пояснительная записка к программе "Развивай - ка"
рабочая программа (младшая группа) на тему

В  материале описаны актуальность, цели, задачи, содержание программы, а также методы и формы организации занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_razvivay_-ka.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Гузель Рамдисовна

Педагог – психолог МБДОУ № 60

Татарстан, г.Нижнекамск

Пояснительная записка к программе по дополнительным платным образовательным услугам по развитию познавательных способностей

«Развивай - ка»

Программа дополнительного образования «Развивай -ка» составлена на основе авторской программы  Павловой Л.Н. «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет», Гайнуллиной И. А. «Игры и упражнения для развития психических процессов(внимания, мышления, памяти, воображения) у детей  2-3 лет авторская разработка», Земцовой О.Н. «Развивающие тесты для детей 2-3 лет», З. Дьенеша «Игровые упражнения по методике Дьенеша»

Актуальность

Развитие ребенка 2- 3 лет  закладывает мощный и надежный фундамент, который поможет крохе в будущем чувствовать уверенность в своих силах – и в учебе и в повседневной жизни. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать различать, сопоставлять, обобщать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определённых умений, знаний, жизненного опыта.

Качественное развитие ребенка с 2 лет дает отличные результаты в будущем. Такие дети легче приспосабливаются к учебе в школе, лучше усваивают знания, имеют больше талантов и увлечений, они заметно сильнее в интеллектуальном и социальном плане.

Целью  программы  является эмоционально-личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения, а также развитие интеллектуальных способностей, познавательной сферы, всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления). Развитие логики, речи, представлений об окружающем мире, развитие творческих способностей малышей, мелкой моторики и коммуникативных навыков.

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности;

- повышение эмоционального тонуса у детей;

- развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

- развитие коммуникативных навыков (устанавливать контакт друг  с другом;    действовать согласованно);

- развитие внимания, воображения, памяти;

- расширение речевого запаса (активный, пассивный)

- развитие умения группировки по одному признаку и одновременно по двум;

- развитие слуховых, зрительных, тактильных способностей к восприятию;                 развитие  общей и мелкой моторики, координации движений;

 -сенсорное развитие - обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве), как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с этими предметами элементарных действий - хватания и манипулирования;

- развитие логических, комбинаторных, аналитических способностей;

- введение первичных понятий (логические действия, кодирование информации, структура и алгоритмы выполнения действий.)

Содержание программы.

Программа составлена комплексно, занятия включают в себя:

  • Упражнения,  направленные на развитие мелкой и крупной моторики.

       упражнения направленные на развитие

  • Памяти
  • Внимания
  • Мышления
  • Логики
  • Речи
  • Восприятия
  • Воображения
  • Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.
  • Упражнения, направленные на развитие эмоционально – личностной сферы.

Методы организации занятий.

      Игровой

Практический

Словесный

Наглядно-демонстрационный

Формы организации занятий.

Форма проведения занятий - групповое.

Каждая группа включает в себя 5-6 детей;

возрастная категория, которых 2-3 года

Занятия проводятся 1 раз в неделю,  и занимают 10- 15 минут, что соответствует возрастным  психологическим и физическим возможностям детей младшего дошкольного возраста.

Всего часов – 36.

Цикл занятий рассчитан на 9 месяцев, которые

проводятся в кабинете психолога.

Занятия проходят в форме игры, это  помогает ввести  малыша в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть свои и чужие промахи, становиться лучше. Не надо забывать и о том, что именно в этом возрасте формируется характер ребёнка.

Развитие мышления, памяти, воображения происходит в процессе предметной деятельности. Этому способствует универсальный дидактический материал, развивающие игры - логические блоки Дьенеша, логические стаканчики, вкладыши, шнуровки, макси – пазлы, геометрические пирамидки, планшет для песочной анимации.   Они содействуют формированию комплекса необходимых для образования у детей сенсорных  мыслительных умений, развивающих творческие способности.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

В результате проведения всего курса занятий в первой младшей  группе, ожидаются следующие результаты: высокий уровень развития интеллектуальных способностей, познавательной сферы, всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) мелкой моторики, коммуникативных навыков. Также развито  сенсорное восприятие, умение играть с игрушками, сформирован  процесс социальной адаптации у детей.   Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. У детей высокоразвиты логические, комбинаторные и аналитические способности.

Способы определения результативности данной программы -«Психологическая диагностика в раннем возрасте» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

Форма подведения итогов: итоговые занятия.

Материал:

Дидактические игры (лото, контуры)

Блоки Дьенеша (игровой альбом «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года»)

Наглядно – демонстрационный материал (животные, фрукты, овощи)

Развивающие игрушки (шнуровки, пазлы, вкладыши, пирамидки, стаканчики, кубики)

раздаточный материал (гипсовые фигурки животных, листы бумаги, карандаши, пластилин, кисточки, заготовки на листах бумаги)

планшет для песочной анимации (кварцевый песок), пальчиковые краски, тесто для лепки

CD диски с аудиозаписями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию  перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...

Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».

планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...

Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.

Целью и побудительным мотивом  к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...

Пояснительная записка

В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образо­вательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...

Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".

«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...