Педагогические подходы нравственного воспитания личности ребёнка
статья (подготовительная группа)

       Одним  из основных  направлений работы  нашего дошкольного учреждения  является духовно- нравственное развитие личности ребёнка и мы считаем  своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины.

      В своей  работе используем метод проектов.  К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью был создан  проект:  «Родной свой край люби и знай».

      Цель  проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного  края, местным достопримечательностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_podhody_nravstvennogo.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические подходы нравственного

воспитания личности ребёнка

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из актуальных проблем на сегодняшний день.  У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. [1]

       

       Одним  из основных  направлений работы  нашего дошкольного учреждения  является духовно- нравственное развитие личности ребёнка и мы считаем  своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины.

      В своей  работе используем метод проектов.  К участию в проектной деятельности привлекаем родителей, с их помощью был создан  проект:  «Родной свой край люби и знай».

      Цель  проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного  края, местным достопримечательностям.

      Провели цикл познавательных занятий, на темы: “Город Губкин – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Белгородский  край!» При ознакомлении с историей малой родины, прежде всего, организовываем  поисковую деятельность: дети  расспрашивают своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях нашего города, на специальных занятиях дети  обмениваются  полученной информацией, предлагают  свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий,  способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории родного края,  уважение к знаменитым землякам.

     

      Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Например:

       «Найди герб» 

Цель: Научить узнавать герб города (области); развивать мелкую моторику, внимание, память; воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

       «Угадай национальный костюм»

Цель: Приобщить детей к знанию национального костюма родного края. Закрепить знания об особенностях костюма и его элементах. Учить детей находить сходство и отличие.

         «Знаешь ли ты?»

 Цель: Знакомить детей со знаменитыми людьми родного края.

       Предметно-развивающая среда в группе пополнилась материалом, используемым детьми в свободной деятельности: картами Белгородской  области и Губкина, (на которой дети отмечали места, которые они посетили); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий), открытками о Губкине;  атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

      Используем  наблюдения, экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы в музее, детской библиотеке. Словом, на простых, доступных и понятных даже маленькому человечку вещах воспитываем любовь к родному краю. С детьми была проведена экскурсия в краеведческий музей, где опытные экскурсоводы познакомили детей с историей создания города, народными промыслами и традициями,  бытом людей  Белгородчины.

       Внедряем  в педагогическую практику виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.  У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места города, родного края, не покидая здания детского сада.[2]

      В группе открыли  музей "Тряпичные обрядовые куклы Белгородской области". В нем дети знакомятся  с игровыми обрядовыми куклами, оберегами.

       Во время образовательной деятельности,  для знакомства с культурным наследием родного края мы используем кукол в национальных костюмах Белогора  и Белогорочку. Обращаем внимание детей на то, какую одежду носили предки, как красиво её украшали.

       В  детском саду создана  музейная комната «Изба русского быта»,  где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего края. Здесь собраны старинные вещи: национальные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда.

        Приобщение детей к народным традициям проводим   в форме детского праздника. При этом  ребята не только получают  новые знания, но и участвуют  в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Рождество, Пасха, Троица, которым предшествовала, предварительная  работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием  катали «крашенки», пели песни, водили хороводы вокруг берёзок, рассказывали пословицы, поговорки.

        С огромным успехом проходят праздники Рождества. Дети наряжаются,  идут колядовать, а в музыкальном зале их ждут «дед» и «бабка» в старинных одеждах. Дед лежит на печи, а бабка ухватом вытаскивает из печи чугуны с угощением и одаривают детей сладостями. На Масленицу, дети знакомятся с народными  играми нашего края, узнают традиции, едят блины.  В Новый год мы не только знакомим детей с традициями этого праздника, но  и вместе с родителями мастерим поделки для украшения группы. Проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

        Знакомим с устным народным творчеством: потешки, прибаутки, заклички,  с художественной и краеведческой литературой: детскими писателями  и поэтами  Белогорья — В. Молчанов, Е.Дубравный, Ю.Макаров, В.Колесник, В Черкесов и др.  Разучиваем  стихи и  песни о городе и родном крае.

        Свою работу строим  в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги  таких экскурсий выражаются в фотовыставке: «Путешествие  по  Белгородской  области».  

       Интересно проходит у нас  "мини-исследование", где  вместе с родителями  выбираем определённую  тему исследования,  например, исследование не истории города вообще, а истории улицы, на которой находится детский сад или живут дети.

       В итоге у детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного города и края. Расширились знания о традициях, достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего города. Возросло желание детей изучать природу, растительный и животный мир, историю, культуру и быт родного края. Очень надеемся,  что наши усилия не пропадут даром и наши дети, придя в школу, заинтересуются  и продолжат  получать знания о традициях нашего края, участвуя в проектах, праздниках, чтя культурное наследие наших предков.

Литература:

  1. Кондрыкинская, Л.А., С чего начинается Родина? М.: 2004 – С.192.
  2. Тимофеева, Л.О., Волохова, Н.Н., Приобщение дошкольников к традициям родного края. Волгоград: Учитель, 2012,-78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на педагогическом совете Тема: «Роль театра в формировании гармоничной, творческой личности ребёнка»

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующ...

развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...

Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»

Сообщение на педагогическом совете « Влияние экологической театрализованной игры на личность ребёнка»...

Индивидуальный подход к личности ребёнка – базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта

Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особеннос...