Практические материалы "Подвижные игры Вологодского края"
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Соколовский Артем Викторович

Подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания. Простота правил, а также их гибкость, т.е. возможность изменять их в зависимости от условий, инвентаря, количества, возраста, пола играющих, возможность регулировать величину нагрузки делают подвижные игры доступными всем, от младшего дошкольника до взрослых людей. Подвижные игры позволяют воспитывать все физические качества, присущие человеку. Поэтому их используют на физкультурных занятиях в детских садах, уроках физической культуры в школе, в различных физкультурно-массовых мероприятиях, а также в учебно-тренировочном процессе по различным видам спорта. Подвижные игры – отличное средство активного отдыха, так как практически все они могут проводиться на открытом воздухе и многие из них не требуют никакого инвентаря или времени на подготовку. Кроме того, подвижные игры являются мощным источником положительных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_vologodskogo_kraya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практические материалы

« Подвижные игры, появившиеся на территории

Вологодского края»

учитель физической культуры

Соколовский Артем Викторович

Ноябрь 2023

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Введение

Подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания. Простота правил, а также их гибкость, т.е. возможность изменять их в зависимости от условий, инвентаря, количества, возраста, пола играющих, возможность регулировать величину нагрузки делают подвижные игры доступными всем, от младшего дошкольника до взрослых людей. Подвижные игры позволяют воспитывать все физические качества, присущие человеку. Поэтому их используют на физкультурных занятиях в детских садах, уроках физической культуры в школе, в различных физкультурно-массовых мероприятиях, а также в учебно-тренировочном процессе по различным видам спорта. Подвижные игры – отличное средство активного отдыха, так как практически все они могут проводиться на открытом воздухе и многие из них не требуют никакого инвентаря или времени на подготовку. Кроме того, подвижные игры являются мощным источником положительных эмоций.

За всю историю человечества игра связывалась с религией, воспитанием, спортивной и военной деятельностью, искусством. Развитие игры, построенной на движениях, обусловливалось потребностью людей прививать подрастающим поколениям жизненно важные навыки и умения. Игра детей воспроизводила многие типичные жизненные ситуации, воссоздавала социальные отношения между людьми, характерные для общества определенного исторического времени. Применение игр в воспитательных целях всегда определялось и определяется образом жизни людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания. Игра и детство неразделимы. Поэтому о возникновении и развитии игры можно говорить только с того момента, как в истории человечества в развитии ребенка стал выделяться период детства. В первобытно-общинном строе детства как такового у ребенка не было. Он становился «взрослым» практически с того момента, как в буквальном смысле этого слова вставал на ноги. С этого времени ребенок включался в трудовую деятельность своего племени. Игровой деятельности не было. «Игрушки», которые при раскопках сегодня находят археологи, были ничем иным, как орудиями труда, приспособленными для ребенка.

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для детей они ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Именно по этой причине я начал работу над историей возникновения подвижных игр, придуманных на территории  Вологодской области, а также стараюсь активно внедрять их в образовательном процессе, одной из основных задач которой является приобщение детей к изучению истории родного для них Вологодского края

Приложение

Подвижные игры придуманные на территории края, которые я использую в образовательном процессе

1. Игра «Решето» (Вологодская область)

Все игроки, кроме водящего, становятся цепочкой. Впереди – бабушка. Покупатель (водящий) подходит к бабушке и говорит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка: - А оно не продажно!

Покупатель обходит детей и разглядывает их. Снова идет к бабушке и просит:

-Бабушка, бабушка, продай решето!

Бабушка:- Возьми сзади!

Водящий хлопает ее по руке и бежит в конец цепочки, догоняя последнего ребенка. Тот убегает с другой стороны и старается встать перед бабушкой. Если его догнали, он становится покупателем, а покупатель – бабушкой.

2. Игра «Растяпа» (Вологодский район)

Дети встают лицом в круг парами друг за другом. Один оставшийся ребенок становится «растяпой» и встает в центр круга. Под музыку, дети стоящие внутри круга идут плясать, дети снаружи круга не двигаются, изображая «домики» (руки подняты над головой в форме крыши). Как только музыка заканчивается, дети бегут занимать любой «домик» (встают за спину любого стоящего ребенка). Оставшийся без «домика» - Растяпа.

Дети говорят ему:

«Раз, два, три — растяпа ты» Игра продолжается. Дети меняются местами.

3. Игра «Чижик» (Сямженский район)

По дубочку постучишь, /дети сидят, чиж летает/

Вылетает серый чиж,

У него, у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по полю летал, / стучит носком правой ноги, дети хлопают в ладоши

Правой ножкой все кивал.

