Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Новоселье"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

 Занятие можно использовать для профилактики нарушений речи, при коррекции задержек психофизического и речевого развития, заикания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

«Новоселье»

Дячук Людмила Сергеевна,

             логопед Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»

Оборудование: игрушки - сорока, мишка, дом, самолет, слон, зайчик, кукла, петух, матрешка, Петрушка, елочка; иллюстрации -- кукла, мишка, Петрушка; бубен; деревянные ложки и треугольники для оркестра; погремушки - по одной каждому.

Ход занятия

1. Упражнение «Песня сороки» для координации слова с движением

Педагог: Жила-была любопытная сорока. Полетела она однажды в лес. Говорим хором и делаем.

Я летала, я летала, (Взмахивают руками.)

Устали не знала, Села, посидела, (Приседают на одно колено.)

Дальше полетела. (Поднимаются и делают взмахи руками.)

2.        Упражнение «Сорока летит» на внимание

Ребята бегут по кругу под музыку, на удар бубна - приседают на одно колено, хотя музыка продолжает звучать.

3.        Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями рук).

4.        Песня-танец «Про мишку» (А. Буренина)
Педагог: (1-й куплет) Опуститесь на четвереньки, превратитесь в медвежат. Ходьба на четвереньках в свободном направлении.

(припев). Стоя, ноги на ширине плеч, носками вовнутрь, руки перед грудью.

«Я добрый Мишка плюшевый» - 4 раза топнуть правой ногой;

«игрушечный медведь» - то же другой ногой;

«послушайте» - правую руку к правому уху;

«послушайте» - левую руку к левому уху;

«как я умею» - показать на себя обеими руками;

«петь» - руки вперед;

на слова «Ры-ра-ры-ру» раскачиваться из стороны в сторону;

(2-й куплет) - лежа на спине, руками обхватить согнутые в коленях ноги (в группировку). Качание на спине в разных направлениях.

(припев) - те же движения;

(3-й куплет) -1-я фраза - кружение на шагах (вперевалочку);

2-я фраза - в другую сторону;

(припев) - те же движения;

(заключение) - «Мишка кашляет» - похлопать себя по груди.

В конце сесть на пол, ноги врозь.

5. Массаж рук «Строим дом»

Педагог: Слушайте и делайте.

Целый день тук да тук,

(Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)

Раздается звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)

Молоточки стучат,

(Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

(Поколачивание кулачком по правой руке.)

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

(Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.)

Этот дом для зайчиков, (Растирание кулачком правой руки.) 

Этот дом для девочек,

(Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.)

Этот дом для мальчиков. («Пробежаться» пальцами по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Погладить ладонью левую руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживем, (Погладить ладонью правую руку.)

Будем песни распевать,

(Скользящие хлопки ладоней друг о друга - «тарелочки»).

Веселиться и плясать.

6.        Песня «Строим дом» М. Красева (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 53)

Педагог после исполнения песни говорит:

 Вот новый дом и готов. Самолет везет новых жильцов.

7.        Упражнение «Самолет» для развития координации слова с движением

Педагог: Говорим хором и делаем.

Сам, сам, самолет. (Три хлопка, развести руки в стороны.)

Тут и там самолет. (То же самое.)

Самолет летит близко - далеко. (Руки приблизить к груди, затем вытянуть вперед.)

Самолет летит низко - высоко.

Руки развести в стороны и присесть, затем встать, поднимая руки.

Педагог: Привез самолет слона, зайку и мишку. Подошли звери к новому дому, смотрят на него, удивляются.

8.        Логопедическая гимнастика

Педагог: Я говорю, а вы делаете.

Подражаю я слону, Губы хоботком тяну

(Т. Буденная)

Упражнение «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».

Зайка домик увидал,

Зайка губку облизал,

Что-то нам залопотал.

Упражнение «Болтушка» (для выработки подъема языка, развития гибкости и подвижности его передней части). Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Вытянул мишутка губки, Удивляется малютка.

Упражнение «Рупор» (для укрепления круговой мышцы рта, развития умения округлять губы и удерживать их в таком положении). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке «о». Верхние и нижние резцы видны.

Зашли звери в дом, затопили печку, хотят пирогов испечь на новоселье. Повалил дым из трубы.

9. Массаж биологически активных зон «Труба» (для профилактики простудных заболеваний)

Педагог: Говорим и делаем:

Ба-ба-ба -

(Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.)

На крыше есть труба.

Бу-бу-бу - (Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз.)

Надо чистить трубу.

Бы-бы-бы - (Растереть ладонями уши.)

Валит дым из трубы. Всех зовем на новоселье! Начинается веселье.

(И. Мусова)

10.        Динамические упражнения «Гости»

Педагог: Слушайте и делайте.

Кукла Маша услыхала -

(Ладони приставляются к ушам, повороты головы.)

Самой первой прибежала.

Вот шагают петушки - (Ходьба с высоким подъемом колена.) Золотые гребешки.

А матрешки, (Топающий шаг.)

Куклы-крошки,

Ручками захлопали,

Ножками затопали.

А веселые Петрушки

Взяли в руки погремушки,

Погремушки вверх подняли,

Очень весело плясали.

  1. Танец с погремушками (по выбору)
  2. Упражнение для мышц шеи «Петушок»

Педагог: Петушок к празднику приготовил стишок. Слушайте и делайте.

Петя, Петя-петушок (Наклоны головы вправо-влево.)

Целый день учил стишок.

А запомнил он строку (Наклоны головы вперед-назад.)

Лишь одну - «Ку-ка-ре-ку!»

(В. Данько)

(На последнее слово - на каждый слог ударять руками по бедрам.)

13.        «Новогодняя полька» А. Александрова исполняет на ложках и треугольниках с ритмослогами (см. сб. «Музыка в детском саду. Средняя группа», с. 69)

Чтоб весело стало игрушкам сейчас, Оркестр настоящий сыграет для вас.

14.        Новогодний хоровод (песня-танец).
Педагог:

Скоро праздник Новый год,

Елка в гости к нам придет. (Двигаемся под музыку и поем.)

Всем гостям было весело на новоселье.

Даже мухи в пляс пошли.

15. Упражнение «Мухи» для развития мелкой моторики

Педагог: Делаем, как я.

На паркете восемь мух

(На ударные слоги соединять указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук (по очереди) с большими пальцами.)

Польку танцевали,  Увидали паука

- В обморок упали.

(Разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением опустить руки.)

Праздник завершается, Гости разъезжаются.

16. Игра «Замри!» (на внимание)

Под музыку дети двигаются топающим шагом («едут на машине»), с остановкой музыки - замирают, принимая позу игрушки, показанной на картинке, - куклы (встают, поставив кулачки на бока), мишки (встают на внешние своды стоп, немного приседают, руки держат округло, как лапы), Петрушки (наклоняются вперед, прикладывают руки к носу - «показывают нос»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Сказка о глупом мышонке»

Предполагаемая  разработка способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой и музыкальной деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражн...

Логоритмическое занятие для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Новоселье»

Предполагаемая  разработка способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой и музыкальной деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражн...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Полякова И.С.

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья....

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...