Урок по теме: "Пульс. Постановка дыхания. Шаблон №4" в начальной школе
план-конспект урока по зож (1 класс)

Урок по теме: "Пульс. Постановка дыхания. Шаблон №4" в начальной школе для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bosu.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье

1 класс

Тема урока : Пульс. Постановка дыхания. Шаблон №4.

                                                           автор разработки занятия:

                                                    педагог ДО Черкашина Юлия Сергеевна

                     

г. Лабытнанги

2009 г.


 

Урок здоровья для детей 6-7 лет

ЦЕЛЬ: нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) мо методу биологической обратной связи.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о дыхательной системе человека;
  • познакомить с понятиями «пульс», «ЧСС»;
  • закрепить понятия «здоровье», «пульс», «ЧСС»;
  • обучить постановке дыхания во время практического занятия с применением приборов - БОС;
  • обучение детей диафрагмально - релаксационному типу дыхания;
  • обучение методам релаксации.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых качеств и культуры здорового образа жизни;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Развивающие:

  • развитие интереса к регулярным занятиям здоровья.

Оздоровительные:

  • снятие функционального напряжения и утомления;
  • укрепление активного отдыха учащихся;
  • улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

ОБОРУДОВАНИЕ: комплект видеослайдов, компьютерный класс, приборы – БОС, спиртовые салфетки, учебники, карточки, магнитофон + расслабляющая музыка, медали.


Пульс. Постановка дыхания. Шаблон № 4.

Подготовительная часть (10 мин.)

Слайд 1 – «БОС – урок здоровья» (приложение 2)

- Здравствуйте!

- Ребята, на какое занятие вы пришли, как оно называется?

- Уроки здоровья.

- А для чего нам нужны уроки здоровья?

- Чтобы быть здоровым.

- А что значит, быть здоровым?

Слайд 2 – «Я хочу быть здоровым» (приложение 2)

- Правильно питаться, закаляться, заниматься физкультурой и спортом, гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры и др.

- Вы любите играть?

- Да. 

- А в догонялки?

- Любим.

- Что происходит с вашим сердцем и дыханием, когда вы быстро бегаете, а потом резко останавливаетесь?

- Сердце начинает стучать.

- Давайте за ответом обратимся к учебнику, стр. 7, 1 абзац.

Текст из учебника (читает ученик):

- Сейчас ты смотришь в книжку и дышишь спокойно. И твое сердце бьется спокойно. Но стоит побегать, попрыгать или просто пошалить, как легкие тут же попросят больше воздуха. Дыхание станет частым, и сердце тоже начнет стучать быстро-быстро. Потому что сердце и легкие дружат и слушаются друг друга.

          - Внимание! Внимание!

        Вот дело ваших рук –

        Дыхание, дыхание,

        Для сердца лучший друг!

                Когда легко вам дышится,

                И сердце сразу слышится:

                «Тук-тук, тук-тук, тук-тук!»

        А если с другом что-нибудь

        Случилось, то тогда

        И сердце вдруг на ложный путь

        Вступает … Вот беда!

        И начинает слышаться:

        «Та-та, «та-та, та-та!»

- Ребята, как вы считаете, что такое в стихотворении «тук-тук, та-та»?

- Это удары сердца, то есть ритм, или пульс.

- Верно. Значит, какая тема сегодняшнего урока?

- Пульс.

(ТАБЛИЧКУ НА ДОСКУ – ТЕМА УРОКА: «ПУЛЬС»).

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое пульс, как и где его найти. А также каждый из вас увидит работу своего пульса во время выполнения практического задания с применением приборов БОС.

- Покажите, пожалуйста, где находится сердце?

- В левой части грудной клетки.

- Прижав ладонь к левой части груди, вы почувствуете удары. Это работает наше сердце. Приложите ладонь к своему сердцу, почувствуйте его удары (Учитель помогает каждому ребенку найти сердце и почувствовать его удары).

- А как можно узнать о пульсе? Где он находится?

- Точно так же. Проще всего нащупать пульс на внутренней стороне запястья и на шее.

- Давайте выполним маленький эксперимент. Подойдите ко мне. Давайте встанем в круг и найдем у себя пульс (Учитель помогает каждому учащемуся найти пульс).

- Почувствовали удары? 

- Это и есть пульс, т.е. толчки сердца, при помощи которых осуществляется передвижение крови. Пульс иначе называют частотой сердечных сокращений, или сокращенно ЧСС.

 - И снова мы обратимся к учебнику, чтобы подтвердить знания. Стр. 7, 2 абзац.

Текст из учебника (читает ученик):

- Сердце откликается на каждый вдох и выдох. На вдохе сердце бьется быстрее, а на выдохе – медленнее. Если ты простудился, то сердце и легкие перестают работать дружно. Но ты можешь научиться беречь их дружбу.

