Мастер-класс «Создание здоровьесберегающей среды, как фактор повышения качества образования».
план-конспект по зож на тему

Рыбалкина Надежда Витальевна

Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Чтобы дети не уставали, разрядились я провожу различные физкультминутки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Создание здоровьесберегающей среды, как фактор повышения качества образования».

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать качественное  образование, но не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

И мы педагоги , особенно учителя начальных классов, должны регулярно, ежедневно ,на каждом уроке применять здоровьесберегающие технологии, заботясь о подрастающем поколении. Потому что качественное образование можно получить, если6

 ребенок здоров,

ему ребенок испытывает комфорт на уроке,  в школе,

если ребенок ощущает себя счастливым.

Я расскажу как я применяю сд-сб технологии.

       Ежедневно  в начале каждого учебного дня перед занятиями в нашей школе проводится под музыку утренняя зарядка. Что позволяет детям проснуться, расслабиться.

  Для снятия утомления после каждого уроками помогают нам

 Игровые перемены.

 Спокойные и  подвижные игры

 Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Чтобы дети не уставали, разрядились я провожу различные физкультминутки:

Физминутки в стихах, под музыку.

Пальчиковую гимнастику

Гимнастику для глаз

Упражнения для осанки

Для профилактики плоскостопия

Иногда просто слушаем музыку или поем детские песни.

Для укрепления здоровья проводим праздники, веселые старты, походы, дни здоровья, игры на свежем воздухе.

 На уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов,  ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым помогаем организму бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого.

1. Саша и Алёша живут в одном доме и учатся в одном классе школы №15.Саша от дома до школы доходит за 18 минут, а Алёша доезжает с мамой на машине за 3 минуты. Кто приходит в класс раньше? Кто из мальчиков будет более здоровым?

3.В детском парке посадили 80 берёз и клёнов. Саженцев клёнов было 45. Сколько
посадили саженцев берёз? Какую пользу для здоровья человека принесут деревья?

4.Человек за 70 лет жизни (в среднем) выпивает 10 000 л молока, а воды – 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. При изучении темы «Части речи» «Состав слова и др. Мы говорим о разнообразии растений. Подбираем имена суЩ, прилаг, глаголы из живой и неживой природы.

Составляя предложения, обязательно провожу беседы на тему безопасности и здоровья ребенка.

Задания

1. Подбери признаки (не менее трех признаков):

герань (какая?) – …

3. Назови ласково: Суффиксы

цветок – цветочек
бутон — …

Каждом уроке  «Окружающего  мира» мы говорим о здоровом образе жизни. О правильном питании, как следить за осанкой, о  режиме дня, об организме человека и его строении, о болезнях, об  охране здоровья в разные времена года. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.

    Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.

 Я предлагаю вам сегодня почувствовать себя учениками школы, ведь все учителя хоть иногда задумывались вернуться в детство.

Мы начинает наш урок- окружающий мир.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Делимся на группы

 (2-3)

     У вас на столах  воздушный шар, который летит над землей. Это человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Зачитайте жизненные ценности, которые для вас самые важные.

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я записываю их на доске. Если слова повторяются, то ставлю плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.

З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е

- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?

- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.

Тему урока вы узнаете, собрав пазлы.   Приступаем.

Комнатные растения.

Да. За окнами зима, а на подоконнике- лето. Здесь они чувствуют себя прекрасно. Эти растения называются комнатными. И относятся к царству цветковых. Их насчитывается более25000 видов.

Какая наука изучает растения? БОТАНИКА

На столах конверты. Откройте их.

Подпишите части цветкового растения.

-Есть ли в вашем доме комнатные растения?

Какие?

Расскажите о них? О пользе комнатных растений.

С какой целью разводят комнатные растения?

Воздух     настроение    здоровье  

Гимнастика для глаз. «Осень»

Скажите влияют ли ком. Растения на здоровье людей?

Да. Исследования показали, что комнатные растения помогают детям хорошо учиться. В ходе одного исследования ученые сравнили успеваемость и активность детей 2-х классов. Один из которых был украшен комнотными растениями, а в другом их не было совсем. Лучшие результаты оказались у учеников в зеленом классе.. Поэтому специалисты советуют родителям и учителям помещать в окружении письменного стола комнатные растения.

Второе. В классе в котором были комнатные растения заболеваемость детей была ниже.

Зеленй цвет_успакаевает

А теперь отгадайте, о каком растении стихотворение? Или покажите на фото, если не знаете название.

