КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОУ.
статья по коррекционной педагогике

Статья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_oop.docx21.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ДОУ.

Коррекционная работа на музыкальных занятиях в ДОУ – это метод педагогической деятельности, обращённый на коррекцию разного рода нарушений и отклонений в становлении детей с особыми образовательными потребностями (ООП) с применением музыкальных средств и приёмов.

Коррекционная работа на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста может включать в себя разные виды деятельности, такие как пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальные игры и т.д. Все эти виды музыкальной деятельности способствуют развитию моторики, координации движений, восприятия звуков и ритма, а также эмоциональной сферы ребенка.

Коррекционная работа на музыкальных занятия  в ДОУ, основывается на применении музыкальных элементов, таких как ритм, мелодия, гармония, темп, динамика и т.д., для гармоничного развития дошкольников. Музыкальные занятия  с дошкольниками осуществляется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и ориентированно на активизацию его развития.

Важнейшая цель коррекционной работы возможностями музыки заключается в развитии и коррекции психофизических, эмоционально-волевых и социально-коммуникативных сфер становления детей с ООП.

При проведении музыкальных занятиях в детском саду материалы адаптируются под потенциал воспитанников. Важно помнить  в процессе обучении детей  с ООП их индивидуальные особенности. Необходимо проработать подход к каждому ребёнку и создать для него  индивидуальную программу.

В работе музыкального руководителя важна связь со специалистами работающими в детском саду, такими как дефектолог, логопед,  инструктор по физическому развитию, психолог  для совместной работай над скорейшей адаптацией ребенка в ДОУ. Так же важной частью реабилитации является поддержка семьи воспитанника. Совместные усилия педагогов и родителей помогают достигнуть наилучших результатов в раскрепощении ребёнка.

Дошкольники с определенными образовательными возможностями претендуют на особый к ним подход при проведении музыкальных занятий. Дети с ООП нуждаются индивидуальном подходе со стороны педагога.

Дети  быстро понимают, что отличаются от сверстников и часто в связи с этим замыкаются в себе. Необходимо помочь им преодолеть трудности и помочь поверить в себя. Важно поддерживать их творческие стремления и поощрять любые попытки выйти из «зоны комфорта». От педагога зависит, с каким настроением ребёнок будет покидать его занятия и какой эмоциональный заряд он получит. Каждый этап работы с детьми с ООП  должен стимулировать ребенка к новым свершениям и добавлять уверенности в себе.

Благодаря применению на музыкальных занятиях коррекционных элементов  у ребенка с ООП ускоряется процесс развития его внутреннего мира. Коррекционная работа с детьми направлена на улучшение коммуникации, развитие моторики, эмоциональной сферы, когнитивных способностей и социальных навыков.

Музыкальные занятия с элементами коррекционной работы ускоряют развитие речи  коммуникативных навыков. Пение и ритмические упражнения, а так же игра на музыкальных инструментах благоприятно влияют на развитие артикуляционного аппарата, учат слушать и  выражать свои мысли и переживания.

Музыкальные движения активизируют координацию и моторику ребенка. Танцы, упражнения и ритмические игры развивают ориентацию в пространстве и улучшают гибкость тела.

Творчество мощный эмоциональный двигатель для детей с ООП. Музыкальные занятия позволяют распознать и выразить свои эмоции в движении, пении, игре на музыкальных инструментах. Это позволяет ребенку поднять свою самооценку.

На музыкальных занятиях при выполнении ритмических упражнений, игре на музыкальных инструментах, совместных играх  и пении  у детей развивается память, мышление и внимание. Так же музыка стимулирует  всестороннее развитие  когнитивных способностей.

На музыкальных занятиях так же развиваются  социальные навыки, этому способствуют коллективные игры, выступления на утренниках  и развлечениях. Коллективная деятельность во время мероприятий способствует становлению личности, развития у детей навыков сотрудничества, уважения между собой и развитие социальной адаптации.

Рассмотрим отдельно каждый вид деятельности на музыкальных занятиях.

