Конспекты занятий
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тягнирядно Наталья Олеговна

 

 

 

Конспект итогового занятия

по обучению грамоте

Тема: «Путешествие в страну Азбуку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      в подготовительной логопедической

                               группе МБДОУ детский сад №14

                           общеразвивающего вида

                             Составила и проверила учитель

                              логопед Тягнирядно Н.О.

 

 

 

 

Программные требования и цели:

·       Закрепить приобретенные произносительные умения.

·       Применять полученные знания по программе.

·       Развивать навыки самоконтроля за речью.

·       Активизировать творческие способности.

·       Воспитывать смелость, веру в собственные силы, умение преодолевать внутренний страх перед выступлением.

 

 

Оборудование:

Карта страны «Звукоград»; символы звонкого и глухого согласных звуков и гласного звука; указ, азбука; предметные картинки (в названии 1 - 3 слога); наборное полотно; три домика с одним, двумя и тремя окнами; мяч; сказочное красивое зеркало; напольный инструктор с буквами (для составления слов); рюкзак; туесок и кузовок с буквами С, З, Ш; набор предметов для дифференциации звуков [с], [з], [ш]; маски ежа, ужа, жабы, жука; два телефона; подарочные календари с азбукой на учебный год (для каждого ребенка).

 

 

Музыкальное оформление:

«космическая» музыка, распевка «Большой язычок, маленький язычок», круговой танец с хлопками, песня «Звонок на урок».

 

 

 

 

Ход занятия

 

Дети под музыку входят в зал, проходят по кругу и садятся на стулья.

 

Л о г о п е д. Здравствуйте, ребята! Вы стали такими большими. Еще немного, и пойдете в школу. А все, что вы узнали здесь в саду, чему научились, пригодиться вам в учебе и жизни. Мы живем среди людей: учимся, работаем, отдыхаем. И от того, как мы владеем своей речью, зависит, захотят ли с нами общаться другие люди, интересно ли им будет с нами. Сегодня я хочу пригласить вас в страну красивой, правильной речи – Азбуку.

 

Р е б е н о к.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи.

Мы их твердо знать должны.

                              И.Лопухина

 

Л о г о п е д.

Закройте глаза и прислушайтесь к волшебным звукам музыки.

Звучит музыка.

Был на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Хлебосольный, незлобивый,

Дружный и трудолюбивый.

Правит там седой Словарь –

Страны Красивой Речи Царь!

Улицы там все прямые,

А названия какие:

Улица Гласная,

Улица Согласная,

Тихая, глухая,

Звонкая, большая…

Очень весело живет

В этом городе народ!

 

Выходят три ребенка с символами звуков  (гласный, звонкий и мягкий согласные) и один с Азбукой.

 

1- й  р е б е н о к

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет –

Звук получается гласный.

Гласные тянуться в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

 

2-й  р е б е н о к

Все согласные согласны

(глухой согласный)

Шелестеть, шептать, скрипеть…

 

3-й  р е б е н о к

Даже фыркать и шипеть,

(звонкий согласный)

Но не хочется им петь.

 

2-й  р е б е н о к

С-с-с – змеиный слышен свист,

Ш-ш-ш – шуршит опавший лист.

 

3-й  р е б е н о к

Ж-ж-ж – жуки в саду жужжат,

Р-р-р – моторы тарахтят,

 

4-й  р е б е н о к

Будем знать мы алфавит –

Все вокруг заговорит!

Станем книжки мы читать,

Мир огромный узнавать.

 

Выходит Азбука с указом.

А з б у к а

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

Царь Словарь издал указ:

«Всем, всем, всем!

Жителям и гостям

Нашего царства – государства

ПОВЕЛЕВАЮ!

Каждый день всегда, везде,

И в общении, и в игре

Ясно, четко говорить,

Звуки все произносить,

Слушать их внимательно,

Знать буквы обязательно!»

 

Ц а р ь  С л о в а р ь. А чтобы говорить четко и красиво, предлагаю потренировать язычки.

 

Дети поют распевку - скороговорку «Большой язычок, маленький язычок».

 

Л о г о п е д.  А я знаю одну интересную историю. Вот послушайте, что однажды произошло.

Дети и логопед разыгрывают сценку «Жужжащие стихи».

 

Повстречала я ежа.

Еж в лесу лежал жужжа.

Говорю ежу: простите!

Почему вы так жужжите?

Еж сказал…

 

Е ж

Я не жужжу!..

После ужина лежу.

Я на ужин съел ужа.

Может, он лежит, жужжа?

 

Л о г о п е д

Мы кричим ужу: «Скажите,

Почему вы так жужжите?»

