать высохнуть, не приподнимая её.

Регулятивные (саморегуляция)

Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные (планирование)

Демонстрация и анализ работ

(Вывешивается несколько работ на доску)

– Какое было задание?

– Задание выполнено аккуратно, в полном объёме? Без ошибок? (Ошибки могут быть: не правильное понимание задания, использован другой цвет и т.д.)

– Как бы ты оценил свою работу?

(Оценивание детей).

Познавательные (контроль процесса деятельности)

Регулятивные (саморегуляция)

Итог

-  Какие понятия мы с вами сегодня рассматривали? (Икона, иконописец, умозрения)

- Что нового сегодня узнали? (В книгах были прописаны правила написания икон и т.д)

- Что получилось у вас на уроке / не получилось?

Личностные (смыслообразование)

Заключительный орг.момент

- Ребята, а теперь мы с вами должны убрать наше рабочее место, а я буду смотреть, какая парта сделает это тише и быстрее всех (дети убирают рабочее место)

- Ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

- Урок закончен, всем спасибо, с вами было приятно работать.

Регулятивные (саморегуляция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Тема. Урок русского языка в системе СДО. 4 класс. Тема. Упражнение в написании корней слов.

       1.1      Применение опорных понятий: слово, корень, родственные (однокоренные ) слова.         ...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Тема: Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение по теме «Имя прилагательное»....