Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе .
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Пересказ рассказа К.Ушинского "Четыре желания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_chirinda.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

143902, Российская Федерация, Московская область, г.о. Балашиха, Орджоникидзе, дом 19.    lesovichok21@yandex.ru

Конспект  НОД  по речевому развитию 

в подготовительной группе

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Составила и провела воспитатель Чиринда Н.В.

Московская область

 Городской округ Балашиха 2017 г.

Цель:

Закрепить представление детей о смене сезонов.

Задачи: 

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.
  • Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание.
  • Воспитывать интерес к явлениям природы.

     Методические приемы:  

             беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения,

        словарная работа,  игровой момент, физминутка, сюрпризный момент.

    Виды детской деятельности:

  • - коммуникативная,
  • - двигательная,
  • - восприятие художественной литературы,
  • - игровая.

Материал: 

         Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», картинки с изображением разных времён года с использованием мультимедии,  смайлики, блокнотики для детей.


Ход  НОД:

Воспитатель:  Сегодня  у нас гости. Давайте поздороваемся с гостями.

Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

В: - Сегодня утром к нам в детский сад приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.

-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?

-Но сначала мы с вами отгадаем загадки. Правильные ответы будут появляться на экране. Присядем на стулья так, чтобы не мешать друг другу. Слушаем внимательно:

Игра «Времена года»

1. Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая ……………. (зима).        (слайд зимы – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЗИМА.

2. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Наступает непогода,

Это к нам идет…………….. (весна). (слайд весны – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ВЕСНА.

3. Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

Квакают лягушки.

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило …………………… (лето). (слайд лета – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЛЕТО.

4. Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет ……………… (осень). (слайд осень – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ОСЕНЬ.

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли первые и последние звуки в словах.   Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

- верно, о временах года.

(на экране - картинки, изображающие 4 времени года)

-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).

- А какое у вас  любимое время года и почему? (ответы детей)

- Что ж, это очень хорошо.

/выключить проектор/

Вот и наступило время посмотреть, что же лежит в посылке: отк –ры – ва - ю, ух - ты! Да это же книга – рассказов  Константина  Ушинского «Времена года! Здорово!

А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Сядьте удобно, спина прямая, ноги вместе. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно послушать и запомнить, чем занимался мальчик.

а) Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж  как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал»

Беседа по содержанию 1 части.

- Как звали мальчика? /Митя. /

- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /

- Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /

- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /

- Куда записали его желание? /В записную книжку. /

б) Чтение второй части рассказа.

- Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Беседа по содержанию 2 части.

- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /

- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /

- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /

- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна! /

- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /

- Молодцы! Все правильно отгадали. Давайте я дальше продолжу читать рассказ и узнаем что же дальше было с мальчиком Митей.

в) Чтение третьей части рассказа.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Беседа по содержанию 3 части.

- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /

- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /

- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было! /

- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /

игра «Подбери признак»:

-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное, красивое и т.д.

- зима (какая?) - белоснежная, лютая, суровая, долгая, студеная, белая и т.д.

- осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная, скучная, богатая и т. д.

- весна (какая?) - долгожданная, теплая, ранняя, зеленая, свежая, цветущая

г) Чтение четвертой части рассказа.  

- Слушайте, что было дальше.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Беседа по содержанию 4 части.

- Какое время года наступило? /Осень. /

- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /

- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге! /

- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года! /

- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /


А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх),
Хорошо когда зима 
(прыжки на месте)!
Бабочки порхают 
(руки в стороны),
Цветы зацветают 
(наклоны вперед).
Всюду, всюду красота 
(руки вверх),
Что за прелесть весна 
(прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе 
(руки в стороны),
В речку удочку забросим 
(руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (
руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (
прыжки на месте)!

Отдохнули!

Итог:

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
- Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

- Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

- Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы. Я очень вами довольна.

Рефлексия

- Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Сюрпризный момент:

Из посылки детям вручаются сюрпризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «Рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь».

Данный конспект занятия способствует формированию любви к Родине, развитию умения описывать картину, воспитанию любви к родной природе и искусству....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Перелетные птицы" (осень)

Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря на основе  систематизации и обобщения знаний о перелетных птицах....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему "Путешествие в страну Смешариков"

В конспекте занятия показана работа над формированием умения составлять связные описательные рассказы по схемам....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе "Мы любим цирк!"

Занятие направлено на развитие всех сторон речи детей старшегодошкольного возраста....