Уж сказал…

 

У ж

Я? Не жужжу!

После ужина лежу.

Жабу съел я у болота.

Может, ей жужжать охота?

 

Л о г о п е д

Жабе мы кричим: «Скажите,

Почему вы так жужжите?»

Жаба квакнула ужу…

 

Ж а б а

И совсем я не жужжу!

Проглотила я жука.

Жук жужжит наверняка!

 

Л о г о п е д

Мы кричим жуку: «Скажите,

Почему вы так жужжите?»

 

Ж у к

Ну, жужжу.

 

Л о г о п е д

Ответил жук.

 

Ж у к

Ижждаю нормальный жжвук.

Я всегда, когда лежу

После ужина, жужжу!

Ж-ж-ж…

 

Дети - артисты садятся на стулья. На полянке появляются З в у к о в к  а – вредина и Б у к о в к а – недоучка с рюкзаком, лукошком и туеском. Они усаживаются в центре зала и начинают доставать предметы из рюкзака, лукошка и туеска, комментируя и разбрасывая их (заколка, значок, яблоко, косточка, лист бумаги, кошелек, катушка, салфетка, мозаика и прочие атрибуты к игре «Собираем мусор»).

 

А з б у к а. Вы кто? И зачем вы здесь намусорили?

З в у к о в к а. Я? Звуковка.

Б у к  о в к а. Вредина… Хи – хи. А я Буковка!

З в у  к о в к а. Недоучка… Ха-ха-ха.

Б у к о в к а  и  З в у к о в к а (вместе).Мы здесь культурно отдыхаем!

Л о г о п е д. Ребята! А разве так отдыхают? Разве это культурный отдых?

Д  е т и. Нет. Нельзя мусор бросать.

Л о г о п е д. Давайте соберем мусор.

А з б у к а. Да, но этот мусор надо правильно собрать: все предметы, в названии которых слышится звук [с], надо положить в туесок, звук [з] – в рюкзак, звук [ш] – в лукошко.

 

Б у к о в к а. Ой! Проще простого!

Персонажи складывают неправильно несколько предметов.

Дети делятся на три команды для игры «Собери мусор», после чего персонажи и дети усаживаются на стулья. Азбука всех благодарит за хорошую игру.

Выходит мальчик с мячиком и телефоном. Набирает номер (звучит «Колыбельная»). Сценка «Диалог по телефону». По ходу текста Азбука и Логопед по очереди открывают одну и другую половину занавеса.

 

1-й  р е б е н о к. Где ты, брат Иван?

 

Половина занавеса открывается: другой мальчик, лежа на лавке и позевывая, нехотя нащупывает телефонную трубку.

 

2-й  р е б е н о к. В горнице.

1-й  р е б е н о к. Что делаешь?

2-й  р е б е н о к. Петру помогаю.

1-й  р е б е н о к. А Петр что делает?

Открывается вторая половина занавеса. На лавке, возле печки, лежит третий мальчик и дремлет.

 

2-й  р е б е н о к. Да на печи лежит.

Кладет трубку и засыпает.

Л о г о п е д. (Обращается к первому ребенку). Давай-ка, Федя, буди соседей!

Все дети встают в круг. Пальчиковая игра «Федя, буди соседей». По окончании игры в центр круга с мячом входит Буковка и Звуковка, усаживаются и начинают перекатывать друг другу мяч.

 

Б у к о в к а. Рот.

З в у к о в к а. Роты.

Б у к о в к а. Лев.

З в у к о в к а. Левы.

Б у к о в к а. Ухо.

З в у к о в к а. Ухи.

Б у к о в к а. Дерево.

З в у  к о в к а. Деревы.

А з б у к а. Вы что – указа не слышали?

З в у к о в к а   и   Б у к о в к а. Какого еще указа?

Дети вспоминают указ царя Словаря. Азбука предлагает детям исправить ошибки. Игра «Один – много» - дети передают мяч по кругу (один ребенок называет существительное в единственном числе, другой – это же слово во множественном числе). (Обращайте внимание на правильное произношение звуков!)

Азбука. Хорошая игра, и ребята молодцы!

 

Звуковка и Буковка кого-то пытаются поймать, хлопают в ладоши, отмахиваются.

 

Л о г о п е д. Вы кого ловите?

З в у к о в к а. А вы разве не догадались? Целый день летает…

Б у к о в к а. Всем надоедает…

З в у к о в к а. И кружит над ухом…

Б у к о в к а. Надоедливая?..

Д е т и. Муха!

Л о г о п е д. А наши ребята знают песенку про муху.

Дети поют песенку о мухе. В это время логопед и Азбука выкладывают два слова: азбука, знание из букв, приклеенных к мягкому конструктору. Дети садятся на стулья, Звуковка и Буковка, заигравшись, падают на конструктор и «ломают» слова.

А з б у к а. Вот это авария! И у нас здесь тоже авария: слова рассыпались на буквы.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ…

Но, когда с умом, толково

Их построить в четкий ряд, -

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

Помогите мне, ребята,

Поскорее их собрать,

Чтоб слова смогли

Мы с вами прочитать!

 

Набираются две команды по шестеро детей. По сигналу каждая команда выкладывает свое слово.

 

З в у к о в к а  и   Б у к о в к а. Ой, подумаешь, умные какие. А мы зато танцевать умеем!

Начинают танцевать, кривляются, толкаются и мешают друг другу.

 

Л о г о п е д. Какие же вы недружные, Звуковка и Буковка! Посмотрите, как наши дети умеют дружно танцевать.

 

Круговой танец с хлопками.

 

А з б у к а. Молодцы, ребята!

Дружит с берегом река,

Дружат с небом облака,

Кофе дружит с молоком,

А повидло – с пирогом.

Ребята! А что получается, когда согласные звуки дружат с гласными звуками?

 

Д е т и. Слоги.

Л о г о п е д. Если дружат П и А,

                      Получается слог…

 

Д е т и.  Па!

Л о г о п е д. Если дружат М и У,

                      Замычит корова …

Д е т и.  Му!

А з б у к а. А без слога, пусть простого,

                   Не родиться наше слово.

 

Б у к о в к а  и  З в у к о в к а. Ой! Да это проще простого. Знаем мы, как надо слова на слоги делить.

 

На наборном полотне три домика (с одним, двумя и тремя окнами – слоговая структура слова). Персонажи берут картинки «Мак» и «Тигр» и выставляют их неправильно: первую там, где три окна, вторую – где два окна.

 

А з б у к а. Ребята, а вы помните, что если согласный звук не дружит с гласным, то он не может быть слогом. Давайте научим Звуковку и Буковку делить слова на слоги.

 

Набираются две команды из пяти – шести детей. Каждому ребенку дается картинка. Игра «Посели слово в домик» (10-12 картиинок, в названии которых один, два или три слога). Игра окончена, Звуковка и  Буковка начинают рыдать, они расстроены.

 

Л о г о п е д. Что случилось? Почему вы плачете?

З в у к о в  к а  и  Б у к о в к а. Мы тоже хотим быть такими умными и все правильно делать.

 

А з б у к а. Я смогу вам помочь. Есть в нашей стране красивой правильной речи волшебное кривое зеркало, которое все меняет с точностью до наоборот. Если погода дождливая, можно направить зеркало на тучу и погода сразу станет ясной. Если в зеркало заглянет грязнуля, то увидит там чистюлю.

 

З в у к о в к а.  А ты, Буковка, все время ошибаешься, ты глупая.

Б у к о в к а.  Да, зато ты вредная.

Азбука дает им волшебное зеркало. Они по очереди смотрятся в него.

 

З в у к о в к а. А я уже не вредная, не капризная. Я теперь послушная.

Б у к о в к а. И я вовсе не глупая, а умная.

Л о г о п е д. Вы нам сегодня все время мешали.

З в у к о в к а  и  Б у к о в к а. А теперь будем помогать!

Игра «Кривое зеркало» (подбираем антонимы).

 

А з б у к а. Спасибо вам, Звуковка и Буковка, за такую интересную игру.

Л о г о п е д.

Буква к букве, слово к слову:

Родилась родная речь.

Так легко, как блин испечь,

Если тесто уж готово…

А з б у к а. Соединили два – три слова – и пословица готова!

З в у к о в к а  и  Б у к о в к а.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Кто знает аз да буки – тому и книги в руки.

 

Д е т и. С книгой поведешься – ума наберешься.

             С книгой жить – век не тужить.

             Без букв и грамматики не выучишь и математики.

Дети исполняют песню «Звонок на урок».

 

Л о г о п е д.  Спасибо тебе, Азбука, и вам, Звуковка и Буковка, за то, что играли с нами, пели и плясали. Ребятам все это пригодится в школе. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

 

А з б у к а.  Ну, что же, в добрый путь, а на прощанье мой вам подарок: календарь на следующий учебный год с азбукой.

 

Звуковка и Буковка дарят детям календари. Все прощаются, дети закрывают глаза, персонажи под музыку удаляются.

 

Л о г о п е д. Вот и закончился наш праздник. Вы, ребята, молодцы! Справились со всеми заданиями. Я уверена, что теперь ваша речь всегда будет правильной, четкой, грамотной и красивой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...