Кив, кив, не кивай,

Себе пару выбирай. /все встают с мест врассыпную и строятся в пары

(Кому не хватает пары, тот чиж).

4. Игра в скороговорки (Великоустюгский район)

- А ну, кто хорошо управляется со своим языком?

Как на горке, на пригорке

Стоят 22 Егорки.

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

(счет идет на одном дыхании, стараясь не сбиться, иначе все сначала).

5. Игра «Огарыш» (Череповецкий район)

Дети друг другу передают «лучину» (свечка) и поют:

Жил — был Огарыш

Жил да не дожил,

Ножки съежил,

Душа коротенька.

У кого потухнет,

У кого погаснет,

Тому чижиком ходить

Да и пить подавать,

И плясать вызывать.

На ком остановится песенка, тот выполняет задание ведущего (например: спеть частушку, пройтись лисичкой и т. д.)

6. Игра «Утушкой играть»

Дети делятся на две группы. Одни образуют круг, другие, ухватив друг друга за подол, образуют цепочку (первый в цепочке «утица», остальные – «утята» и бегают «змейкой» под поднятыми руками стоявших в кругу, пока звучит песня. С окончанием песни «воротца» захлопываются (руки опускаются вниз). Утята не успевшие выбежать, остаются в кругу. Так повторяется, пока «утица» не останется одна. Ведущая – утица.

(Вытегорский район)

Тиу – тиу - тиу – ти.

Уте некуда идти.

С малым детушком,

Со дитятушком - дитем

Разлучилася,

Как пушинка белая,

Распушилася

Тиу – тиу – тиу – ти

Куда с горя мне уйти? (на этом можно слова закончить)

Утушка, ути – ути,

Мне-ка некуда итти,

Кабы в лес утти –

Заблудитисе,

Кабы озеро воды –

Потопитисею

(Вашкинский район)

Утица шла,

Меховая шла,

По каменью,

По – за ламенью.

Сама прошла,

Детей провела,

Самого лучшего ребеночка

Оставила.

7. Игра «Каравай» (Харовский район)

По задворью хожу,

Каравай ношу.

На чьих именинах?

На Аниных.

Вот такая вышина,

Вот такая нижина,

Вот такая ширина,

Вот такая ужина!

8. Игра «Гончары» (д.Степановская Тотемский р-н)

Считалка:

Ехала торба

С высокого горба.

В этой торбе -

Хлеб, пшеница,

Кто с кем

Хочется поделиться.

Бери любого.

Самого дорогого.

На слова «самого дорого» дети берутся за руки, и встает парами. Тот игрок, кому не досталось пары, становится водящим в игре. Играющие разбиваются на пары — один сидит («горшок»), второй встает сзади («продавец»), и пары образуют круг. Водящий («покупатель») обходит круг, подходит к кому - либо из «продавцов», спрашивает цену:

  • Почём горшок?
  • По денежке.
  • А он без трещинки?
  • Проверь.

«Покупатель» делает вид, что стучит по «горшку», который отвечает словами «дзинь - дзинь» (изображая звук). Если горшок не нравится, отходит к другому продавцу, если горшок нравится, «покупатель» говорит: - Давай сговор.

Они берутся за руки и поют:

Чинчары, чинчары,

Собирайтесь гончары,

С-по кусту, с-по насту,

С-по лебедю горазду, вон!

После песни «продавец» и «покупатель» бегут вокруг играющих в разные стороны. Кто первый добежит до «горшка», становится его хозяином.

9. Игра «Молчанка» (Никольский район)

По полу молчанка,

По лавкам две.

Молчите все.

(Один из играющих смешит детей, кто засмеялся, выполняет какое-нибудь задание.)

10. Игра «Пирог»

Дети делятся на 2 группы и становятся напротив друг друга. Между ними садится участник, изображающий пирог. Все поют:

Да экий он высоконький,

Да экий он широконький,

Да экий он мякошенький,

Режь да ешь! (говорком).

После этих слов к пирогу бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою группу. А неудачник становится пирогом. Выигрывает группа, набравшая больше пирогов.

11. Игра «Долгая Арина» (Череповецкий район)

Считалка:

Соломинка — яреминка,

Прела — горела, за море летела,

Кострок — мострок,

Родион, выйди вон!

Считалкой выбирают водящего (Арина). Ему завязывают глаза платком. Водящий встает в центр круга. Дети идут по кругу и поют:

Долгая Арина,

Встань выше овина,

Рученьки свои сложи,

Чье имя укажи.

Хожу, гуляю,

Вдоль по караваю,

Вдоль по караваю,

Кого найду — узнаю.

