План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС
план-конспект по зож

Масальцева Галина Алексеевна

План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час "Мы за здоровый образ жизни".

Цель: пропаганда здорового образа жизни сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности, рассмотреть аспекты, мешающие здоровому образу жизни;

сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни;

формировать негативное отношение к курению, алкоголю и наркотическим веществам.

Ход мероприятия

Учитель:

Здоровье - это важнейшая потребность человека, делающая его счастливым, способным хорошо учиться, плодотворно трудиться и создавать здоровую семью.

Сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье.

Ведущие:

Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье?

Ученики называют условия здорового образа жизни, ведущие записывают на доске:

- соблюдать режим дня;

- делать зарядку;

- принимать водные процедуры утром и вечером:

- держать в чистоте вещи и предметы личной гигиены;

- соблюдать гигиену тела.

Ведущий:

Расскажу вам по-порядку,
Как я делаю зарядку:
Ноги вверх, направо в бок,
Оттяну чуть-чуть носок,
Подогну в коленях ноги,
Снова вытяну немного.
Говорит сестрёнка Катя:
- Может, встанешь ты с кровати.
Продавил её совсем,
Ты - лежачий наш спортсмен!

Ведущий: ребята, так вы делаете зарядку?

Ученики говорят, что зарядка нужна, чтобы зарядиться бодростью на весь день, а лёжа на кровати бодростью не зарядишься.

Ведущий:

Вот уже вставать пора!
Просыпайся, детвора!!!
Быстро встанем по порядку -
Дружно сделаем зарядку!
Все готовы? Не зевай!
Упражненья начинай!
Поприветствуем друг друга
И пройдемся мы по кругу.
Сели-встали, сели-встали -
Наши ножки не устали.
Ручки в стороны и вверх -
Станем мы сильнее всех!
Мы попрыгали немножко
Друг за другом по дорожке!
Побежали умываться,
Причесаться, одеваться!

Ведущие: Объявляем конкурс на лучший режим дня.

Ученики  составляют режим дня, выбирается самый правильный.

Ведущие:

Есть ещё правила, которые помогут нам сохранить здоровье.

Как поел, почисти зубки -
Делай так два раза в сутки -
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на приём!
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!

На доске записывают ещё правила.

Ведущие:

Раз бабулю Люсю посетила внучка Варюшка.

Разыгрывается сценка

Суп сварила бабушка, свежий сок открыла,
- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,
Вырастишь такая - умная, большая.
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка,
Выпью только сок.
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени?
Морщит Варя носик, есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, торт - это главная еда,
Остальные все продукты - ерунда!

Учитель:

Расскажите, дети Варе, что же с ней произойдёт,
Если будет кушать Варя, лишь конфеты и компот?

Ученики рассказывают о полезных продуктах, что необходимо есть и каши, и щи, и овощи, и рыбу: А вместо сладостей нужно больше употреблять в пищу фруктов, сухофруктов.

Ведущие:

Кушать надо по режиму, для этого организовано горячее питание в школе.

Также очень вредно переедать.

Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем.

Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к разным заболеваниям.

Ведущие: Объявляем конкурс на лучшее меню.

Ученики  составляют меню на день. Побеждает самое вкусное и здоровое меню.

Ведущие:

Есть ещё вредные привычки, которые опасно приобретать, потому, что от них потом нелегко избавиться, а порой и невозможно.

У дедушки юбилей:
Полон дом у нас гостей.
Гости много говорили,
Ели, пили и курили.
Тяжело мне потому,
Задыхаюсь я в дыму.
Дым вокруг от сигарет,
Мне в дыму том места нет!

Ученики рассказывают о вреде курения, выясняется, что есть пассивные курильщики, как это опасно, как влияет табак на организм человека.

Ведущий:

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Большинство же курильщиков удивительно бесцеремонны по отношению к окружающим.

Ведущие:

Такая вот традиция, что все лесные детки,
Под вечер собираются в одной большой беседке.
Идёт беседа не спеша, кто где и что увидел.
Жвачками меняются, курят сигареты,
Кто не хочет - тот не зверь!
Честь его задета.
Сегодня - веселье - с пивом бочонок,
Для всех прикатили лиса и волчонок.
Стали пиво разливать, стали дружно выпивать.
Веселятся, а Мышонок и Ежонок
Со скамьи не могут встать,
Им сказать бы дружно:
нет! -
Надоел нам ваш банкет!
Для здоровья пиво вредно, это знает целый свет!

