Урок по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
план-конспект урока по зож (3 класс)

Антонычева Надежда Борисовна, Ростовцева Татьяна Александровна, Музыка Валерия Александровна

Раскрытие понятия ЗОЖ; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»

Учителя начальных классов: Антонычева Н.Б., Музыка В.А., Ростовцева Т.А.

Урок по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

Цель: раскрыть понятие ЗОЖ; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные – способствовать расширению представления о ЗОЖ и формированию умений

Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.

Воспитательные – воспитывать чувство ответственности за своё состояние здоровья и других, за работу в группе учащихся.

Оборудование: раздаточный материал, анкета «режим дня».

                                Ход  урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: Прозвенел звонок,  начинается урок.

Я улыбнусь вам, и вы  улыбнетесь, друг другу и подумаете, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы

Мы все здоровы

Глубоко вдохните и выдохните

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них

- Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу

Учитель: -Ребята, сейчас я предлагаю  вспомнить  пословицу  

Я здоровье берегу - сам себе я помогу! 

- Как вы это понимаете?

 Слова этой  пословицы  и является названием нашего  урока.

2. Вводное слово учителя:  

- Каждый из нас знает, что лучше быть активным и здоровым, чем пассивным и больным, лучше идти по жизни со светлой улыбкой, чем с гримасой боли. В жизни каждого человека складываются порой обстоятельства, которые исподволь постепенно разрушают здоровье. Это малая физическая подвижность, нерациональное питание, постоянное нервное напряжение, несоблюдение режима дня. Понятия здоровье и движение неразделимы. Занятия спортом, физические упражнения, правильное питание и соблюдение режима дня должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить свое здоровье, полноценную и радостную жизнь.

 - Поэтому сегодня мы с вами будем говорить о здоровом образе жизни, как нам сохранить и укрепить свое здоровье.

3. Создание игровой ситуации “путешествие ”

Учитель:- Давайте представим, что мы с вами туристы и отправляемся в увлекательное путешествие по Стране Здоровья!

 Все путешественники по утрам выполняют правила личной гигиены.

Какие правила, они выполняют?

- Наша первая остановка   называется “Личная гигиена”

  Гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.

- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда.  

Учитель:- А для того, чтобы проверить, знаете ли вы правила личной гигиены, предлагаю вам выбрать нужный ответ  на вопросы. Если правильный ответ, по вашему мнению – вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.                                          

ПОЛОСТЬ  РТА, ЗУБОВ

1.Зубы чистить нельзя.

2.Зубы надо чистить утром и вечером.

3.Зубы желательно чистить после каждого приёма пищи.

ГЛАЗА

1.Глаза нельзя трогать грязными руками.

2.В глаза можно кидать песок.

3.Нужно беречь глаза от солнечных лучей и  яркого света, ,не играть долго за компьютером, меньше смотреть телевизор.

ВОЛОСЫ  

1.За волосами нужно ухаживать каждый день.

2. Можно  не расчёсывать волосы несколько дней.

3.Нужно пользоваться только своей расчёской для волос.

ТУЛОВИЩЕ ( тело), РУКИ, НОГИ  

1.Нельзя прыгать с крыш домов, гаражей, заборов.

2.Мыть тело нужно каждый день.

3.Летом носите шубы и шапки, а зимой ходите в шортах и майках.

СОН  

1.Спать нужно с открытой форточкой.

2.Дети  должны ложиться спать в  9 часов вечера.

3.Сон вреден для человека

А сейчас отгадайте загадки:

Гладко, душисто,        

Моет чисто! (мыло)

Костяная спинка,

На брюшке щетинка.

По частоколу прыгала

Всю грязь выгнала! (зубная щётка)

Зубаста, а не кусается.

Как она называется? (расчёска)

Я несу в себе водицу,

Нам водица пригодится.

Можно мыться без хлопот

Если есть... (водопровод)

Вафельное, полосатое,

Гладкое, лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое?     (полотенце)

4. Остановка  «Утренняя зарядка»

Учитель:- Все путешественники встают рано утром и делают зарядку.

- Кто из вас, ребята, делает по утрам зарядку?

Учитель: Сейчас мы с вами все вместе сделаем зарядку я вас познакомлю с новой физкультминуткой.