Слайд 3 – «Знаете ли вы, что сердце работает в ритме дыхания? (приложение 2)

- Как мы можем сберечь дружбу сердца и легких?

- С помощью практических занятий на компьютере, где мы учимся правильному диафрагмально-релаксационному типу дыхания.

Слайд 4 – «Пульс во время практического занятия» (приложение 2)

- Во время практического задания вы сможете это все проверить на себе. Во время работы проследите за своим пульсом на вдохе и выдохе. Результаты работы сердца находятся в левом нижнем углу монитора. Чем больше будет разница между вдохом и выдохом, тем лучше работают ваши легкие и сердце.

- У нас сегодня четвертое практическое занятие.

Основная часть (17 мин.)

Слайд 5 – «Расположение датчиков на теле» (приложение 2)

Подготовка приборов. Расположение датчиков и ремней на теле (Ученики самостоятельно обрабатывают датчики спиртовыми салфетками, и крепят их с помощью эластичного ремня к своему телу). Учитель помогает.

Слайд 6 – «Учимся дышать животом» (приложение 2)

Релаксация (звучит медленная композиция).

- Во время релаксации дышите животом. Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте себя далеко-далеко от шума улиц. Услышьте звуки природы: журчание ручейка, пение птиц; почувствуйте нежное, ласковое летнее солнышко. Отдыхайте, пока звучит музыка. Дышите животом. На счет 3 откройте глаза. 1-2-3 – открываем глаза.

Практическое занятие № 4 - 11 мин. Ученики самостоятельно выполняют практическое задание на индивидуальном компьютере. Если ребенок выполняет задание раньше остальных, то можно включить ему дополнительный практический урок на свободную тему. Во время практического занятия учитель в индивидуальной форме помогает (жестами и словом) ребенку правильно освоить навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания.


Заключительная часть (8 мин.)

- Ребята, поднимите руку, у кого на вдохе пульс увеличивался?

Дети поднимают руки.

- Значит, ваше дыхание было правильным.

- Что же такое пульс? Найдите понятие «пульс» и определение к нему в классе (по стенам класса расклеены таблички с терминами и определениями к ним в хаотичном порядке. Дети находят таблички в классе и с помощью магнитов прикрепляют их на доску).

- Как иначе называется пульс? Найдите сокращенное название и расшифровку к нему в классе. 

(Дети находят таблички в классе и с помощью магнитов прикрепляют их на доску).

- Энергии, которую человек тратит на дыхание за одни сутки, пропуская через легкие почти 500 литров воздуха, хватило бы, чтобы перекачать на второй этаж тонну воды. Вот какой мощный дыхательный аппарат у человека.

- А насколько мощный он у вас? Давайте посмотрим на результаты вашей работы.

- Кто получил оценки «3» или «4» за работу?

Дети поднимают руки.

- У кого «2»?

Дети поднимают руки.

Молодцы, ребята! Каждый из вас старался, учился навыку ДРД. Вы все хорошо работали на уроке. Мне хочется вас поблагодарить и подарить по медали «За волю к победе». Я верю, что к концу 12-го практического занятия у вас будут положительные отметки, и вы все получите паспорт здоровья.

Выставить оценки за урок.

Уборка рабочего места - 2 мин.

Слайд 7 – «Домашнее задание» (приложение 2)


Приложение 1

Пояснительная записка к практической части урока

        Метод биологической обратной связи (БОС) – это новая массовая оздоровительная методика для детей и взрослых, разработанная российским ученым – физиологом, кандидатом биологических наук А.А. Сметанкиным.

        Оздоровительная работа по методу БОС в МОУ СОШУИП №3 началась с февраля 2008 года. Цель уроков - нормализовать внутреннее физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) мо методу БОС.

        На уроках используется тренажер БОС «Дыхание». Во время практической тренировки ученик видит и слышит, как происходит синхронизация работы сердечнососудистой и дыхательной систем, учится изменять величину своей ДАС (разницы частоты пульса на вдохе и выдохе).

        ДАС – явление, присущее любому человеку. Это чуткий индикатор качества дыхания, уровня защитных сил и возможности организма к адаптации. Чем выше уровень ДАС, тем лучше защищен организм от болезней.

        Овладев техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.

        Таким образом, БОС позволяет путем обучения совершенствовать функции любых органов и систем, а при необходимости корректировать и восстанавливать их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

конспект урока по математике во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Периметр многоугольника".

Тема урока  "Периметр многоугольника". Урок проведён с использованием Сингапурских структур обучения. Использованы такие обучающие структуры : конэрс, клок баддис, тэк оф тач даун....

конспект урока по математике во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Периметр многоугольника".

Тема урока  "Периметр многоугольника". Урок проведён с использованием Сингапурских структур обучения. Использованы такие обучающие структуры : конэрс, клок баддис, тэк оф тач даун....

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...