«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».
методическая разработка по зож (1 класс)

Работа была представлена на областной этап конкуса «Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы

«Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Автор (ФИО полностью)

 Дашкина Зяйтюня Равиловна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Телефоны автора

8 9270925525

Должность

учитель начальных классов

Место работы: школа, район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области

Адрес электронной почты

 ziaytunia@eandex.ru _личная почта

mousoh1srel почта школы

Возраст учащихся

7 -8 лет 1 класс

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

Первая часть программы «Разговор о правильном питании»

Стаж работы в программе

1год

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

1

Знакомство с жителями  «Страны Здоровья».

Познакомить учащихся с новым курсом

2

Если хочешь быть здоров.

Беседа  « Как пища влияет на наше здоровье?».

Дать информацию о важности правильного питания, необходимости заботиться о своем здоровье.

  

3

Самые полезные продукты.

Сюжетно – ролевая игра «В магазине»

Игра – соревнование «Кто больше назовёт полезных продуктов?»

4

Как правильно есть

О. Емельянова «Курица в гостях у свиньи».

Составление синквейна «Правила питания».

5

Удивительное превращение пирожка. 

Э.Хогард «Мафин печёт пирог»

 

Демонстрация «Что произошло с пирожком».

6

Вместе весело гулять

 Игра «Прогулка по городу Здоровья»

7

Из чего варят кашу? Как сделать кашу вкусной? А.Тимофеевский «Богатырская каша»

 Беседа «Почему   на завтрак мы должны есть кашу?»  

  Конкурс «Чем можно украсить кашу?».

8

Плох обед, когда хлеба нет. Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»

 Чтение сказки, составление  меню обеда

 

 

9

Плох обед, когда хлеба нет

 Праздник « Хлеб – батюшка, водица — матушка.»

10

Время есть булочки. Рассказ «Молоко» И.Ревю

 Беседа  «Зачем нужен полдник и каким он должен быть?»

Разгадать ребусы «Её величество молоко».

 Конкурс рисунков «Молоко и молочные продукты»

11

Пора ужинать.

Чтение сказки-притчи «Принцесса яблонь»
Л. Скребцовой

   

 Работать с пословицей «Всякому нужен обед и ужин».

12

Где найти витамины зимой.

Проект «Огород на подоконнике».

Посадить  зелёный лук, проращенную пшеницу, укроп.

Познакомить с разнообразием овощей, их полезными свойствами.

13

Веселые старты

Игра соревнование «Веселые старты»

14

На вкус и цвет товарищей нет.

 Познакомиться с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов.

Формировать практические навыки распознавания вкусовых качеств продуктов.

Практическая работа «Какой вкус».

15

Как утолить жажду. Чтение стихотворения С.Олеговой

Что такое вода? «О воде» Матвиенко И. 

Обсуждение проблемного вопроса «Зачем мы пьём воду?»

Формировать представления о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.

 

17

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Проект «Мой режим питания».

Выяснять, как зависит калорийность пищи от образа жизни.

Получить  представление о связи рациона питания и образа жизни.        

Игра «Меню спортсмена».

 

18

Что помогает быть сильным и ловким

Чтение сказки Шульгиной Я. О. «Волшебный нос»

19

Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты.

 Игра «Поле чудес»  

Конкурс загадок.

Игра  «Готовим запасы на зиму».

20

Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты.

Чтение и обсуждение сказки «про витамины и здоровье» И.Ревю

21

Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты.

 Игра – путешествие по городу «Витаминия»

Разгадывание кроссворда, отгадывание загадок

22

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

 Игра- путешествие «Овощи и овощная зелень».

Познакомить с разнообразием малознакомых и редко используемых овощей.

   

Творческая работа « Мой любимый фрукт».

23

Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень.

 Игра- путешествие «Овощи и овощная Творческая работа « Мой любимый фрукт».

24

Праздник здоровья

 Веселые спортивные состязания

Описание системы работы по программе 

 На сегодняшний главной и самой важной задачей современного общества является сохранение здоровья учащихся. Задача современного учителя  - научить самого ребенка ответственно относиться к своему здоровью, развивать представления о правильном питании, формировать полезные навыки и привычки.  Важную роль в реализации этой задачи играют использование образовательных, информационных, художественно-творческих технологий развивающих программ во внеурочной и воспитательной направлениях работы с учащимися начальных классов. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.  