.Хлорофитум  

 Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки.
На нитях – зелёные растения-детки.
 (1 – хлорофитум)

Правильно. Расскажите о пользе этого растения.

Герань или пеларгония

Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).
 

Найдите фото герани и расскажите о полезных свойствах.

Фиалка

Рано-рано по утру.

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя. (фиалка).

 Правильно. Это фиалка. Расскажите о фиалках.

     

 алоэ    

. Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живёт сто лет?
Что вы скажете в ответ? (3 - алоэ)
 

 каланхое

Лист гладкий и блестящий,

На концах детки висят

И лечит нас в любой день и час. (каланхое)

Бальзамин или мокрый Ванька.

Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам назвать! (7 – бальзамин)

Кактус

На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может. (Кактус)

толстянка или денежное дерево

гибискус или китайская роза

А вы знаете что есть растения друзья и есть враги?

 папоротник  

. В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (8 - нефролепис, папоротник
)

 диффенбахия    

монстера

Как вы думаете где родина комнатных растений

На столе лежат конверты №2

Игра лабиринт

Родина кактуса- Юж.Америка

Бегонии- Евразия

Алоэ-Африка

Игра-викторина "Звездный час" по теме "Наши друзья – комнатные растения"

1. Цветы и листья этого растения имеют резкий характерный запах. Герань

2 Как ещё называют это растение?

 (Пеларгония) - дополнительный жетон*  

3.Это растение выделяет большое количество кислорода, очищая воздух.

 Хлорофитум

4.- Как алоэ называют в народе? (Столетник, ранник, лечебник)

5. Второе название этого красивоцветущего растения – сенполия, можно размножать листочками.   (фиалка)

6.Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. фиалка.)

7. В народе это растение называют “щучий хвост”. Какое научное название этого растения? (5 – сансевьера)

8.Почему мы называем монстеру – плаксой? (летом перед дождем с кончиков листьев начинают падать капли воды).

9.Почему мы называем Бальзамин – огоньком? (за ярко-красную окраску цветков).

10.Почему мы называем Фикус – резиновым деревом? (сок содержит каучук

11.Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство? (алоэ)

12.Какое комнатное растение хорошо очищает воздух на кухне? (хлорофитум)

13.Какое комнатное растение в народе называют «щучий хвост», «тещин язык»?
(сансевьера)

Уход за комнатными растениями.

1.поливать водой комнатной температуры. Вода должна отстояться не менее 2 часов. Летом цветы поливают вечером, а зимой-утром. Поливайте под корешок или специальное отверстие в горшочке.

2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке.. Не повреди корни.

3.вытирай пыли с крупных гладких листьев влажной тряпочкой. А мелкие и шероховатые листья очищают мягкой кисточкой.

4. если в помещении жарко и сухо-опрыскивай растения водой.

Что узнали

Чему научились

Релаксация. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь.посмотрите на красоту комн. Растений и послушайте музыку.

На русском языке.э

Упражнения , которые я использую на уроках.

1) Начало учебного дня в начальных классах начинаю организованной зарядкой.

    2) Упражнения для улучшения осанки.

1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;

2) ходьба с правильной осанкой;

3) ходьба с высоко поднятыми руками;

4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)

5) лёгкий бег на носках.

   3). Упражнения для профилактики плоскостопия.            

1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).

2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);

3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);

4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы кнаружи, поворот стопы внутрь (3-5раз).                                                                  

   4). Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).

1) «Сотвори в себе солнце»;

2) «Волшебный цветок добра»;

3) «Путешествие на облаке»;

4) «У моря»;

5) «Золотая рыбка»;

6) «Янтарный замок»;

7) «Танец рыбки»;

8) «На лугу»;

9) «Водопад»;

10) «Сила улыбки» и т.д.

«Водопад»

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните  и выдохните…Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами   собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом  вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

      5). Упражнения для мышц рук.

1) «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)

2) «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)

3) «Мы наши пальчики сплели

 И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.»

( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)

4) «Руки мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочется быть не хуже всех.

( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)

     6). Упражнения для глаз. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...

Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"

Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как  он работает на практике. В пр...

«Создание здоровьесберегающей среды, как фактор повышения качества образования.»

С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа « Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни». И хотя традиционно считается, что осно...

Мастер-класс "Использование метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования"

Цель: создать условия для распространения опыта учителя-мастера по использованию метода «Перевёрнутый урок» как средство повышения качества образования Задачи:- организация пространст...

Презентация "Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся"

laquo; Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»   Нестандартный урок- это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структу...