РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по зож

Зверева Светлана Николаевна

Статья на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - актуальная задача современного образования. Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. Основные результаты реализации программы  оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья73.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зверева С.Н.,

учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей №5»

 города Губкина Белгородской области,

Белгородская область,

Российская Федерация

Некрасова Л.Д.,

учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей №5»

 города Губкина Белгородской области,

Белгородская область,

Российская Федерация

Аннотация. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - актуальная задача современного образования. Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. Основные результаты реализации программы  оцениваются в рамках мониторинговых процедур.

Ключевые слова: здоровье, программа, проекты, режим, нагрузка, сотрудничество, здоровьесбережение.

Annotation.Teaching children the careful attitude to their health is one of the main problem of modern education. The competences which are developed in the students in the field of zdorovesberezheniye during the educational process show themselves in the process of curricular and extracurricular work.The main results of the programme are evaluated in the framework of the monitoring procedures.

        Key words: health, program, projects, mode, load, collaboration, health care.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является отсутствие личных приоритетов здоровья. Особое внимание необходимо обратить на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

         В лицее созданы благоприятные  условия для реализации  программ и инновационных  проектов в области здоровьесберегающей  деятельности:

В лицее ведется работа по реализации программы  регионального эксперимента: «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Лицей является муниципальной инновационной площадкой: «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе». Лицей реализует программу регионального инновационного проекта «Содержание и организация занятий физической культурой на базе межведомственных физкультурно-оздоровительных центров». Результатом работы по данному направлению стала победа  в областном смотре - конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди общеобразовательных учреждений. Деятельность по этим  направлениям продолжается и в текущем учебном году. Работа начинается с 1 класса. Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. В лицее работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка.

В начальной школе успешно решается задача рациональной организации учебно-воспитательной нагрузки – вводится дополнительная двигательная нагрузка, динамическая пауза в середине учебного дня, организуются дневные прогулки с учащимися. В основе рационального режима – закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели, учебного года. Строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Здоровый образ жизни, который формируют у детей, должен находить ежедневную поддержку в семье, то есть закрепляться. Поэтому необходимо продуктивное сотрудничество школы и родителей на этой основе. Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».  

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

В рамках реализации ФГОС НОО спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности включает практическую деятельность детей в творческих объединениях «Юный олимпиец»,  «Общая физическая подготовка и подвижные игры», «Здоровей-ка!». Содержание программ призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Целью объединений являются развитие  двигательной активности обучающихся, укрепление их физического здоровья.

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Литература

  1. Власова, Т. П.  Здоровьесбережение детей и подростков как фактор обеспечения качественного образования  / Т. П. Власова  // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 8. - С. 122 - 127.
  2. Волосовец, Т. В.  Организация и этапы проведения мониторинга показателей здоровья, адаптации и работоспособности учащихся  / Т. В. Волосовец  // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 9. - С. 26 - 34. 
  3. Елисеев, В. В.  Материалы для подготовки плана здоровьесберегающей работы школы  / В. В. Елисеев  // Практика административной работы в школе. - 2011. - № 3. - С. 62 - 65.
  4. Кузьмина, И.   Здоровьесберегающие технологии: процесс внедрения  / И. Кузьмина  // Учитель. - 2010. - № 6. - С. 20 - 22.
  5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений: руководство для работников системы образования  / авт.: М. В. Антропова [и др.]; под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Фирма "Вариант", 2005. - 584 с.: ил. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в коррекционной школе в контексте внедрения ФГОС

quot;Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»....

Разработка специальной индивидуальной программы развития как основа реализации здоровьесберегающей деятельности в контексте реализации ФГОС О УО

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организа...

Презентация выступления на конференции ВИРО "Успешные практики создания и реализации программ формирования УУД. Опыт региональных инновационных площадок Воронежской области"

Презентация освещает выступление на конференции на тему "Развитие метапредметных умений и навыков младших школьников через практическую деятельность на внеурочных занятиях в МБОУ "СОШ № 101...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность

Реализация программы «Школа социально успешной личности» через внеурочную деятельность...