Конспекты логопедических занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Сайко Наталья Владимировна

Конспект логопедического занятия по теме " Птицы" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект индивидуального заняти " Лунный гость" ( дифференциация звуков л- р)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

 «Орлан - белохвост»

Старшая группа

                         Автор занятия: учитель-логопед  Сайко Н.В. МБДОУ «Детский сад № 93»

     Цели:Коррекционно-образовательные:

  • Расширение и уточнение словаря ;

  • Совершенствование грамматического строя речи (образование формы Р.п. с предлогом  У, уменьшительно –ласкательных суффиксов  имён существительных); упражнять в согласовании имён существительных с прилагательными.
  • Составление простого предложения по вопросам логопеда с опорой на картинку;

Коррекционно-развивающие:

  • Активизация речевой деятельности детей;
  • Развивать слуховое внимание, память, мышление;
  • Развивать общую и мелкую моторику движение-речь;

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование положительной установки на занятии;
  • Воспитание навыков взаимодействия и чувства доброжелательности;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Оборудование:  демонстрационные картинки   с изображением птиц, игрушка Сорока-белобока, письмо с заданием, демонстрационный материал к игре « Кто  где живёт?» , раздаточный материал к игре  «Прищепки».                                                                                              

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Ребята, мне кажется, кто-то стучит в окошко. Смотрите, к нам прилетела сорока-белобока и принесла нам конверт.

 Сейчас мы посмотрим что же в нем!                                                                                                        (в конверте карточки с заданиями к игре                                                                                                  « Доскажи словечко» с картинным материалом).


2. Введение в темуhttp://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=538793305-15-72&n=17

Д/и.« Доскажи словечко»

Без особого усилья,                                                                                                                                                          
Широко расправив крылья,                                                
Славу в небе приобрел,
Над землей парит…( орел ).                              

                     

      http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=172656619-33-72&n=17                                     

По ночам звучит в лесах
Страшным эхом «ух» да «ах».
Что за странные слова?
Это ухает..  (сова)

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=347337835-32-72&n=17

Хищный нрав у этой птицы, 
С ней вам лучше не водиться. 
Клюв раскрыл в порыве страсти 
Кровожадный хищник ...

(Ястреб )

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=176252030-55-72&n=17

Знает небо , знают ветер,
Скалы и речной лиман,
Что быстрее всех на свете
Птица гордая …
(Сапсан)

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=304302659-52-72&n=17

Логопед: - Молодцы ребята! Все словечки досказали, птичек правильно назвали! А как назовём одним словом все наши отгадки?

Дети: Птицы.

Присмотритесь внимательно. Все ли птицы одинаковые?

Дети: Нет, они все разные.

Логопед: Чем  похожи птицы?

3. Д.и. «Чем же похожи птицы?»

 У птицы есть голова.     У птицы есть…

У птицы есть туловище.   У птицы есть….

Л: А чем они отличаются?

Дети: Окраской, питанием, живут в разных местах.

4. Д/и « Кто  где живёт?»

Дети определяют где живут птицы ( в лесу, на лугу, в городе, у реки)

Логопед: А как вы думаете где живёт орлан? Для чего  ему нужны острые когти и зоркие глаза ?

Дети: Чтобы хорошо видеть свою добычу. А  когти,  чтобы схватить ее.

 (Если дети самостоятельно затрудняются  ответить на вопросы, логопед задает наводящие вопросы).

Логопед: Орлан- белохвост  - это хищная птица. Он питается рыбой, утками , куропатками.

Л: А чем же питаются  остальные птицы?

Дети: Мышками, кротами, землеройками. Эти все птицы хищники.

5. Физкультминутка «Орлан и куропатка»

А теперь поиграем. Дети выбирают лова – орлана. Остальные дети – куропатки становятся в колонну за ведущей – куропаткой и держат друг друга за пояс. Куропатка ходит и выгуливает выводок. По сигналу «орлан летит» лов старается поймать куропаточек, а куропатка старается защитить их, закрыв собой и руками, но, не отталкивая лова. Пойманная куропаточка выбывает из игры.

6. Упражнение «  Какая   птица?»

Логопед  начинает описывать  орлана , дети заканчивают

Краси ( вый), быст…,сме…, пёст…,голо…,силь…, важ…,гор…  

http://www.ljplus.ru/img4/c/r/crazy_zoologist/55.jpg

7. Д.и. «Назови ласково»

Дети  рассматривают картинку  с изображением орлана-белохвоста и называют части тела птицы ласково.

Чёрное перо – чёрненькое пёрышко

Белая шея –

Острые  когти –

Пёстрые  крылья –

Сильный  клюв -

8.  Пальчиковая гимнастика  «Птицы»                                                                      

Эта птичка – воробей,  Дети загибают пальцы на обеих руках

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

 Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

 Эта– зяблик, Эта – стриж, Эта– развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам (руки за спину).