  Я в 2017-2018 учебном году на основе раздела  "Разговор о правильном питании»   разработала систему внеурочных мероприятий для учащихся с использованием художественной литературы.  Занятия строились в соответствии с основой программой, которая носила информационно-практическую направленность: формирование у учащихся школы 1 ступени правильных представлений о важности правильного, сбалансированного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Акцент в реализации  работы строился в популяризации правильного питания, в умении выбирать правильную пищу.   Я  в ходе занятий я стараюсь избегать такого резкого деления, ведь при этом оценки, сделанные учителем в ходе занятия, могут противоречить традициям питания, сложившимся в семье. Конечно же нельзя школьнику говорить  о вреде бутербродов с колбасой, если дома он обычно ест их на завтрак и ужин.    И в этом мне на помощь пришла художественная литература.  На своих занятиях я использую самые любимые учениками начальных классов сказки, стихотворения, басни, загадки. Через художественную литературу знакомство с обычными продуктами происходит в более нетрадиционном виде. При проведении занятий ребёнок является не только слушателем, но и участвует в театрализованных моментах, игровых формах, в проектной деятельности. Мои ученики любят выполнять практические задания. Большую помощь при выполнении таких заданий мне оказывают родители. Часто с детьми мы устраиваем уже игры – путешествия. Конечно, для учителя это большая предварительная работа. Чтобы дети сделали из игры правильные выводы  нужно искать материал,  тщательно продумывать каждую станцию готовить раздаточный и иллюстративный материал.                                                                                        Я считаю, что данная система внеурочных мероприятий как для учащихся, так и для родителей помогает проявить активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона..

 

 

 Конспект занятия  на тему «Принцесса яблонь» Л. Скребцовой

Цель: познакомить со сказкой – притчей «Принцесса яблонь» Л. Скребцовой, познакомить с  полезными свойства яблок, сформировать желание питаться правильно.

Планируемые результаты: узнают о пользе яблок для организма, какие витамины есть в яблоках,  научаться отличать сказку от притчи, выражать свое отношение  к поступкам героев, правильно отвечать на вопросы учителя, совместно с родителями приготовят яблочный сок .

  1. Мотивация учебной деятельности

Здравствуйте ребята, уважаемые родители! Как всегда начинаем наше занятие со стихотворения И. Загоруйко

Если хочешь быть здоровым,
Не хандрить и не болеть,
Все проблемы эти в жизни,
Можно с честью одолеть!
Вкусной, правильной едою,
Что энергию несет,
Она дарит нам здоровье,
Силу, бодрость придает!
Так давайте впредь ребята,
С такой пищею дружить,
И тогда проблемы в жизни,
Будет проще пережить!  

  1. Актуализация  знаний и целеполагание.

Итак, мы продолжаем наш разговор о правильном питании. О чем пойдет речь вы узнаете из стихотворения. Пожалуйста, Мадина.  (Читает подготовленный  ученик) 
«Летний сад»:

Как хорош он, летний сад,                                                                                                                Фруктами всегда богат.                                                                                                                        Вишен стройных целый ряд –

 Рубином ягоды горят.                                                                                                                               Рядом здесь растёт и слива,                                                                                                               Плодами сочными красива.                                                                                                                        Груш и яблок аромат,                                                                                                                             Съесть одно бы каждый рад.

Кто догадался о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем занятии? Правильно о фруктах. О каком фрукте  именно  вы узнаете отгадав загадку

Загляни в осенний сад

Чудо-мячики висят.

Красноватый, спелый бок

Ребятишкам на зубок.

 Догадались о чем пойдет речь? Правильно о яблоках.