5. Остановка “ Здоровое питание”

 Учитель:  Мы с вами рано встали, умылись, сделали зарядку и продолжаем наш поход. Остановка – “Здоровое питание” - нам пора подкрепиться.

Поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо».

Отвечать да – нет:

- На столе лежит еда. Руки надо вымыть?

- Перед обедом наелся конфет. Так поступать полагается?

- Мама стол накрывает всегда. Ты иногда помогаешь ей?

- Очень спортсменам полезна вода. Ты по утрам умываешься?

- Жарко, на нём тёплый свитер надет. Он закалённый по –вашему?

- А зачем человек питается?

-  Назовите ваше любимое блюдо, любимую еду.

 -  К сожалению, не все продукты, которыми питается человек, полезны для его здоровья.

Учитель: - Посмотрите на картинки на доске и скажите, правильно ли питается мальчик? (ответы детей)                    Инсценировка сценки “ Витамины”

Учитель:  - Ой, а к нам  гости. Да какие странные.  (Входит “Обжора” с двумя поварятами.)

Обжора: Записывайте. На сегодня: тортов разных – 350 килограммов, печенья – 400 килограммов, варенья – 300 килограммов.

1 поваренок: А как же суп?

Обжора: Какой такой суп-муп? Пиши: суп отменить, заменить пастилой в шоколаде – 200 килограммов.

2 поваренок: А фрукты?

Обжора: Какие такие фрукты-мрукты? Пиши: фрукты заменить конфетами!

Учитель: Погодите, погодите! Да разве можно так питаться?

Обжора: Можно, можно. Даже нужно! А вы почему такие худые? В моем королевстве все должны быть толстыми, как я. Сейчас я вас всех превращу в толстяков… Ой-ой-ой! (Падает, хватается за живот). Что это со мной?!

Учитель: Все понятно, Сладостей переел. А ведь поварята правильно говорили тебе: ешь суп, второе, фрукты.

Обжора: Не люблю я эти фрукты…              

Учитель: (демонстрируя  свежие  фрукты в большой корзине) А зря! Фрукты и овощи очень полезны.

Чем они полезны? (Ответы детей).

Учитель (обобщая ответы): В овощах и фруктах много полезных витаминов.  

- Древним людям принадлежат мудрые слова: “Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того,

чтобы есть”.

- Что значит разнообразное питание? Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

- Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?

 -Что можно приготовить из овощей?

Учитель: - Чем питается человек?

Учитель:- Отличается ли пища человека от пищи животного?

Учитель: - Всякая ли пища бывает полезна?

Игра “ Полезное – неполезное”  

Учитель: Я сейчас буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопаете в ладоши. Если

неполезен, то вы топаете ногами.

 Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсолнечное масло, фанта, морковь, торты,

капуста, сникерс, яблоки, шоколад, груши, сало.

Учитель:- Правильное питание- условие здоровья, неправильное приводит к болезням. В мире

интересного про тучных и полных людей, в какой стране их больше и почему.        

Доктор Пилюлькин из Цветочного города прислал нам письмо, в котором дает советы здорового питания

Советы здорового питания

-Воздерживайтесь от жирной пищи.

-Остерегайтесь очень острого и соленого.

-Сладостей тысячи, а здоровье одно.

-Овощи и фрукты - полезные продукты.

6. Остановка “ Режим дня”

Учитель: Употребление  полезных продуктов недостаточно, для сохранения здоровья. Очень

важно вовремя питаться. И не только питаться, но и учиться, работать и отдыхать. Сохранить свое

здоровье помогает режим дня.

Режим - это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Поэтому следующая

наша остановка называется “ режим дня

 Учитель:-Скажите, кто из вас соблюдает режим дня?  

-А сейчас я предлагаю вам заполнить анкету, которая позволит нам узнать что вы знаете о режиме дня.

Вы согласны?

Анкета “ Режим дня”

1. Нужно ли просыпаться каждый день в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

2.Нужно ли завтракать в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

3.Нужно ли ложится спать в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

4.Нужно ли делать уроки в одно и то же время? 1.Да. 2. Нет.

5.Нужно ли ежедневно гулять или играть на свежем воздухе? 1.Да. 2. Нет.

6..Можно ли нарушать свой режим дня? 1.Да. 2. Нет.

