Конспект занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Пузаренко Виктория Александровна

Конспект

 совместной деятельности

в старшей группе  для детей с нарушением речи

на тему  «Мы весну встречаем!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 совместной деятельности

в старшей группе  для детей с нарушением речи

на тему  «Мы весну встречаем!»

Цель: развитие смысловой стороны речи, навыков фонематического анализа и синтеза.

Программные  задачи

 Образовательные:

  • закреплять  представления о весне и ее приметах;
  • уточнять, расширять и активизировать  словарь по теме «Весна»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами, подбор однокоренных слов);
  • совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам);
  • развивать фонематические представления (закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твердости – мягкости, о звонкости – глухости согласных; выделение  звуков в словах; анализ прямых  и обратных слогов), деление слов на слоги;
  • развивать творческое воображение (синквейн).

Коррекционные:

  • совершенствовать  общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление;
  • развивать графические навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;
  • воспитывать чувство коллективизма, сопереживания героям занятия и к своим друзьям.

Оборудование

Демонстрационное: магнитно-маркерная доска, магниты разноцветные, маркер черный, сюжетные картинки о весне, ежик, корзинка, солнышко, солнечный лучик, план-схема леса, облака, зеркало, символы гласных и согласных звуков, буквы Ш и Ж, домики гласных и согласных звуков, мяч, магнитофон, диск  «Классическая  музыка детям. Музыка о природе», волшебная палочка.

Предварительная  работа

Просмотр развивающего видеоматериала «Двенадцать месяцев. Весна – март», беседа с детьми о весне, наблюдения на прогулке за природой с воспитателем, загадывание загадок о весенних месяцах, разучивание динамических пауз, упражнений для развития пальчиковой и артикуляционной моторики.

Ход занятия

Организационный момент.

С добрым утром, глазки! (поглаживание век) 

Вы проснулись? (соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей) 

Вы проснулись? (прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (поглаживание кистей рук) Вы проснулись? (похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (поглаживание бедер) 

Вы проснулись? (потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (вытянуть руки в стороны) 

Я проснулся! (широко улыбнуться)

Теперь мы бодрые, веселые, здоровые и можем начинать заниматься.  

1. Ребята, отгадайте загадку:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

- Какой месяц сейчас на календаре? (Март). Какие еще весенние месяца вы знаете? (Апрель, май). Сейчас начало, середина или конец весны? (Начало).

- Правильно.

- Ребята, посмотрите, кого я нашла сегодня утром под березкой, почти у ворот детского сада.   Вы узнали его? (Это ежик).

- Оказывается, в лесу до сих пор проказничает Старуха-Зима. Снежные облака закрыли солнце, поэтому весь лес до сих пор спит. Вот только ежик чудом проснулся. Солнце послало его к нам за помощью, ведь ежику одному не справиться. В лесу есть семь заколдованных полянок с трудными заданиями, которые нужно выполнять правильно и быстро, тогда мы сможем освободить Солнце  и,  в лесу наступит долгожданная  весна. Поможем? (Да).

- Тогда отправляемся! Идти нам нужно только по голубой  дороге.

1 – 2 – 3 считаем, глазки крепко закрываем.

(Звучит музыка. Дети представляют, как входят в лес)

1 – 2 – 3, открой глаза и посмотри!  

2.  Мы очутились на первой полянке «Разминай-ка».

 Как здесь пасмурно! Давайте раздуем облака. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем, губы трубочкой (Упражнение на развитие дыхания). 

Рядом с полянкой речка. Вода чистая и прозрачная, в ней видно наше отражение. Давайте поиграем с язычком. Смотрим в зеркало и слушаем сказку о веселом Колобке, которую рассказал мне ежик. (Дети перед зеркалом повторяют за Колобком все действия).

«Проснулся утром Колобок, сладко зевнул и улыбнулся. Спрыгнул с кроватки и побежал в ванную чистить зубки перед завтраком (упражнение «Чистим зубки». Почистил сначала верхние зубы снаружи, потом внутри. Затем так же тщательно почистил нижние зубки снаружи и внутри и прополоскал рот (надуваем щеки), тем временем был уже готов завтрак, и Колобок сел за стол, взял чашечку (упражнение «Чашечка») с чаем. Чай был горячим, и Колобок подул на него (дуем на высунутый язычок), чтобы не обжечься. К чаю были блинчики с очень вкусным вареньем. Колобок позавтракал, облизал губы («Вкусное варенье») и снова довольно улыбнулся, подумав о предстоящем дне. В это время часы пробили свое время, и Колобок, поспешно выскочил из-за стола, быстро побежал на улицу, чтобы прогуляться со своими друзьями».

3. Мы попадаем на вторую полянку, которая называется «Называй-ка». Вы должны назвать приметы весны и придумать с ними предложение. Перед вами картинки-помощники. Помните, ваше предложение должно начинаться со слова «Весной …».