Ученики говорят о вреде алкоголя, какие внутренние органы страдают, когда человек употребляет алкоголь, к чему приводит злоупотребление алкоголя, почему алкоголь вреден для растущего организма.

Ведущий:

В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Ведущие:

Происходит, что не знаю,
Непонятно почему,
Я бездумно подражаю
Взрослым, детям и всему.
Все смеются, я смеюсь!
Все дерутся, я дерусь!
Все не делают уроки,
Я и к этому стремлюсь!

Есть ещё более опасные привычки - это употребление наркотических средств.

Ученики рассказывают, как страшно употреблять наркотики, как человек может превратиться в преступника или умереть, употребляя наркотик.

Ведущий:

Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека.

Ведущие:

Объявляем конкурс на лучший свод правил здорового образа жизни.

Ученики составляют правила здорового образа жизни.

Ведущие:

Подведём итог. Вот какие правила мы составили, чтобы вести здоровый образ жизни:

- каждое утро делать зарядку и принимать водные процедуры;

- соблюдать режим дня;

- правильно питаться, есть по режиму не голодать, не переедать, есть здоровую, полезную пищу;

- не курить и не дышать дымом курильщиков;

- не употреблять алкоголь и наркотики;

- быть весёлым и жизнерадостным, иметь много друзей, не злиться, много улыбаться и дарить радость окружающим.

Учитель:

Вот и подошёл к концу наш классный час, спасибо всем, кто участвовал в подготовке классного часа, спасибо всем, кто активно работал сегодня! Я надеюсь, что вы будете соблюдать правила здорового образа жизни, и всё у вас в жизни сложится удачно.

«Мы за здоровый образ жизни»

                                                     

                                                   

        

                                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровый образ жизни

Слайд 2

ЗДОРОВЬЕ Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека.

Слайд 3

ЗДОРОВЬЕ

Слайд 4

ЗДОРОВЬЕ УРОВЕНЬ ВОСПИТАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Слайд 5

социальное здоровье УСЛОВИЯ ОТДЫХА ПИТАНИЯ ТРУДА ЖИЗНИ

Слайд 6

Факторы, влияющие на здоровье

Слайд 7

Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Слайд 8

Элементы здорового образа жизни Правильное питание Физическая и двигательная активность Отказ от вредных привычек Правильный режим труда и отдыха Положительные эмоции

Слайд 9

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Правильное питание обеспечивает стабильную работу всего организма, полноценное усваивание всех полезных веществ и элементов, быстрое и правильное протекание процессов обмена веществ, является залогом крепкого здоровья и хорошего иммунитета.

Слайд 10

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Ожирение – болезнь, вызываемая нарушением питания, чрезмерным употреблением вредных продуктов .

Слайд 11

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Питание должно быть разнообразным, содержать все необходимые организму питательные вещества и микроэлементы.

Слайд 12

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Витамины имеют большое значение для нормального функционирования нашего организма. Главная роль витаминов в организме человека - организация всех жизненно важных процессов. Большую часть витаминов мы получаем с пищей, поэтому питание должно быть разнообразным.

Слайд 13

ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Режим питания школьника (4 приема пищи в день): 1. Завтрак: 25% суточного количества калорий 2. Обед: 35-40% суточного количества калорий 3. Полдник: 10-15% суточного количества калорий 4. Ужин: 25% суточного количества калорий

Слайд 14

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Основу оптимального двигательного режима составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом , эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей. Дефицит физической активности - одна из ведущих причин смерти и инвалидности.

Слайд 15

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Для поддержания своего здоровья и хорошей физической формы достаточно заниматься спортом 3 раза в неделю по 40-60 минут. Ежедневная зарядка и прогулки на свежем воздухе помогают улучшить самочувствие и поддержать иммунитет.

Слайд 16

ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения.

Слайд 17

Курение Активное курение сокращает жизнь человека на 8 – 10 лет. Выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. А начинается все это тогда, когда мальчики и девочки тайком курят 1 – 2 сигареты в день. Курение – медленная смерть

Слайд 18

Курение Воздействие курения на организм: инсульты рак губ, полости рта, горла и гортани повышается риск сердечного приступа рак лёгких рак печени язва и рак желудка, поджелудочной железы бесплодие гангрена, вызванная закупоркой сосудов Скажи сигарете «НЕТ»

Слайд 19

Алкоголь «Опьянение – есть добровольное безумие» Сенека АЛКОГОЛИЗМ - хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков. Алкоголизм приводит к: физической и психической зависимости от алкоголя, психической и социальной деградации, нарушениям функций внутренних органов, Нарушению деятельности нервной системы и головного мозга.

