Кинезиологические упражнения на уроках в начальной школе
статья по зож (3 класс)

Федотова Светлана Александровна

Использование кинезиологических упражнений на уроках в начальной школе для сохранения физического и психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кинезиологические упражнения45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №42 г. Белгорода

Кинезиологические упражнения на уроках в начальной школе

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на его пальцах».

С раннего детства с ребенком родители, а позже воспитатели занимаются пальчиковой гимнастикой. Она способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

«Вот идет по полю гусь, он не страшный ты не трусь. Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит».

«Шел баран по крутым горам. Вырвал травку, положил на лавку» (указательный палец и мизинец обеих рук имитируют шаг, остальные пальцы согнуты и прижаты к ладоням).

«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара ,закричала: ква-ква-ква» (указательный палец и мизинец поднять вверх и держать полусогнутыми; средний и безымянный - прижать к ладони большим пальцем).

гусь.jpg   -  «Гусь»  баран.jpg- «Баран» лягушка.jpeg- «Лягушка»

       Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Виды кинезиологических упражнений: 

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).    
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

      Применение кинезиологических упражнений в начале занятий способствуют более быстрой настройке детей на урок, улучшает концентрацию внимания. После динамической паузы с применением телесных упражнений и упражнений на мелкую моторику улучшается работоспособность, координация движений, снимается напряжение с мышц рук. Использование упражнений на релаксацию, дыхательных упражнений в конце занятия снимает напряжение и утомление после интенсивной интеллектуальной деятельности. 

Необходимо обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении подобных упражнений. Во время урока проводить такие упражнения рекомендуется при проведении стандартной учебной работы. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.

Вот несколько примеров таких упражнений:

  1. «Массаж ушных раковин». Эффективно борется с плохим настроением и усталостью, укрепляет иммунную защиту организма, активизирует мозговую деятельность, обостряет внимание и память.

«Уши сильно разотрем и погладим, и помнем» (сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками).

  1. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
  2. «Глазки».. «Треугольник, круг, квадрат нарисуем мы подряд». Нарисовать глазами геометрические.
  3. «Дышим носом».

«Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой».

Исходное положение – о.с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, делать тихий продолжительный выдох.

  1. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Таким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию, улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга.

  Список литературы:

1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.

2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001. 3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г.

3 Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. - М., 2003.

4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. –М.:ВНИИФК,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока "Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе"

Фрагмент урока: Использование коррекционных упражнений на уроках в начальной школе. Цели:Коррекционно-образовательнаярасширить словарный запас детей.автоматизировать словарь по теме. «Зима»...

Разработка упражнений для отдыха на уроках в начальной школе

Упражнения для отдыха включают: дыхательные упражнения, упражнения для глаз, релаксацию. Все эти упражнения я использую на уроках....

Нейропсихология на урока в начальной школе Упражнения для синхронизации полушарий головного мозга

Полученные знания в области нейропсихологии детского возраста помогли найти разумные объяснения истоков трудностей и проблем, лежащих в основе неуспеваемости детей современной начальной школы и опреде...

"Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников" .

quot;Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников"...

Упражнения по динамическому чтению на уроках в начальной школе как средство развития внимания, памяти, речи, скорости чтения учащихся

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. В начальной школе дети испытывают большую трудность в овладении навыком быстрого...

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя начальных классов».

laquo;Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого полу...