Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Смирнова Ольга Владимировна

Конспект фронтального занятия по теме "Профессии. Швея"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОФЕССИИ. ШВЕЯ»

для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР

Смирнова Ольга Владимировна

учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 134»

Цель: закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей.

Задачи:  

Образовательные:

  1. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление относительных прилагательных), навыков составления сложносочиненных предложений со словами «для того, чтобы».
  3. Совершенствование фонематического восприятия.

Развивающие:

  1. Развитие связной речи, слухового внимания, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением, мышления.

Воспитательные:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Активизация словаря: профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, швейная машина, нитки, ножницы, метр; кроить, шить.

Предварительная работа: экскурсия в ателье по пошиву одежды; разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток»; проведение сюжетно-ролевой игры «Ателье».

Оборудование: магнитная доска, атрибуты сюжетно-ролевой игры "Ателье" (швейная машинка, нитки, метр, мел, ножницы, напёрсток, ткани разных видов, картинки с изображением предметов и инструментов, которые нужны для работы швеи, схема рассказа о профессии швеи, картинки-схемы "Откуда появилась ткань", игрушка Буратино, аудиозапись песни Буратино из кинофильма, рюкзак с одеждой, ванночки с водой, ткань, бумага, салфетки, набор предметных картинок с изображением предметов одежды.

Ход:

  1. Организационный момент.

Вид деятельности: коммуникативная. Образовательная область «Коммуникация», «Познание».

Логопед: Сегодня мы с вами будем говорить о профессии швеи или портнихи. Скажите, где работает швея?

Дети: Швея работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике.

Логопед: Правильно. Мы с вами ходили на экскурсию в ателье и видели, как там работают швеи. Расскажите, что делают швеи?

Дети: Они шьют одежду.

  1. Совершенствование грамматического строя речи.

Логопед: Швее для работы нужны некоторые предметы и инструменты. Подойдите к магнитной доске и выберите те предметы и инструменты, которые нужны для работы швее (дети выбирают нужные предметы и инструменты).

1 ребёнок: Я выбрал швейную машинку, она нужна швее, для того чтобы шить одежду.

2 ребёнок: Я выбрал нитки, они нужны швее, для того чтобы соединять детали одежды между собой.

3 ребёнок: Я выбрал ножницы, они нужны швее, для того чтобы кроить ткань, отрезать нитки.

4 ребёнок: Я выбрал портновский метр. Он нужен швее, для того чтобы снимать мерки.

5 ребёнок: Я выбрал напёрсток. Он нужен швее, для того чтобы не уколоть иголкой палец.

6 ребёнок: Я выбрал мел. Он нужен швее, для того чтобы рисовать на ткани детали одежды.

  1. Расширение и уточнение представлений о профессии швеи. Расширение и активизация словаря по теме «Профессии. Швея».

Логопед: Молодцы! А сейчас мы все пройдём на места (дети садятся на места). Занятие у нас сегодня будет проходить в ателье. У меня в коробочке лежат предметы, которые нужны швее. Давайте рассмотрим их и перечислим (дети перечисляют предметы). 

  1. Развитие связной речи. Составление рассказа по схеме.

Логопед: А, теперь, используя схему, мы составим рассказ о швее (где работает швея, что она делает, что ей нужно для работы).

Ребёнок: Составляет рассказ. Это швея. Она работает в ателье, доме мод или на швейной фабрике. Швея шьёт одежду. Косынка и фартук это ее спецодежда. Для работы ей нужны швейная машинка, нитки, портновский метр, мел, ножницы, напёрсток. Профессия швеи очень нужная.

  1. Образование и употребление относительных прилагательных.

Логопед: В нашем ателье есть разные виды тканей. Если мы закажем платье из ситца, оно будет какое? (Ситцевое). Из шерсти сошьём юбку, она будет какая? (Шерстяная). Платье из атласа, какое? (Атласное). А откуда у нас берётся ткань?

Вид деятельности: игровая. Образовательная область «Социализация».

  1. Дидактическая игра "Что сначала, что потом" по схемам:

"лён-нитки-ткань-платье"
"овца-шерсть-пряжа-кофта".

Логопед: Дети! А сегодня к нам в гости придёт необычный гость, который носит одежду из бумаги.

Звучит песня Буратино из кинофильма, появляется кукла Буратино с рюкзачком и здоровается с детьми.

