Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Сахарова Кристина Анатольевна

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

 

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.

6. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность темы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовногонравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Сахаровой К.А. на 2020-2021 учебный год

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

к родной стране, к её истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.

5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.

6. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность темы

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовногонравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

План

Сентябрь – октябрь

-Просмотр видеофильма «Наш родной город»

-Изучение опыта педагогов ДОУ.

-Изучение методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

-Подготовка материалов к оформлению родительского уголка по данной тематике

Ноябрь

-Выставка рисунков "Улицы нашего города".

-Анкетирование воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

-Создание предметно-развивающей среды

-Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

-Консультации для родителей по теме: «Готовимся к прогулкам и путешествиям по родному городу»«Познакомьте ребенка с родным городом»

Декабрь

-Ознакомление с символикой России, родного города, области.

-Продолжаем знакомство с историей города Санкт-Петербург

-Вечер поэзии «Мой любимый город».

-Консультация для педагогов ДОУ «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»

-Создание картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию.

-Консультация «Воспитание маленького гражданина».

-Экскурсии и прогулки к достопримечательностям города детей с родителями.

Оформление фотоальбома «Мы гуляем всей семьей по Санкт-Петербургу».

Январь

-Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.

-Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».

-Викторина для педагогов «Знаешь ли ты свой город?» 

-Подбор электронных презентаций по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

-Консультация «Русские культурные традиции и нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

Февраль

-Просмотр видеопрезентаций "Защитники Родины". Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

-Открытый просмотр ООД «Главные праздники России».

-Отбор элементов по теме: «Формы и методы нравственно – патриотического воспитания детей старшей группы».

-Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Март

-Развлечение «Игры наших бабушек».

-Консультация для педагогов в виде презентации «Народные игры».

-Подготовить картотеку народных игр. Создать в группе уголок народных игр.

-Консультация «Формирование ребёнка, как личности, в процессе ознакомления с народными играми»

-Подготовить совместную викторину для детей и родителей «По следам русских сказок».

Апрель

-Праздник «Славится Россия чудо – мастерами».

-Подбор DVD дисков по изучаемой теме

-Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада (создание консультации).

-Консультация «Круг чтения и формирование системы ценностей».

Май

-Просмотр видеопрезентаций «Дети герои войны»

-Занятие-праздник «Этот День Победы…»

-Оформление стенда («Они сражались за Родину!»

-Презентация альбома «История нашего города»

Самоанализ (подготовка творческого отчета).

Оформление альбома «История нашего города».

Список используемой литературы:

1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2

2. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.

3. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1985

4. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

5. Маханева М. ДНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.

6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

7. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. 2005.

8. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.

9. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1980 – С. 133