Ритмические упражнения - развивают внимание и концентрацию, так же развития координацию движений и чувство ритма.

Музыкальные игры – в коррекционной работе являются важным звеном,  который,  развивает координацию движений, моторику, и чувство ритма.

Для детей с ООП важной составляющей на музыкальных занятиях является пение. При выполнении вокальных упражнений, пропевании пословиц и поговорок, а так же пении песен развивается дыхание и голосовые связки, которые вибрируют и соприкасаются во время фонации.

Не менее важным является импровизация во время музыкальных занятий. Ребенок с ООП играя на музыкальных инструментах, пробует создавать мелодии, или придумывает свой ритм, или мелодический рисунок с помощью голоса. Это помогает ему развиваться, как творческая личность, не боясь выйти из «зоны комфорта» и самовырозиться при других участниках творческого процесса.

При прослушивании различных музыкальных композиций ребенок в форме музыкальной терапии получает неоценимую помощь. Сейчас разработано множество фонотек, которые с помощью музыкальной терапии решают разнообразные проблемы связанных с развитием речи, внимания, моторики и других проблем. Терапия под музыку проводиться под непосредственным контролем музыкального руководителя.

Представленные выше виды музыкальной деятельности помогают создать благоприятную и стимулирующую среду для развития детей с ООП.

Эффективность коррекционной работы на музыкальных занятиях обладает множеством существенных результатов. Дети учатся выражать свои эмоции средствами музыки, приобретают новые знания и учатся более тесному общению друг с другом. Ребенок, играя на музыкальных инструментах и двигаясь под музыку, совершенствует свою координацию движений и моторику, так же учится контролировать своё тело.  Слушая музыкальные произведения, дети учатся различать мелодии, звуки и ритмический рисунок, что позволяет появиться начаткам слухового анализа. Анализируя и запоминая музыкальные элементы, стимулируется развитие когнитивных процессов. В свою очередь развитие когнитивных способностей стимулирует развитие памяти, мышления и внимания,  повышая самооценку ребенка. При достижении детьми положительных результатов во время музыкальных занятий повышается эмоциональный фон, улучшается самооценка и появляется уверенность в собственных силах

Введение коррекционной работы в музыкальное занятие даёт положительный эффект. Коррекционная работа позволяет раскрыть ребенка с ООП. Работа с такими детьми в рамках коррекции позволяет  им развивать различные навыки и способности, а также повышает их самооценку и самоуверенность. В целом, коррекционная работа средствами музыки является эффективным инструментом для развития детей с особыми образовательными потребностями.

Коррекционная работа средствами музыки является эффективным методом работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями. Она позволяет развивать и корректировать различные аспекты и навыки у детей, такие как коммуникация, восприятие, моторика и эмоциональная сфера. Музыкальные занятия стимулируют интерес и активность детей, способствуют их самовыражению и самореализации. Результаты коррекционной работы средствами музыки могут быть заметны уже после нескольких занятий, что делает этот метод особенно ценным для педагогов и родителей.

Список литературы

1.Зарин, А.П. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с понижением интеллекта / А.П. Зарин, Е.А. Ложко. – СПб., 1994. – 47 – 58 с.

2.Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: «Академия», 2004. – 288 с.

3.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов – СПб.: Питер, 2004, – 480 с.

4.Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций средствами музыки у детей с церебральным параличом средствами музыки: Пособие для учителя-дефектолога / Н.Г. Кононова – М.: Владос, 2008. – 320 с.

5.Лубовский, В.И., Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М., 1984. – 256 с.

6.Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие / Л.С. Маркова – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с.

7.Медведева, Е.А. Музыкальная психотерапия. / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко. – М., 1988. – 34 – 56 с.

8.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина – М.: Владос, 2003. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

   Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ РМО ПЕДАГОГОВ ДОУ. "Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями".

Особенности коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями, ограниченными  возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (Из опыта работы)....

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями (из опыта работы)....

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...