На слова «Кого найду — узнаю» дети останавливаются. Водящий, вытянув руки вперед подходит к любому ребенку и угадывает кто это.

12. Игра «Домовой»

Дети идут по кругу и поют (в центре стоит Домовой)

Ой, дед Домовой,

Ты облей нас водой,

Разгадать тебе пора,

Что мы делали вчера.

Дети шепчутся, договариваются, что будут показывать. Домовой отгадывает по движениям загаданное.

13. Игра «Гвоздик» (Бабушкинский район)

В стороне игрок – бабушка.

Дети: (подходят) бабушка, бабушка! Можно травки пощипать?

Бабушка: пощипите, пощипите! Только гвоздика (луковое перо) не рвите.

(Дети щиплют траву, вдруг один как закричит: «Бабушка! Гвоздик!» Бабушка догоняет, пойманный садится на свое место.)

14.Игра: «У дедушки Трифона» (Верховажский район)

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг

и говорит: «Ну, сынки мои, я — дедушка Трифон. Что я буду делать, то вы и

делайте». Скажет это водящий и запоет: Хоровод идет по кругу, и все поют:

- У дедушки Трифона, семеро детей (2раза). Семь сыновей.

После этих слов дедушка Трифон показывает руками, какие огромные глаза у

его сыновей, и пропоет: «С такими глазами». И остальные останавливаются и

показывают руками, какие огромные у них глаза, и повторяют: «С такими

глазами». И снова идут по кругу.

Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, какие носы, уши,

губы, плечи, руки, ноги у его сыновей. Все останавливаются, повторяют его

движения и снова идут. Показал дедушка Трифон, какие у сыновей глаза,

брови, носы, уши, зубы, губы, руки, плечи, ноги, и запел:

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И все делали вот так!

И все делали вот так!

Все «сыновья» поют эти слова с «дедушкой». А дедушка Трифон выдумывает

разные движения и показывает своим «сыновьям» - то руками в бока упрется

и подпрыгнет, то потянет себя за нос, то подпрыгнет на одной ноге, то

поднимет себя за волосы. «Сыновья» должны проворно и быстро повторять

все движения и все разом должны остановиться. При каждом новом

движении надо повторять слова:

И все делали вот так!

И все делали вот так!

А если кто не поспеет, замешкается или ошибется, тот должен быстро войти

в круг, стать рядом с дедушкой Трифоном и повторять слова и движения

«дедушки» и всех остальных его «сыновей».

Таким образом, можно сделать вывод, что за многовековую историю на территории Вологодского края было придумано множество различных подвижных игр, посредством которых дети получали жизненно необходимые навыки

Литература

  1. Источник: информационно – методический и научно педагогический журнал, №4, 2001г / сост.: С.Л. Новоселова, И.А. Качанова, Н.Г. Власова // Издательский центр Вологодского института развития образования, 2001г. 110 стр.
  2. Народные игры в детском саду: пособие / сост.: Е.И. Касаткина, Г.В. Комина и др. // Издательский центр Вологодского института развития образования, 2001г. 78 стр.
  3. Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль Физическая культура. Автор Попов А.В, рецензенты: профессор кафедры физической культуры и спорта БИ СГУ, д.п.н.,профессор А.В. Тимушкин, председатель научно-методической комиссии БИ СГУ, к. филол. н. ,доцент М.А. Мазалова // Саратов 2020 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие "игра - дело серьезное"

Тема урока: “Nos amis, les animaux!”Тип урока: урок-игра.Цель: активизация лексических и грамматических единиц по теме.Задачи:Практическая: формирование лексических и грамматических навыков.Восп...

Игра-викторина "Край, в котором я живу».

Игра-викторина "Край, в котором я живу»....

Классный час-игра-викторина «Край в котором я живу»

Познакомить с Михайло  Волковым - первооткрывателем каменного угля.Развивать внимание, мышление, речь, память, умение работать по карте.Способствовать формированию чувства гордости за свою страну...

Познавательная игра "Наш край"

Цели: 1. Закрепить знания о природе Ямальской земли.           2.Развивать логическое мышление, смекалку, любознательность....

Игра-путешествие "Край мой северный любимый"

Изучение родного края (Ненецкий автономный округ) через игру, рассказывая об истории и становлении НАО...

Практические рекомендации, игры и упражнения в основных направлениях коррекционной работы с детьми с СДВГ и гиперактивностью.

Работа посвящена играм, которые являются эффективной и прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ.  Предложены...

Конспект внеурочной деятельности "Игры народов края" 2 класс

Конспект внеурочной деятельности "Игры народов края" для 2 класса.Планируемые результаты: Познавательные:-знать какие народы проживают на Южном Урале, какие у них игры;-уметь отбирать н...