Слайд 20

Наркотики Наркомания - очень страшная болезнь, выражается в болезненной зависимости от наркотических средств. Сопровождается нарушением психики, сильным желанием принять определённое вещество и упорным продолжением использования вещества несмотря на пагубные последствия.

Слайд 21

Наркотики Наркотики – это сильнейший яд для организма. Употребление наркотиков приводит к: - психической зависимости; - физической зависимости; - необратимому нарушению жизнедеятельности организма - социальной деградации. Человек, пристрастившийся к наркотикам, живёт не более 5 лет.

Слайд 22

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА Правильный режим труда и отдыха – важная составляющая здоровья человека. При переутомлении человек теряет работоспособность, снижается иммунитет, повышается риск возникновения заболеваний.

Слайд 23

Сон Сон занимает треть нашей жизни. Во время сна наш организм осуществляет «подзарядку», восстанавливая физические силы и обрабатывая накопившуюся за день информацию. Правила здорового сна: Длительность сна должна составлять 8-9 часов в сутки. Очень важно соблюдать режим дня: ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном полезно проветрить спальню. Последний прием пищи осуществлять за 1-2 часа до сна. Ложась в кровать, все переживания нужно отбросить и думать только о хорошем, можно немного помечтать.

Слайд 24

Гигиена труда Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: Сидячее положение в течение длительного времени. Поза, в которой человек сидит за компьютером является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, поэтому у детей развивается искривление позвоночника. Воздействие электромагнитного излучения монитора. Утомление глаз. Нагрузка на зрение. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов в программах, неправильное расположение экрана. Перегрузка суставов, кистей. Длительная работа с клавиатурой и мышью может привести к повреждению суставов и связок кисти.

Слайд 25

Гигиена труда Правила работы за компьютером 1. Ноги должны быть согнуты под прямым углом и опираться на пол. 2. Нижняя часть спины должна опираться на спинку стула. 3. При работе за компьютером, голову держите прямо, с небольшим наклоном вперед. 4. Расстояние до экрана монитора должно быть не менее 45 см. 5. Верхний край экрана монитора должен быть на уровне глаз. 6. При работе на клавиатуре, руки должны свободно лежать на столе, плечи - расслаблены. 7. Через каждые 15 минут работы необходимо отводить глаза от монитора и смотреть в даль. 8. Через каждые 35-40 минут необходимо делать перерыв на 5-10 минут.

Слайд 26

Осанка

Слайд 27

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ Эмоциональное состояние человека отражается на его здоровье и работоспособности. Позитивное отношение, улыбка помогают справится с любыми трудностями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Носковская школа

Доклад
«Весёлые физкультминутки на уроках в начальных классах»

Учитель: Масальцева Галина Алексеевна

            Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Правильно организованный урок даёт детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

          Продолжительная и относительно однообразная умственная деятельность вызывает длительное возбуждение определённых участков головного мозга, при утомлении это возбуждение сменяется внутренним торможением, в результате чего внимание детей ослабевает и они отвлекаются. Справится с этим помогут короткие физические упражнения — физкультминутки, которые усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам головного мозга, находящимся в перенапряжении. После такого отдыха внимание школьников повышается и улучшается восприятие учебного материала.

           Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

       Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. В современной школе уже пришли к пониманию правильной организации не только учебной части урока, но и своевременному и правильному восстановлению сил школьника, особенно школьника младшего возраста.

           Цель проведения: профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

          На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления.

О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

         Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

в) эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

        Основные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- в 1 классах проводятся 2 физкультминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.

-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним а, следовательно, и результативность;

-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях ;

- продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;

- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

-  во время проведения контрольных и некоторых практических уроков (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.

В своей практике я использую следующие физкультминутки:
1. Буратино потянулся,
                Раз нагнулся, два нагнулся.
         Руки в стороны развёл,
             Видно, ключик не нашёл.
                 Чтобы ключик нам достать,
              Нужно на носочки встать.

       2. Дети встали на носочки,
             И присели, как грибочки.
                Встали, сели, встали, сели,
       И на место тихо сели.

       3. Хомка, Хомка, хомячок,
        Полосатенький бочок.
           Хомка раненько встаёт,
             Моет шейку, щёчки трёт.
          Подметает Хомка хатку
         И выходит на зарядку.
        Раз, два, три, четыре, пять,
           Хочет Хомка сильным стать!

