Методические разработки
план-конспект занятия по окружающему миру

Светлана Ивановна Шкрет

 

Воспитывать интерес к окружающему миру 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 89 «Крепыш»

Конспект

занятия по познавательно- исследовательской деятельности   для детей группы раннего возраста

Тема: «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».

Подготовила: Шкрет С.И., воспитатель первой квалификационной категории

Цель: знакомство детей со свойством воды через экспериментальную деятельность. Развивать стремление к наблюдению, сравнению обследованию воды.

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления о воде и его свойствах: горячий, холодный, мокрый, прозрачный через обследование предмета и экспериментальную деятельность

Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий.

Активизировать речь детей через познавательные вопросы.

Приучать детей отвечать на вопросы.

Развивающие:

Развивать у детей умение наблюдать, концентрировать свое внимание на предмете

Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность (делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.)

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность.

Воспитывать аккуратность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».

Расширить и активизировать словарь детей: вода прозрачная; ладошки мокрые, мокрые следы; вода течет, журчит, шумит; воду переливаем; вода капает, льется; камушки 

Оборудование: 

Демонстрационные материалы: Игрушка Капелька, емкости с горячей и холодной водой, стаканчики одноразовые, мельница.

 Раздаточный материал: клеенчатые фартуки по количеству детей, салфетки для каждого ребенка, большая клеенка на стол, вода в емкости; лейки по количеству детей, стаканчики по количеству детей с цветной водой, шарики пластмассовые и камушки по количеству детей; мультимедиа.

 

Предварительная работа: показ, рассматривание, художественное слово, сравнивание с помощью разных анализаторов, исследование, беседа, поощрение, индивидуальная помощь, физминутка, музыкальное сопровождение, ежедневные гигиенические водные процедуры; обыгрывание умывалочек и потешек о воде; звук льющейся воды, игры с водой, переливание.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей в группу и предлагает улыбнуться гостям, чтобы подарить окружающим хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то шум? Что же это? (Водичка). А где живет водичка? Ребята, водичка живет в кране, на речке, в море, в тучке, а еще живет в снегу и во льду. Ой, как много мест, где живет водичка. А нам с вами нужна водичка? (ответы детей) 

Воспитатель: правильно, мы моем руки и лицо.

Воспитатель: к нам в гости пришла Капелька воды. Давайте с вами Капельке покажем, как мы умываемся

2.Пальчиковая игра «Ай лады, лады, лады»

Ай лады, лады, лады (Выполняем действия согласно текста)

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся

Маме улыбаемся

Воспитатель: а мне улыбнетесь? Ребята, хотите поиграть с капельками воды?

-Давайте вспомним какая вода. (показываю воду в стакане). Опустите пальчики в воду, почувствуйте, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? У меня есть ведерки с водой, потрогайте в них водичку. (Дети опускают пальчики, определяя, что в одном ведерке вода холодная, а в другом - теплая.) Значит, вода бывает разной температуры – теплая (приятная для рук), холодная и горячая.

- А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. - Давайте пройдем с вами к столу что у нас тут с вами лежит?

Как вы думаете, шарик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Возьмите шарики в руки, подержите их, мячи из пластика, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Отпускайте их в воду. Что происходит? (шарики плавают, не тонут).

- Возьмите в руки камушки. Какие камушки (тяжелые). Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно). Мы с вами убедились, что на разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно.

- Ребята, а вы видите камушки на дне? Почему? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).

Давайте ребятки подуем с вами на наши шарики что бы они поплыли (дуем, вот какие мы с вами сильные.

-Вода –волшебница: она может обернуться облаком, снегом, дождем! Вот это да! Ай да вода! А еще вода очень сильная. Хотите проверить?

Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит «мельница» и лейки с водой. Я сейчас полью воду на мельницу, и она будет крутиться. Что я делаю? (Лью воду) Молодцы, вы уже знаете, что вода льется, ее можно переливать. (предлагаю детям полить на мельницу). Сила льющейся воды заставляет мельницу крутиться, работать.

- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы с вами узнали!

-Но что-то наша капелька заскучала. Давайте немного развеселим её и вместе потанцуем.

Физминутка. «Руки мыть нужно каждый день»

Воспитатель: молодцы ребята, Капельке очень понравилось, как вы танцевали.

-Ребятки, хотите еще поиграть с водичкой? (ответы детей).

А теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета. Посмотрите-у вас в баночке стоит краска (обычная краска) разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). Выливайте эти краски в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдёт! Давайте попробуем.

Дети берут краски и выливают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.

- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?

- Водичка ваша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.

- Итак, давайте вспомним, какие свойства водички нам знакомы: водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.

Молодцы, ребята, Нашей капельке с нами очень понравилось играть, но ей пора возвращаться на своё облачко.

Но, чтобы мы сильно не скучали по ней, капелька оставила нам подарки — вот такие бумажные кораблики, предлагаю поиграть с ними – дети пускают кораблики, в котором все емкости заполнены водой.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) познавательно – речевое развитие

                                                                                                         

    Тема: «Осень золотая!»

     Подготовила: Шкрет С.И., воспитатель первой квалификационной категории

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Цель непосредственной образовательной деятельности: уточнение и закрепление представлений об осени и ее приметах; расширение и активизация словаря по теме;

развитие связной речи;

Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

Образовательные: развивать память, мышление через игры и упражнения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» 

  • воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;
  • формировать навыки коллективной работы, сотрудничества, усидчивости, доброжелательности;
  • прививать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности;
  • воспитывать умения действовать в соответствии с инструкцией.

