Конспект занятия
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа Коломна


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


 детский сад №15 «Светлячок»


Конспект открытого занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием логоритмических упражнений

«Автоматизация звука [Ш] в

слогах и словах»

Учитель – логопед: Десинова Н.А.

Коломна 2010

        Цели:

  1. закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука         [ш];
  2. продолжать учить правильно произносить звук [ш] в слогах и словах;
  3. учить определять наличие звука в словах;
  4. закреплять умение делить слова на слоги;
  5. упражнять в образовании множественного числа имен         существительных;
  6. развивать слуховое восприятие, внимание, умение координировать движения с речью, мелкую моторику.

        Оборудование: игрушка мышка карта «Путешествие маленькой мышки», предметные картинки с символами на обратной стороне, предметные картинки для упражнения «Покупки», осенние листочки, перфокарты, символы звуков.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Сегодня вы встретитесь с маленькой мышкой и отправитесь с ней в небольшое путешествие. Она даже приготовила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотрите, здесь на карте все нарисовано. Что вы видите в самом начале? (Домик.)

- В этом домике за высоким забором живет мышка.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Мышка проснулась (упражнение «Окошко»), открыла окошечко (упражнене «Домик открывается») и вышла на крылечко (упражнение «Лопата» ). Ветерок дует на мышку (упражнение «Сдуй с лопатки»). Пришлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»). Пошла мышка пить чай из чашечки (упражнение «Чашечка»). Выпила одну чашечку чая другую, третью с вкусным вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»). А на улице сильный ветер дует. (Звукоподражание Ш – Ш – Ш -  Ш).

  1. Речевое упражнение с движениями.

Ветер

Ветерок листвой шумит:                        Дети ритмично потирают ладонь.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                        

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у.                        Ритмично хлопают над головой

Поднимает пыль столбом.                        

Бом-бом-бом, бом-бом-бом.                        Ритмично топают ногами

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.                        Ритмично наклоняются в стороны

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх!                        Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон.                        делают вращательные движени.

Ах-ах, ах-ах.                        Ритмично покачивают головой.

  1. Произношение звука [ш] .

- Посмотрите, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш – ш – ш.

- Давайте пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить:

                мы...        ду...        камы...        малы...      каранда...      ланды…

                гуа…       фини..    шала…        

  1. Произношение звука [ш] в слогах (с использованием символов и жестов) .

-Посмотрите, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушайте камыши и пошуршите, как они (проговаривание слогов с использованием символов и жестов):

ша – ши – шо – шу

шла – шлу – шло          

шпо – шпа – шпу         

А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:

                 ашка – ашка;     ошка – ошка;     ушко – ушко.

  1. Развитие фонематического восприятия.

- Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ш]. Выберите нужные картинки, разделите их на слоги  и выложите их в виде дорожки.

- Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются.

(На обратной стороне каждой картинки изображен символ.)

  1. Проговаривание звука [ш] в словах.

- По дорожке мышка привела нас в магазин. Подскажите, что она там увидела? Я начну, а вы продолжите.

Мышка купила много... (Выкладывает перед ребенком картинки: шуба, машина, шарф, чашка, груша.)

- А купила мышка себе…, назовите, что она купила, и  определите место звука [ш] в словах (схема слова): шапка, карандаш, матрешка,

  1. Речевое упражнение  с движениями.

Часы

Мышь полезла в первый раз,                 Медленно поднимают руки вверх.
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,                 
Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.                 
Руки  быстро опускают.

Мышь полезла второй раз                 
Медленно поднимают руки вверх
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”         
Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.                 
Руки  быстро опускают.

Мышь полезла в третий раз                 Медленно поднимают руки вверх
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”                 
Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.                 
Руки  быстро опускают.

  1. Игровое упражнение на развитие памяти.

- А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомните, что изображено на картинках.

- Соберем листочки. А на каждом листочке загадка. Хотите их разгадать?

        Рисуют дружно малыши, У них в руках ... карандаши.

        Носит яркий гребешок. Наш веселый ... петушок.

        Вот бежит малышка — Серенькая ... мышка.

        Зашуршали тихо шины — Это едет к нам ... машина.

        Мама просит Машу: «Свари братишке ... кашу».

        Мышка моется под душем

        Моет хвостик, моет ... уши.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Мышка мыла мылом лапки.                Ритмично потирают

Каждый пальчик по порядку.                ладонь о ладонь.

Вот намылила большой,                        Растирание пальцев

Сполоснув его водой.                        Поочередно.

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой,

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла,

Очень он боялся мыла.

  1. Работа с перфокартами.

Мышка предлагает вам поиграть с картами. На картах нарисованы картинки, а под каждой картинкой есть окошко. Найдите все картинки, в названии которых есть звук [Ш], и закрасьте окошки под этими картинками. (Затем снимают с листа перфокарту, соединяют значки линиями и получают букву Ш).

  1. Знакомство с буквой Ш.

  1.  Итог занятия.

- Нам пора прощаться с мышкой. Вы сегодня очень хорошо ей помогали! А какой звук помогал нам на нашем занятии? (Ш – ш – ш).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...