  1. Работа со сказкой.                                                                                                                    1). Словарная работа                                                                                                                Ребята,  прежде чем начать читать сказку-притчу Л. Скребцовой  «Принцесса яблонь»  я хочу предложить поработать со словами, которые встретятся вам в тексте.  Перед вами лежат листочки, на которых вы должны будете соединить слово с его значением                                                                                              

Диета

совещание нескольких ученых одной или различных специальностей

Консилиум

 Запеканка из крупы, мучных изделий, творога с фруктами, сладостями или иными приправами. Сухарный пудинг,  яблочный пудинг

Авитаминоз

 Специально подобранный по количеству, химическому составу, калорийности и кулинарной обработке рацион питания; определенный режим питания

Пудинг

Заболевание, вызванное резким недостатком витаминов в организме человека или животного

Джем

Сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков, сливок, сметаны, приготовляемое с желатином.

Желе

Густое варенье из фруктов или год, представлющее собой однородную массу Яблочный джем Фруктовый джем

         А теперь давайте проверим, что у вас получилось.                                                                                                                                                                  И последнее что я хотела вам сказать это о значении слова притча. Притча- это краткий поучительный рассказ.

2)  Чтение текста.                                                                                                                                         Итак, сядьте поудобнее и подготовьтесь слушать сказку- притчу. (читает учитель).

3)  Работа по тексту                                                                                                                                          - Ребята, вам понравилась сказка?                                                                                                         - Назовите главного героя сказки?                                                                                                                - Какой сад был у принцессы?                                                                                                                    - Почему так сильно заболели король с королевой и все придворные?                                                          - Какую диету предложила маленькая принцесса, чтобы вылечить больных?                                          - Чем  оказались полезными яблоки?                                                                                                   - Давайте вспомним, какую пользу принесли яблоки королевству.                                                         – Скажите мне пожалуйста, если очень долгое время питаться одними  яблоками они могут принести вред?                                                                                                                                                                                                                              – Чему учит нас сказка?  

   4. Физкультминутка

Вот так яблоко, оно соку сладкого полно                                                                                             Руку протяните, яблоко сорвите                                                                                                            Стал ветер веточку качать                                                                                                                  Трудно яблоко сорвать                                                                                                            Подпрыгну, руку протяну,                                                                                                                          И быстро яблоко сорву.

5.Продолжение работы по теме урока.                                                                                                             А теперь проведем конкурс рисунков. В следующем задании нам помогут наши мамы.  К каждой группе подсаживаются мамы. Первая группа готовит яблочный сок и угощает всех, вторая группа демонстрирует яблочный джем и рассказывает процесс приготовления, третья- желе.

6. Итог занятия. Рефлексия.                                                                                                                 – Ребята, с какой сказкой мы познакомились на занятии?                                                                  - Какие полезные витамины содержат яблоки?

Перед вами лежат яблоки красного, зеленого и желтого цветов. Вам нужно повесить их на нашу яблоню. Если у вас все получилось возьмите красное яблоко, если  в чем-то сомневаетесь – зеленое, и если вам не понравилось наше занятие - желтое.

 

Литература:

1. Витамины / Под ред. Смирнова М. П.— М.: Медицина, 1974. 140 с.

2. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.

3. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. М.: АВР, 1996. 556 с.

4. Ермакое Б. С. Лесные растения в вашем саду (плодово-ягодные деревья и кустарники / Справочное пособие. М.: Экология, 1992. 159 с.

5. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. Киев, 1987. 256 с.

6. Лихарев В. С. Лекарства с огорода. Саратов: Детская книга, 1993. 352 с.

7. Надеждина Н. А. Во саду ли, в огороде... М.: Детская литература, 1972.

8.  Ирис Ревю. Сказка про витамины и здоровье

9. Сборник  А. Лопатина, Л.Скребцовой  «Сказочный справочник Здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Роль культуры питания при формировании навыков здорового образа жизни в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Роль культуры здорового питания. Цели и задачи культуры здорового питания. Пути реализации программы для 1 - 4 классов...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

Паспорт методического конкурса «Реализация программы «Разговор о правильном питании» как направление воспитательной работы педагога».

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" 1 кл.Внеурочная деятельность "Разговор о правильном питании"Конспект занятия изучения нового материала на ...

Литературные произведения как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании

Данная модель программы направлена на формирование у обучающихся сознательного отношения к собственному здоровью, полезных навыков и привычек, связанных с правильным питанием и здоровым образом жизни ...