ОО «Познавательное развитие»

  • продолжать расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
  • продолжать развивать речь как средство общения;
  • закрепить названия осенних месяцев, листьев деревьев;
  • развивать связную речь и координацию речи с движением;
  • закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;
  • формировать навыки составления короткого описательного рассказа по серии сюжетных картинок.

ОО «Речевое развитие». 

  • продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
  • учить по плану рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
  • обогащать речь существительными, прилагательными, наречиями, помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Оборудование: ноутбук, проектор, корзина, магнитная доска, мольберт.

Демонстрационный материал: презентация, видеоролик на тему «Осень», серия сюжетных картинок.

Раздаточный материал: листья дуба, клена, осины, березы, рябины, каштана, размером с детскую ладонь, вырезанные из картона разных цветов на ниточках.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах

(предварительная работа): чтение стихотворений А. С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А. И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной». Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень»«Букет для осени». Наблюдение за погодой, изменениями в осенней природе, сбор листьев, сравнение репродукций С. Герасимова «Золотая осень» и И. Левитана «Поздняя осень».

Методы и приемы:

Словесные - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядные - демонстрация картинок, презентации и видеоролика.

Игровые – дыхательная гимнастика «Ветерок», физкультминутка «Здравствуй, осень!» - координация речи с движением, дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

Практические – коллективное составление предложений к сюжетным картинкам, описательный рассказ одним ребенком.

Словарная работа: осень, осенний лист, пасмурно, хмурое небо, прохладная, кленовый, дубовый, березовый, липовый, осиновый, рябиновый, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, багряная, пурпурная, золотая (листва, золотистая, капризная (осень, лазурное, моросящий, мелкий (дождь, пожухла (трава).

Ход занятия

Организационный момент.

В: - Здравствуйте, дети. Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом и выполним веселое упражнение.

Мини – приветствие, мини – разминка(сопровождают движениями)

Раз – нагнуться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

И друг другу улыбнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики)

В: посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Занятие у нас сегодня необычное, поэтому тему вы должны будете угадать и назвать сами. А я подготовила вам подсказку.

Просмотр видеоролика на тему «Осень» под музыку П. И. Чайковского.

В: Ребята, что вы сейчас увидели на экране?

Д: Природу. Осень.

В: Назовите осенние месяцы.

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Верно. А что же такое «осень»?

Д: это время года.

В: правильно, а как можно назвать по-другому.

Д: это пора, состояние природы, это время перед зимой.

В: вот видите, как по-разному вы назвали осень. Да, действительно, осень бывает разной. Это удивительное, очаровательное время года. Она удивляет нас изобилием красок, пышным убранством.

В группу входит Осень.

В: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

ДОсень.

В: - Давайте же поприветствуем ее.

Дети водят хоровод вокруг Осени под музыку.

- Здравствуй, осень, здравствуй, осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя, мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

О: принесла я вам муки.

Д: значит, будут пирожки. (Хлопают в ладоши) .

О: принесла я гречки.

Д: Каша будет в печке. (Мешают кашу на ладошки) .

О: Рады ли вы грушам?

Д: на зиму засушим. (Накланяются и закладывают руки за спину) .

О: принесла вам овощей.

Д: И для супа, и для щей. (Поворачиваются и разводят руки в правую и

левую стороны).

О: А уж яблоки, как мед.

Д: на варенье и компот. (Поворачиваются и разводят руки в правую и левую

стороны).

О: принесла я меду.

Д: Полную колоду. (Поднимают руки, показывая высоту колоды).

О: ну, а дождичку вы рады?

Д: не хотим, не надо! (Отрицательно качают головой).

В: об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте ей на ладошку, чтобы отпустить нашу красавицу (проводится игра«Слово на ладошке»).

В: - Осень, какая?

Д: - Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.

В: - Давайте скажем «До свидания» нашей гостье, чтобы она смогла навестить других ребятишек.

Дети хором: - До свидания!

Слайд №1 (фон) Как много мы сказали красивых слов об осени. А какие же приметы у осени?

Слайд № 2 Что вы можете сказать про солнце? (греет плохо, солнечных дней стало меньше).

Слайд № 3 - А какое небо осенью(Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Слайд № 4 - Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые, нагие, облетевшие).

Слайд № 5 - Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Слайд № 6 - Листья осенью что делают(Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются).

Слайд № 7 - С травой осенью что происходит(Засыхает, желтеет, увядает, жухнет).

Слайд № 8 - Что делают птицы осенью(Улетают в теплые края).

- Почему? (птицам не хватает корма, еды, пропитания) Как называют этих птиц? (Перелетные).

Слайд № 9 - Что делают осенью насекомые(Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Слайд № 10 - Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму).

Слайд № 11

Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.

Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму).

Слайд № 12 - Какая погода осенью(Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег).

Слайд № 13 – Какой праздник бывает у ребят осенью (1 сентября - День знаний);

В: Ребята, Осень оставила вам корзинку, а в ней осенние листочки. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

Проводится дидактическая игра «С чьей ветки детки?».

(Ребенок: — Это оранжевый лист клена. Кленовый лист).

Упражнение «Ветерок»

В: - Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

В: — Молодцы. Садитесь на места.

Составление детьми рассказа "Осень" с использованием опорной схемы (слайд 15-22)

• Осень

• Солнце

• Небо

• Земля, деревья

• Птицы

• Звери

• Люди

Наступила…. (осень). Солнце… (греет мало, на небе… (тучи, часто моросит…(дождик). Листья на деревьях… (пожелтели, их сдувает… (ветер, и они падают …. (на землю). Птицы… (улетают на юг, звери в лесу готовятся… (к зиме). Люди надевают (теплую одежду).

Итог занятия:

Молодцы ребята, вы сегодня хорошо отвечали и правильно выполняли задания. Вам понравилось занятие? А что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...