«Здоровьесбережение в начальных классах»
статья по зож (2 класс) на тему

Медведько Ольга Владимировна

       Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды , гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_v_nachalnyh_klassah.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесбережение в начальных классах»

       Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды , гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.

    Важно подчеркнуть, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся -необходимый фактор успешности в обучении. Нам всем известно, что только здоровый ребенок даст хороший результат в обучении. Очевидным становится вопрос: «Как построить учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье ребёнка?»

    Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.       

Как дать качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, если учебный план школы, загруженность учебного материала, традиционные методики и технологии обучения не позволяют в полной мере решить эти задачи.

    Одним из условий правильной организации учебного процесса является обеспечение гигиенических условий. В 1 классе перед началом учебного года создали интерьер класса. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывает положительные эмоции, позитивно влияет на психику. Каждый триместр рассаживаю детей, принимая во внимание состояние их здоровья: зрение, слух. Пересаживание исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски. Расписание уроков составляется с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следуем шкале трудности предметов для младших школьников.

Я считаю, что главный бич сегодняшнего образования в том, что дети мало двигаются. Все школьные годы они большую часть дня сидят, хотя в этом возрасте движение необходимо им как воздух, это их физиологическая потребность, от недостатка движения они плохо развиваются. Именно поэтому уже в младших классах у детей катастрофически ухудшаются зрение и осанка. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Все это снимает проблемы переутомления, отсутствия интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Наиболее распространённой формой обучения является урок.  Я считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. В с работе учитываю возрастные психологические особенности  учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление, стараюсь создать неодинаковые, специфичные условия для обучения, воспитания, развития учащихся, сохранения их здоровья. При построении  уроков нужно учитываю такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Отхожу к двери, что бы дети развернулись в другую сторону.

6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

7. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

9. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.

10.Стремиться сделать все возможное для того, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье.

Наряду с традиционными уроками в своей практике применяю и нетрадиционные формы организации урока. В начальной школе можно использовать следующие виды нетрадиционных уроков : уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы) ; уроки-путешествия ; уроки-фантазии ; урок-сказка ; урок-сюрприз ; урок-отчет ; урок-зачет; урок здоровья; уроки с использованием компьютерной техники, урок –экскурсия. Все они имеют здоровьесберегающую направленность. 

Детям интересно: преодолевать различные препятствия, решать весёлые задачи, готовить проекты, путешествовать по островам, выполняя задание, получать задание из «черного ящика», работать с чертёжными инструментами, работать в группах.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон

Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдению правил игры.

 В  работе учитель должен акцентировать внимание на следующие моменты :

-Отслеживание соответствия санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНов.

-Постоянное внимание к охране зрения, проведение упражнений по гигиене зрения.

-Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности,  как в организации, так и в содержании урока.

-Планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм труда другими.

-Реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценки знаний учащихся.

-Использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).

Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет без каких- либо дополнительных материальных затрат значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости.

Как показывает практика,  организация такой работы позволяет проводить оздоровительные мероприятия без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья, обеспечивает успешность обучения учащихся младших классов.

Педагог-психолог

Медведько О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Здоровьесбережение в начальных классах школы".

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью.  Кризисные явления в обществе способствовали изменени...

Образовательно – оздоровительная программа работы по здоровьесбережению учащихся начальных классов

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живу...

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

Решение проблем здоровьесбережения в начальных классах

Отчёт о работе по здоровьесбережению в начальной школе....

Авторская программа по здоровьесбережению детей, учащихся начальных классов. "Сохраним здоровье""

Данная программа посвящена актуальной проблеме в области сохранения здоровья детей в системе специального образования и являеться результатом обобщения опыта работы воспитателя(учителя) с детьми, имею...

Методика оценки уровня здоровьесбережения учащихся начальных классов.

Методика оценки уровня здоровьесбережения учащихся начальных классов была опробирована  в инновционном проекте "Здоровье" и позволяет выявить  уровень здоровьесберегающей  мотивации и а...

Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании

   Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особог...