  4. По дорожке, по дорожке
           Скачем мы на правой ножке.
         ( Подскоки на правой ноге .)
  И по этой же дорожке
             Скачем мы на левой  ножке.
      ( Подскоки на левой ноге.)
    По тропинке побежим,
  До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
      На лужайке, на лужайке
          Мы попрыгаем, как зайки.
                       (Прыжки на месте на обеих ногах.)
           Стоп! Немножко отдохнём,
         И пешком домой пойдём!
(Ходьба на месте.)

5. Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
      Ветер тише, тише, тише,
        Деревцо всё выше, выше.


      Физкультминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения физкультминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.



Предварительный просмотр:

План совершенствования здоровьесберегащих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Учитель: Масальцева Г.А.

Квалификационная категория: высшая

                                                                                 

Директор школы                                    Бибикова Е.В.

Введение

 Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС НОО определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

 сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

 дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

 сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

 научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

 сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

 сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

 обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

 сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

 научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

 сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений:

 создание здоровьесберегающей инфраструктуры,

 рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

 эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

 реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;                                                                                       Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

   

Цель: развитие и внедрение эффективной модели использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Систематизировать требования ФГОС к использованию здоровьесберегающих технологий в начальной школе, проанализировать соответствие существующей модели здоровьесбережения в начальных классах требованиям ФГОС
  2. Повысить уровень профессиональной компетентности учителя в педагогической деятельности в использовании здоровьесберегающих технологий.
  3. Организовать учебно-воспитательный процесс, ориентированный на формирование мотивации обучения и снижение рисков деструктивного воздействия учебной нагрузки на психическое здоровье младших школьников на основе принципов системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС.
  4. Разработать и внедрить систему взаимодействия школы с семьей в вопросах формирования культуры здоровья младших школьников и  организации ЗОЖ учащихся вне школы.
  5. Обеспечить условия для формирования активной жизненной позиции и мотивации к достижению личного успеха.

Целевая группа: учащиеся начальной школы.

Участники: учащиеся, педагоги, родители.

В связи с переводом школы в качественно новое состояние, представленное в  государственной стратегической инициативе «Наша новая школа» перед современной школой четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Реализация этой задачи неразрывно связана с внедрением  новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов  образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного  учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного  учреждения.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы ХХ столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся (Айзман Р.И., 1993; Базарный В.Ф., 1995; Белова О.А., 2004; Гребнева Н.Н., Купеева Г.В., 2004 и др.). Действующая система образования не создает условий для полноценного развития хронически больных и физически ослабленных детей, реализации их индивидуальных способностей и дарований в целях эффективной адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям окружающей среды. Недостаточно разработаны здоровьесберегающие образовательные технологии, не исключен процесс виктимизации личности школьников, разрушающий все компоненты его здоровья, наблюдается невысокий уровень психо-валео-педагогической компетентности педагогов, что не обеспечивает в учебно-воспитательном процессе сохранение здоровья обучающихся и их приобщение к культуре здоровья. Данные факты указывают на деструктивность образовательной среды, высокую степень вероятности нанесения ущерба всем компонентам здоровья школьников - соматическому, психическому, психологическому, социальному и нравственному (Голиков Н.А., 2004; Иванова М.В. с соавт., 2004 и др.)

Исходя из сказанного, появляется насущная потребность в оценке состояния здоровья, которая помогла бы учащимся ощутить необходимость правильной организации здорового образа жизни и повысить значимость здоровья как личностной ценности. Необходимо отметить существующие в системе школьного образования противоречия на следующих уровнях:                         1) между потребностями общества в воспитании здорового молодого поколения и недостатком корректной педагогической стратегии 2) между возрастающим осознанием педагогическим сообществом необходимости сохранения и укрепления здоровья и недостаточной сформированностью ценностного отношения к здоровью у обучаемых в условиях современной школы.

Поиск эффективных путей разрешения обозначенных выше противоречий определил проблему: сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов. Актуальность проблемы обусловили тему нашего проекта: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе».

Сроки реализации: август 2019 года – август 2022 года

Этапы реализации:

Подготовительный этап: август – сентябрь 2019 года

 Анализ и обобщение психолого-педагогической, специальной и методической литературы.

 Диагностика  состояния здоровья обучающихся.

 Выявление эффективных условий сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Основной этап: 2019 – 2020;  2020 – 2021; 2021 - 2022 учебный  год

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс.

Разработка проектных работ на тему: «Здоровый образ жизни».

Промежуточная диагностика состояния здоровья.

Внесение необходимых корректив.

Разработка комплекса мероприятий направленных на профилактику плоскостопия, осанки, близорукости и т. д.

