Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня
статья по зож (1 класс)

Масс Марина Григорьевна

Главными задачами современной школы является: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Всё это требует особых подходов в образовании и воспитании основанных на принципах здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня »

декабрь 2021 г.

Актуальность темы:

           Главными задачами современной школы является: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Всё это требует особых подходов в образовании и воспитании основанных на принципах здоровьесбережения.

           В современной школе до 80% учащихся подвергаются неоправданному стрессу, что в большей степени способствует раннему формированию хронической патологии и её прогрессированию. Внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, замена традиционных образовательных программ альтернативными без должного педагогического и медицинского обоснования, как правило приводит к неадекватному увеличению нагрузок на детей, переутомлению и развитию патологических состояний. Проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе.

           Всё наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей - всё это закладывается в детстве за первой школьной партой. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология нашего района влияют на состояние здоровья учащихся. Частые болезни детей приводят к тому, что они пропускают учебные занятия. Знания не переходят в навыки. Не успевают созревать психические процессы, память, мышление, внимание. Не формируются элементы теоретического мышления. У 80% детей в классе проблема со здоровьем. Причин этого немало, а как следствие- многие изначально не справляются с уроками, отставание в учёбе со временем нарастает. По этим причинам нужно заниматься реализацией проблемы здоровья учащихся. В процессе моей работы появилась необходимость в поиске новых подходов в вопросе формирования здоровья учащихся.

           Выход из создавшегося положения я вижу в разработке и во внедрении программ формирования здоровья, позволяющих сотрудничать между собой педагогу, воспитателю, врачам, родителям и детям. Воспитывать в детях чувство ответственности за своё здоровье…

Цель работы:

  1. Сформировать полноценное понимание у учеников основ здорового образа жизни.
  2. Создать наиболее благоприятные условия для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
  3. Научить осознавать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей (семьи, близких, сверстников)

В процессе обучения и воспитания в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий я ставлю задачи:

  1. Сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
  2. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
  3. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширить кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических ситуаций.

  

Предполагаемый результат: 

 Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник начальной школы. 

Программа здоровьесбережения школьника включает следующие компоненты:

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Рациональное питание.
  3. Оптимальная двигательная активность.
  4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
  5. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
  6. Профилактика заболеваний, закаливание.
  7. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
  8. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Моя работа как воспитателя в направлении сохранения и укрепления здоровья детей начинается задолго до того, как они придут в группу 1 сентября. Я анализирую медицинские карты учащихся, беседую с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы, на основе полученной информации делаю выводы о характере общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей, намечаю план работы на год, составляю календарно-тематическое планирование, разрабатываю режим дня, готовлю кабинет к предстоящему году, учитывая санитарно-гигиенические нормы.

   Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

  • внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
  • с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся
  • создана медико-психологическая служба;
  • созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах;
  • работают секции футбола, «безопасное колесо», общей физической подготовки, лыжи, театральный кружок, ритмика.

  Приоритетными направлениями здоровьесбережения детей во время их пребывания в ГПД являются:

  • здоровье и здоровый образ жизни;
  • соблюдение режима дня;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • санитарно-просветительные мероприятия (беседы);
  • полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
  • различные формы физического воспитания:

- спортивные праздники,

- спортивные часы,

- весёлые старты,

- туристические походы,

- экскурсии,

- подвижные игры.

- подвижные перемены,

- физминутки.

  • изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
  • обязательная часовая прогулка на свежем воздухе с большой двигательной активностью.

      Занятия в ГПД чаще всего начинаются с прогулки. Прогулка должна приносить пользу не только телу, но и душе. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Я стараюсь сделать её содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где я решаю сразу две задачи: обеспечиваю интересное проведение времени и содействую укреплению коллектива.

Структура прогулки может быть следующей:

1.     Наблюдение за природой, погодными явлениями.

2.     Труд на участке.

3.     Коллективные игры.

4.     Самостоятельная деятельность детей.

5.     Индивидуальная работа с детьми.

            Очень важный компонент – рациональное питание.  Обед организуем после кратковременного отдыха, т.к. сразу после уроков дети могут есть без аппетита. Пища полноценная по химическому составу и содержит белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, безвредная в химическом отношении и безопасная с точки зрения бактериального состава. Перед приемом пищи я провожу краткую беседу о пользе определенных        продуктов, важности своевременного и здорового питания. Всего несколько слов перед каждым обедом – и дети получат полезную информацию о витаминах, белках и жирах, узнают, почему надо есть овощи, чем вредны чипсы, какой продукт может заменить любимые конфеты, зачем человек пьет воду. Именно в школе ребенок может приобщиться к культуре питания, полюбить здоровую пищу.

Не все дети с удовольствием едят каши или салаты, но я знаю, как преодолеть эту проблему. Может помочь беседа, разъяснение, личный пример, взаимовлияние детей, соревновательный элемент, поощрение, игровые приемы. Здоровому питанию посвящаю и отдельные занятия. Ребята сами на таких занятиях предлагают интересные способы, которые могут помочь сделать нелюбимую кашу вкусной и красивой, а скучную морковку – веселой.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Достаточное движение должно быть обеспечено и во время самоподготовки, и во время отдыха.

 Занятия чередую с динамическими паузами, провожу физкультминутки обязательно. В группе предоставляю детям большую свободу движения, обеспечиваю динамику поз: разрешаю встать, пройтись по кабинету, подойти к однокласснику, воспитателю, постоять вместо сидения за партой.

   Я часто провожу занятия соревновательного, командного характера, когда ребенок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера.  

 Игра – аспект здоровьесбережения.

              Большую часть своего времени в ГПД ученик проводит в игре.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад.

 В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.

 Детские игры воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.     Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.        Таким образом, игра имеет огромное значение в становлении личности и моя задача - контролировать процесс игры, направлять ее в «нужное русло».

Нет сомнений в важности соблюдения санитарно-гигиенических норм, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета – необходимые условия сохранения детского здоровья. Ответственность лежит на взрослых, но дети охотно помогают. Они приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом. Мы регулярно моем руки, пользуемся сменной обувью, поливаем цветы, вытираем пыль.

 

Не забываю и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Я внимательно слежу за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.

 Считаю важной профилактику переутомления зрительной системы. Мы проводим зрительно-координаторные тренажи, зарядку для глаз. Регулярно напоминаю детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий. Мои ученики освоили простейшие приемы дыхательной гимнастики.

По материалам многочисленных исследований особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья я считаю позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника учу радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата. Стараюсь создать положительную атмосферу в классном коллективе, толерантные отношения между собой всех участников образовательного процесса, что способствует сохранению их здоровья.

Результат: Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Критерием здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.

Итог: Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только духовно, но и физически.  В этом я вижу свою главную цель и задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

Система здоровьесберегающих технологий, применяемых в группе продлённого дня....

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в Группе продлённого дня".

Обмен опытом "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня"....

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня....

Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня

Использование здоровьесберегающих технологий учителем на уроках продленного дня...

Здоровьесберегающие технологии в группе продлённого дня

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Главной мыслью закона РФ «Об образовании» и при...

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Концепция модернизации Российского образования определила ...