Учитель:- Если получилось больше плюсов, то у вас правильный режим дня, если больше минусов,

то вам нужно изменить свой режим дня, чтобы сохранить свое здоровье.

Игра «Части тела»

«Ребята! Я сейчас поиграю с вами в игру, которая называется “Части тела”:  Я буду разные части

тела называть; у кого такие есть – сразу за них беритесь.

Будьте внимательны: для того, чтобы проверить, кто своему телу настоящий хозяин, стану я одно называть, да совсем на другое указывать. Начали!»

У меня есть уши (берется за уши).

У меня есть руки (берется за руки).

У меня есть нос (берется за уши).

У меня есть локти (берется за колени).

У меня есть глаза (прыгает на носочках).

У меня есть щеки (ходит на пятках).

У меня есть живот (берется за голову).

Садитесь, ребята!

   «Человек обладает удивительным организмом. Он отличается от всех других не только строением и внешним видом, но и своими способностями. Человек умеет очень многое, например, разговаривать, строить дома, писать, читать (дополнения ребят). Но самое интересное – человек умеет учиться и учить других людей. И все это благодаря способностям своего организма. Но у человеческого организма есть враги и есть друзья. Друзья поддерживают, укрепляют, берегут его, а враги, наоборот, делают его старым, больным и слабым.

7. Остановка “ Спортивная”

 Учитель: - Мы продолжаем свой поход по Стране Здоровья. Мы попали с вами на спортивную площадку. Ребята вы любите физкультуру?

Учитель: - Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья - это движение. Нужно чтобы каждый из вас делал по утрам зарядку, больше ходил пешком, играл в подвижные игры, не пропускал без причины уроки физкультуры, катался на коньках и лыжах, посещал спортивные секции. Ведь все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Игра «Здоровый человек – это……»

Учитель: Нужно  выбрать   слова-характеристики здорового человека. Вы читаете их всему классу со своих карточек.

Здоровый человек – это …………….человек  

сильный                  неуклюжий

бледный                 подтянутый

весёлый                 красивый              

сутулый                 румяный        

стройный               ловкий

 Учитель: -Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.  

Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.

8.Остановка “ Свежим воздухом дышать”

Учитель: Все мы должны помнить, что каждый из вас должен как можно больше бывать на свежем воздухе и заниматься закаливанием своего организма. Мы с вами прибыли на станцию “ Свежим воздухом дышать”. Одним из важных мероприятий по укреплению здоровья является закаливание  

                             

Читает подготовленный ребенок:

Я  желаю  вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Прежде, чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

9.Релаксационная оздоровительная минутка  под музыку

“СОТВОРИ СОЛНЦЕ В СЕБЕ”  

Учитель: В природе есть солнышко, оно всем светит, и всех любит, и всех греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь, звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звездочка становится огромной, как солнце, оно несет тепло всем-всем. Посмотрите, какой стала ваша звездочка, она превратилась в ласковое доброе солнышко.          

10.Итог  урока:

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?

А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.

11. Оценивание детей

12. Домашнее задание:  попросить родителей выйти вместе с ними на прогулку  в лес, на природу, покататься на лыжах и санках.

Давайте  пожелаем друг другу: “ Будьте здоровы!”

 

Используемая литература:

1. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной        школы. – Киев: Издательство «Радянська школа», 1978.

2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему: "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу"

Получен от природы дар – не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз. – ЗДОРОВЬЕ! Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь СЧАСТЛИВУЮ прожить, ЗДОРОВЬЕ нужно СОХРАНИТЬ!...

Урок по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

Урок по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»Цель: Сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.Задачи: -Определить принципы здорового питания, закаливания органи...

Внеклассное мероприятие,проведённое в группе продлённого дня. Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Мероприятие, в ходе которого дети научатся определять виды отравлений и под руководством взрослых практически освоят приёмы оказания первой помощи....

Классный час по теме: «Я здоровье берегу- сам себе я помогу»

Расширить знания детей о пищевых продуктах и их значимости для растущего организма....

Классный час в 3 б классе на тему: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Классный час направлен на  воспитание бережного отношения к своему здоровью. Дети сами должны сделать вывод, что «быть здоровым – здорово!» и что необходимо для этого. Классный час посвящен разго...

Конспект занятий для подготовительной группы по теме "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Расширять представления о здоровом образе жизни; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни...