Главные вкладки

    Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальной школы при реализации технологий здоровьесбережения в начальном общем образовании
    статья (4 класс) на тему

    Малюгина Кристина Александровна

         Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

        Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть  актуальное проявление компетенции.

         КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека

    Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения:

    *      знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

    *      знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

    *      знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

    *      физическая культура человека;

    *      свобода и ответственность выбора образа жизни.

         Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значимость социальной и когнитивной компетентности учителя начальных классов при реализации технологий здоровьесбережения в дошкольном и начальном общем образовании.

         Компетентность - специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

        Компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.». При этом компетентность всегда есть  актуальное проявление компетенции.

         КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ - (социальная компетентность), основа бытия человека как социального, а не только биологического существа, где основным является осознание важности здоровья, здорового образа жизни для всей жизнедеятельности человека

    Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту деятельности, общения (социальная) Компетенции здоровьесбережения: 

    • знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
    • знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
    • знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
    • физическая культура человека;
    • свобода и ответственность выбора образа жизни.

         Здоровьесберегающая компетентность: Сформированность ценностного отношения к здоровью, медико-психолого-педагогических знаний о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья, а также наличие личностных установок на здоровьесберегающее поведение.

    УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

    Высокий уровень: 

    • Знания педагогов в области здоровья систематичные, осознанные и глубокие.
    • Отмечается потребность в постоянном пополнении и совершенствовании знаний.
    • Умения на уровне навыков.
    • Мотивом к здоровьесбережению является понимание его ценности и потребности в его сохранении и укреплении.

    Средний уровень:

    • Представления педагогов в области здоровья существенны и дифференцированы, содержат достаточно сформировавшиеся убеждения.
    • Умения и навыки в области здоровьесбережения сформированы, но применяются не в системе.

    Низкий уровень:

    • Знания педагогов в области здоровья поверхностны, часто неадекватны.
    • Характерно равнодушное, нередко негативное отношение к выполнению действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

        Высокий уровень компетентности здоровьесбережения способствует сохранению и укреплению здоровья как детей и подростков, так и самого педагога.

        Низкий уровень может привести к нарушению физического, психического и социального компонентов здоровья, и не способствует формированию ценности здоровья и здорового образа жизни как у самого педагога, так и у детей и подростков.  

    • Когнитивная составляющая:

          - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета;

        - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету,

        - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале.

    Когнитивная составляющая:

         - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.);

         - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности.

     

     Формирование компетентности здоровьесбережения педагогов будет более эффективным, если:

    • компетентность здоровьесбережения рассматривать как компонент профессиональной компетентности;
    • формирование компетентности здоровьесбережения педагогов  основывается на концепции валеологического образования, гуманистическом, личностно-ориентированном, ценностном, системном, контекстно-компетентностном подходах,
    • а также принципах: триединого представления о здоровье, интеграции, социокультурной  профессиональной деятельности, непрерывности и преемственности,  профессиональном самосовершенствовании.

    Критериальная характеристика уровней сформированности компетентности здоровьесбережения
    (по Патрушевой И.В.)

    1. Мотивационно-ценностный
    2. Конгитивный
    3. Деятельностный
    4. Личностный

    Элементы здоровьесберегающей  компетентности:

    1.        Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

    2.        Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

    3.        Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

         Аспекты, отрицательно влияющие на реализацию здоровьесберегающих технологий:

    1. Стрессовая педагогическая тактика;

    2.        Несоответствие    методик    и   технологий   обучения   возрастным функциональным возможностям школьников;

    3.        Несоблюдение    элементарных    физиологических    и    гигиенических требований к организации учебного процесса;

    4.        Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей;

    5.        Провалы в существующей системе физического воспитания;

    6.        Интенсификация учебного процесса;

    7.        Функциональная    неграмотность   педагога    в    вопросах   охраны и укрепления здоровья;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

    Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

    «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

    Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

    Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

    Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

    Технологии здоровьесбережения в начальной школе

    Цель разработки: показать значение здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности....

    Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

    Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

    "Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

    В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...