Заключительный этап: май -  август 2022 года

Заключительная диагностика обучающихся.

Выводы, обобщение результатов.

Формы работы:

Мероприятия в режиме учебного дня.

Уроки физической культуры.

Физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах, физминутки во время уроков, физминутки для глаз.

Динамические паузы.

Прогулки и игры на свежем воздухе.

Тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся.

Спортивные праздники, соревнования, Веселые старты.

Туристические походы,  выездные экскурсии с родителями.

«Дни здоровья».

Наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).

Проектная работа по тематики здорового образа жизни.

Участие в конкурсах различного уровня.

Основная часть

Развитие и внедрение эффективной модели использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Модель использования здоровьесберегающих технологий

http://bmsi.ru/userfiles/Bon5.jpg

http://pandia.ru/text/77/129/images/image003_7.gif

Здоровьесберегающие образовательные технологии

как системный подход к обучению и воспитанию

«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

  1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  2. Рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
  3. Соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
  4. Необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице. Когда к вам на урок приходят проверяющие или завуч он по этим критерием будет оценивать урок. А сейчас здоровьесбережение ставится выше других показателей урока.

Технологии оптимальной организации учебного процесса

и физической активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

Проявлением и тренировкой познавательной активности;

Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

-  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

-  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Использование   физкультминуток на уроках, электронных физкультминуток для глаз

 Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

 В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, с использованием ИКТ, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.

Требования к организации и проведению физкультминуток

Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Учитель должен:

 Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.

 Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.

 Знать основы терминологии физических упражнений.

Проектная и исследовательская работа, как форма воспитания уважительного отношения к здоровьесбережению

        Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

- Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.

- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

- в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Метод проектов целесообразно применять, если существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). Есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектный метод направлен на: развитие критического мышления, развитие творческого мышления, умения работать с информацией, работать в коллективе, владеть культурой коммуникации.

Требования к учебному проекту - совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

    Для воспитания здорового образа жизни у своих учеников мы не только проводим традиционные классные часы, спортивные праздники и другие воспитательные формы работы. На уроках здоровья мы проводим исследовательскую и проектную работу для того, чтобы ребята сами убедились в необходимости здорового образа жизни и  поняли. что их здоровье в их руках. Мы ставим проблемные вопросы на которые дети ищут ответы. Например: Как ты понимаешь пословицы «Человек есть то, что он ест.» или «Ты - то, что ты ешь»? Ученики выпускали буклеты, подготавливали презентации, лекарственные сборы для поднятия иммунитета, разрабатывали меню здорового питания.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения обучающихся;
  2. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
  3. Положительная динамика психологического состояния.
  4. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  6. Снижение заболеваний ОРЗ, опорно-двигательной системы, заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость».

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
  2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
  3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
  4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62 с.
  6.  Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 2001.
  8.  Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004.
  9.  Мильман И.И. Охрана здоровья. – М., 1995.
  10.  Зайцев Г.К. Школьная валеология. – СПб, 1997. 
  11.  Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель 2009.

Спортивно-оздоровительные мероприятия

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Исполнитель

1.

Утренняя зарядка

ежедневно

классный руководитель, физорг класса

2.

Игровые перемены

ежедневно

дежурный учитель

3.

День здоровья

ежемесячно

классный руководитель, физорг класса

4.

Оформление уголка здоровья

1 раз в четверть

учащиеся под руководством классного руководителя

5.

Походы: в осенний лес; лыжные прогулки; весенний поход; совместный поход с родителями

по плану

классный руководитель

6.

Неделя физической культуры

по плану

классный руководитель, учитель физической культуры

7.

Соревнования-конкурсы: «Веселые старты»; «Лыжная эстафета»

по плану

классный руководитель, учитель физической культуры

   

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Цель оздоровительных моментов:

  • отдых центральной нервной системы
  • профилактика утомления, нарушения осанки, зрения. 

Рекомендации:

  • комплексы упражнений должны меняться;
  • проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Наличие эмоциональных разрядок:

  • поговорка,
  • высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.

Цель эмоциональных разрядок - снятие умственного напряжения, утомления.

  • В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Cегодня, работая по новым стандартам, необходимо взглянуть на пространство школы с точки зрения здоровьесбережения. Я предлагаю познакомиться со здоровьесберегающим пространством нашей школы....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Здоровьесберегающее образовательное пространство начальной школы как условие реализации ФГОС НОО

Здоровье человека – проблема достаточна актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок...

«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС

Реферат на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах в условиях реализации ФГОС"...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Здоровье школьника – один из критериев качества образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим д...