8. Д/и « Самый внимательный»

Логопед:  Сейчас  узнаем, кто из вас был самым внимательным и запомнил всех птичек

9. Игра  «Прищепки»

Дети прищепляют к туловищу орлана прищепки, имитируя крылья

10. Итог занятия.  Оценка деятельности детей

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовила и провела

учитель-логопед

Сайко Н. В.

 

Цели:

Коррекционно-образовательные

Закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р» в различных речевых структурах; различение звуков в своей и чужой речи.

Развивать фонематический слух.

Закрепить навыки звукового анализа и синтеза

Закрепить навык правильного употребления имён существительных в уменьшительно - ласкательной форме

Коррекционно-развивающие

Развитие мелкой моторики, мышления, внимания.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать усидчивость, умение сосредоточится на задании, желания говорить правильно и красиво; воспитывать бережное отношение к  природе, цветам.

Оборудование:

предметные картинки по теме «Цветы»;

индивидуальные зеркала;

изображение героев из мультфильма «Лунтик»;

разрезанные фрагменты картинки 

целое изображение картинки;

вырезанные из картона звёздочки;

карточка, разделённая на три  квадрата.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Здравствуй, Ангелина. Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма. Он раньше жил на Луне, а сейчас живёт на Земле.  И все его зовут « Лунный гость» Кто же это?   (  Это  Лунтик.)

Лунтик  не так давно прилетел на Землю, но уже многому научился. Например научился играть в футбол. Давай с ним поиграем.

   2.Дыхательная гимнастика

Игра « Загони мяч в ворота»

 3. Артикуляционная гимнастика

Игр Лунтик много уже знает, а вот гимнастику для язычка выполнять не умеет.  Научим Лунтика выполнять артикуляционную гимнастику? ( Да)

Давай ему улыбнёмся.

«Улыбка». 

Тянем губы мы к ушам, 

Улыбнемся малышам. 

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

«Заборчик».

Из зубов заборчик строй —

Ровный, белый, некосой.         

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

«Лопатка».

Язычок наш как лопатка

 - Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

 «Грибок».

Вырос гриб большой в лесу, 

В садик гриб я принесу,

Раз, два, три, четыре, пять

- Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье».

Мы сегодня ели

 Вкусное варенье,

« Качели»

Вверх – вниз  2 раза

Язычок наш не ленись,

 Выше вверх

И ниже низ

Язычок остановись.

 «Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

 Очень цокать нам приятно. 

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Непослушный язычок». 

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

 Наш гость очень любит играть, отгадывать загадки, а ты любишь? Он приготовил тебе сюрприз. Он за каждое правильно выполненное задание будет вручать различные фрагменты картинки.

А теперь отгадай загадки:

Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, 

Белые реснички.  ( Ромашка)

Белые горошки, 

На зелёной ножке. ( Ландыш)

Что это? Правильно, это цветы: ромашка и ландыш. Какой первый звук в слове «ромашка»? А какой первый звук в слове «ландыш»?

4. Звукоподражание

Давай  научим Лунтика различать эти звуки:

Как работает мотор у большого трактора? (р-р-р)

Как гудит летящий самолёт? (л-л-л) 

5. Развитие фонематического восприятия

Игра « Хлопни – топни»

Послушай внимательно, сейчас я тебе буду называть слова со звуками «Р» и «Л», а ты когда услышишь звук «Л» среди слов хлопни в ладоши , а когда услышишь звук «Р», топни ногами. Запомнил?

Машина, очки, ракета, цветок, дом, песок, лампа, маска, конь, карандаш, обезьяна, танк, шкаф, арбуз, самокат, часы, соловей, банан, жук, топор, ветка, книга, стол.

А какие ты запомнил слова со звуком «Л», со звуком « Р»

-Хорошо, молодец! Держи фрагмент картинки.

 Посмотри к нам в гости пришли друзья Лунтика. Это Божья коровка Мила и Генерал Шер.  Да вот что-то они расстроенные. Собирали они  цветы  на полянке, ветерок подул да и лепесточки все разлетелись. Давай поможем им собрать цветочки. Для Милы мы будем собирать цветочек со звуком « Л», а для Шера со звуком «Р» .Так что постарайся, пожалуйста, не ошибиться.

(вручается фрагмент картинки) 

5. Физкультминутка

« Цветы»

 Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

 Тихо засыпают,

Головой качают.

Игра « Зеркальце»

А ты знаешь, у Лунтика есть волшебное зеркальце. Сквозь  него можно посмотреть, кто что делает на поляне.

Игра « Собери картинку»

-Ну, что ж, Лунтику с друзьями пора возвращаться домой. Они хотят подарить тебе фотографию на память. Но для этого необходимо выполнить задание. Нужно собрать все заработанные тобой фигурки в одно целое. Должна получиться вот такая фотография. 

(вручается картинка)

-Итак, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы учились различать? А теперь Лунтик и его друзья говорят тебе спасибо и до свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...