Разговор об экологической культуре
статья по зож

Мальцева Алла Николаевна

 

Экологическое воспитание - формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Под экологическим воспитанием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры младших школьников

Экологическое воспитание - формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Под экологическим воспитанием мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю.

В УМК «Начальная школа XXI века» принцип экологизации курса «Окружающий мир» представлен темами «Родная природа», «Мы – жители Земли», «Земля – общий дом», «Человек – биологическое существо».

На уроках мы не только расширяем и углубляем знания, полученные учащимися при изучении курса " Окружающий мир", но и пробуждаем у них интерес к объектам природы, требующим внимания, заботы, стимулируем сопереживания детей ко всему живому. Так, прежде чем организовать уход за комнатными растениями, домашними животными или  оказать помощь птицам, необходимо познакомить детей с их характерными чертами, значением в жизни человека, в природе, а также с экологическими потребностями. Расширение знаний учащихся значительно влияет на их положительное отношение к природе. Например, знакомство с зимующими птицами, особенностями их жизни может вызвать у детей стремление помочь им пережить зимние невзгоды.

Начиная с 1 класса, дети с интересом выполняют творческие работы: составляют рассказ о животном или растении от имени самого животного или растения, рассматриваются жалобы растений и животных на человека.

Во 2 классе дети создают книжки-самоделки «Красная книга животных и растений Ленинградской области».

В 3 классе дети выясняют происхождение названий животных и растений, также вводится понятие «экосистема». Дети составляют экосистемы луга, поля и т. д., подчеркивая при этом, что исключение из экосистемы хотя бы одного компонента может привести к её полному разрушению. Особое место отводится сочинению сказок о животных и растениях, составление описаний природы родного края.

Конечно, для формирования экологической культуры у младших школьников недостаточно лишь работы на уроках курса «Окружающий мир». Здесь необходима интеграция с другими предметами.

В этом плане интересны разделы «Развитие речи» на уроках русского языка. Многие обучающие сочинения и изложения, представленные в этом блоке, подразумевают проведение большой предварительной работы по актуализации знаний учащихся о законах природы, обращению к их личному опыту.

На уроках «Литературного чтения» открывается ещё больший простор для работы по воспитанию экологической культуры. Это художественные произведения различных жанров: стихи, рассказы, сказки, научно – художественные тексты. Интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое и др.

Особенно нравится детям «издавать» книжки-малышки со своими рассказами, сказками о природе, тематически связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь в 1 классе с рассказом В.Чаплиной «Мушка», дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Эффективны задания-тренинги «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к  «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п.

В своей работе  мы используем нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный  отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе; урок-викторина «Умники и умницы» проводится  после знакомства с несколькими произведениями  о природе.

Формированию экологического воспитания у младших школьников способствуют проведение различных конкурсов, рисунков, сочинений, на которых ребята демонстрируют свое творчество. Выполняя такие задания,  учащиеся испытывают радостное чувство познания природы, делают свои собственные "открытия", более глубокое понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, развивают наблюдательность и умение рассказать об увиденном или прочитанном.        

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

Формирование экологического отношения к природе в начальных классах как способ развития экологической культуры детей.

Материал содержит программу по формированию экологического отношения к природе. Описаны формы работы по годам обучения в начальной школе....

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "

Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....