Буратино: Хвастается: "У меня самая красивая курточка, ни у кого такой нет. Мне её папа Карло вырезал из бумаги и склеил. Вам нравится?".

Логопед: А в рюкзачке у тебя что?

Буратино: Это мне Мальвина положила, мне это не надо.

Логопед: А, давайте посмотрим, что там лежит. Достаёт, а дети называют (трусы, майку, шорты, рубашку). А одним словом, что это? (Одежда).

Логопед: Почему ты, Буратино, не надел эту одежду?

Буратино: Она мне не нравится, моя лучше.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Образовательная область «Познание».

  1. Игра «Экспериментаторы».

Логопед: Мы сейчас посмотрим и докажем, чья одежда лучше.

Все дети подходят к столу, где стоят ванночки с водой, кусочки ткани, бумаги, салфетки. Дети мнут бумагу и ткань, пытаются порвать, опускают в воду, выжимают.

Дети: Делают выводы:

Бумага мнётся, а ткань не мнётся. 

Бумага рвётся, а ткань не рвётся.

Бумага в воде размокает, а ткань не размокает.

Логопед: Давайте посушим ткань. (Дети выполняют упражнения на дыхание. Дуют на мокрую ткань.)

Буратино: Я убедился, что одежда из ткани лучше. Я побыстрее побегу переодеваться. До свидания, ребята!

Логопед: Конечно, ребята, одежда из ткани очень практична. А давайте мы с вами в нашем ателье по пошиву одежды сделаем заказы. В ателье есть разные виды тканей. Я буду швеёй, а вы будете заказывать у меня одежду. Расскажите швее, что вы хотите заказать, из какой ткани, с какими деталями, и для чего вам нужна эта одежда. Дети делают заказ по очереди.

Вид деятельности: двигательная. Образовательная область «Физическая культура».

  1. Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.

Логопед: Пока делаются ваши заказы, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать в круг, сделать пальчиковую гимнастику.

Вышивает, шьёт иголка, 

Пальцу больно, пальцу колко, 

А напёрсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке: "Шей!
А колоться ты не смей!" 

(М. Кульская)

Левая ладошка раскрыта, 
в правой - воображаемая игла.
Игла "шьёт" и задевает кончик 
указательного пальца левой руки.
Делают такое движение, будто 
надевают напёрсток.
Вновь "шьют".
Грозят указательным пальчиком правой руки.

Дети садятся на места.

Вид деятельности: коммуникативная. Образовательная область «Коммуникация», «Познание».

  1. Развитие слухового внимания, мышления.

Логопед: А сейчас мы попробуем отгадать загадки.

1 ребёнок: На серебряной шляпе сто ям? (Напёрсток).

Дети: Отвечают и объясняют. Он похож на шляпу, на нём есть много маленьких углублений.

2 ребёнок: Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это? (Клубок).

Дети: Отвечают и объясняют. Клубок не поднять за конец нитки, потому что он распускается.

3 ребёнок:

Маленького роста я,

Тонкая и острая 
Носом путь себе ищу
За собою хвост тащу.
(Иголка)

Дети: Отвечают и объясняют. Это иголка. Она тащит за собой нитку, как хвост.

4 ребёнок: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы).

Дети: Отвечают и объясняют. Это ножницы.

Все предметы выкладываются на стол, проводится игра "Чего не стало?". Дети закрывают глаза, а когда открывают, логопед спрашивает, чего не стало.

1 ребёнок: Не стало нитки в иголке.

2 ребёнок: Не стало ножниц.

3 ребёнок: Не стало напёрстка.

Логопед: Молодцы! У вас хорошая память, а самое главное, вы правильно объяснили мне, чего не стало.

Логопед: А теперь давайте послушаем стихотворение.

Не растут, к несчастью, брюки
И у платьев рукава.
Но растут всё время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки
Становятся большими,
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитьё взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Всё по мерке, в самый раз.
(А. Кардашова)

Логопед: Ваши заказы уже готовы, получайте свой заказ. Это чья юбка? Это чьи брюки? Это чьё платье? Дети отвечают на вопросы.

Логопед: Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии. Подводится итог занятия.

Логопед: Профессия швеи очень важная. Благодаря этой профессии у нас у всех есть красивая и удобная одежда. За хорошую работу я вам дарю наклейки.

Литература:

  1. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / ТР.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 189, [3] с. – (Дошкольник. Логопедия).
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-704 с.  
  3. Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...