(Дети придумывают и рассказывают.)

Например: Весной ярко светит солнце. И т.д.

4. Молодцы! Нам пора идти дальше. А вот и третья полянка -  «Поиграй-ка». Никто не отстал? Назовите свое имя как обычно, а потом ласково. (Игра «Скажи ласково»).

- Ребята, нас здесь ждут волшебные предметы. Это волшебная палочка. Внимательно слушайте весенние слова, к кому волшебная палочка прикоснется, тот превращает услышанное слова  в «ласковое».

(Слова: ручей, сосулька, небо, облако, цветок, птица.)

- Молодцы. А вот волшебный мяч. Я  бросаю вам мяч,  называю слово, а вы ловите мяч, повторите мое слово, но перед ним поставьте нужное слово «весенний».

Слова: день, погода, солнце, настроение, месяцы, гроза, лес, трава, одежда, деревья и т.д.

5. Молодцы!  А вот уже четвертая полянка -  «Размышляй-ка». 

Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов, а каждое слово состоит из чего? (Из слогов.) Какие бывают слоги? (Прямые и обратные.)

(Анализ слогов, продемонстрированных на доске – схемы).

- А теперь разделите слова на слоги при помощи хлопков (шагов, прыжков, приседаний и т.д.).  Но помните, что хлопать  надо только на гласные звуки.

Слова: оттепель, ледоход, подснежник, проталинка, капель, весна, ручеек.

- Молодцы, никто не ошибся. Давайте сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладошки три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихо сесть.

6. Садимся на пенечки. Мы с вами уже на пятой полянке - «Обучай-ка». Послушайте, пожалуйста, сказку.

«Желание»

Медвежонок и мышонок – давние друзья. Подружились они еще в детстве. Им было хорошо вдвоем. Медвежонок с нежностью и любовью относился к мышонку, а мышонок просто обожал медвежонка.

- Загадай желание, - попросил медвежонок мышонка.

- Я хочу научиться превращаться в важного жука, который кружится, жужжит и может одолжить ароматного меда у пчел. Я каждый день летал бы за медом для тебя, медвежонок. Это же твоя самая любимая еда!!!

- Спасибо тебе, Мышонок. Ты такой добрый. Твое большое желание обязательно исполнится, потому что ты это очень хочешь, - сказал Медвежонок, достал корочку хлеба и угостил Мышонка.

- Как называется сказка?  О ком эта сказка? Какие звуки вы часто слышали в сказке? («Ш» и «Ж»)

- Расскажите о звуке «ш»  - (согласный, твердый, глухой); (о звуке «ж» – согласный твердый, звонкий).

- Что у них общего? (согласные, твердые)

- В чем отличие? («ж» – звонкий, «ш» - глухой)

- В слове мышонок, где стоит звук «ш»? (в середине); в слове медвежонок (в середине).

- Посмотрите, перед вами лежит карточка с заданием. Скажите, в кого хотел превращаться Мышонок из сказки? (В жука). Найдите жука на карточке. Определите, какой звук стоит в начале этого слова? (Звук «ж»). В пустом квадратике напишите эту букву фломастером. Скажите, а чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). А теперь составьте звуковую схему слова «Жук». 

(Дети составляют схему слова, а затем рассказывают).

- Молодцы! Ребята, мы уже прошли больше половины пути,  пока со всеми  трудностями  справляемся, вот поэтому  маленькому лучику солнца  уже удалось вырваться из снежных облаков.  Он  хочет помочь нашим глазкам отдохнуть и предлагает вам свою игру.

7. Ребята, мы уже на шестой полянке. Называется она  «Исправляй-ка».  На этой полянке очень много ошибок и путаниц. Вы готовы их исправить?

(Игра «Скажи правильно»).

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежок или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лед или ледоход?

Весной дети катаются на санках и лыжах.

Весной начинается листопад.

Весной медведь спит в берлоге.

Весной дети купаются в речке.

 Итог.

 Молодцы, ребята! Вы так старались сегодня. Посмотрите,   Снежные облака освободили наше Солнце! Как ярко оно светит! Кончились проказы Старухи-Зимы! Теперь в лесу, наконец-то, наступит весна! Какие изменения произойдут в лесу? (дети вспоминают приметы весны).

-  Дети, давайте попрощаемся с ежиком, с Солнцем. Они остаются в лесу, а нам пора возвращаться в детский сад.

1 – 2 – 3 – 4 – 5 - нужно глазки закрывать.

(Звучит музыка).

1 – 2 – 3 - теперь открой и посмотри!

Ну вот, мы и в детском саду. Прекрасно, что все хорошо закончилось. Все счастливы и довольны. Надеюсь, вы ребята расскажете своим друзьям и родителям о наших весенних приключениях? О чем вы им расскажете? (Спрашиваю каждого).

Спасибо вам, ребята!  Я вами очень горжусь!

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...