Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елена Романенкова

Выложены конспекты занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Дифференциация звуков Ш-Ж»

Цель:  Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях

Коррекционно-образовательные задачи:

-расширять  лексический запас по теме «Перелётные птицы»;

- учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать подвижность артикуляционного аппарата;

- развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения;

- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;

- развивать зрительную, слуховую память и внимание;

- развивать силу  голоса; эмоциональную выразительность;

-дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях

Воспитательные задачи:

- воспитывать заботливое отношение к природе;

-воспитывать интерес к занятиям;

-воспитывать стремление выполнять все задания чётко и правильно;

- развивать самоконтроль за звукопроизношением.

Оборудование:

Предметные картинки перелётных птиц, мяч, световая песочница, трубочка, предметные картинки слов со звуками Ш-Ж, схемы-картинки слов, схематические картинки-круги, картинки с изображением разных эмоций.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать упражняться в произношении звуков Ш-Ж»

3.Упражнения по лексической теме «Перелётные птицы»

Отгадай загадку : «Гости прилетают весной,  улетают осенью».( перелётные птицы)

а/  «Назови перелётных птиц» (по картинкам).»Назови птиц со звуками Ш-Ж»

б/  «Выложи так же» (с картинками).

в/  «Выложи картинки на слух»( грач-аист-скворец;  лебедь-цапля-кукушка; ласточка-кукушка-скворец-аист) .

г/ « Посчитай» (слова: кукушка, журавль) с мячом.

4.Разминка (артикуляционные упражнения с движением тела)

а/  упр. «Улыбка» (и.п.: руки внизу, вдох; развести руки в стороны, улыбнуться и произнести звук И, выдох);

б/  упр. «Трубочка» (и.п.: руки внизу, вдох; вытянуть руки вперёд и произнести звук У, выдох);

в/ упр. «Накажем непослушный язычок»(пошлёпывание  губами по широкому языку, губы в улыбке (ПЯ-ПЯ). Прямые руки поднимаются над головой, пальцы сжимаются и разжимаются в кулаках с разным ритмом.)

г/ упр. «Змейка»(  и.п.: руки внизу, рот открыть, узкий язык выдвигать и убирать в глубь рта. Руки двигаются одновременно с языком вперёд –назад)

д/ упр. «Хлоп – шлёп»( хлопуть руками на звук Ш, шлёпнуть по коленям- на звук Ж ,при этом произносить слоговые ряды: ша-ша-жа; жо-шо-жо; жу-жу-шу; ши-жи-жи)

5.Автоматизация и дифференциация звуков в словах ( в световой песочнице):

а/  упр. « Назови картинки» (подуть на засыпанные песком картинки и назвать их);

б/ упр. «Какой картинки не стало» ( засыпать 2 картинки песком и угадать, назвать картинки);

в/ Упр. «Нарисуй и назови»( ребёнок запоминает образцы рисунков и воспроизводит их на песке, называет слова: жук ,дождь, шар, мышь);

6. Автоматизация и дифференциация звуков в словосочетаниях:

а/упр. « Назови громко-тихо-шёпотом»;

б/ упр. «Скажи по-разному» (грустно, весело, удивлённо, со злостью, со страхом)

 Итог занятия:

- с какими звуками мы сегодня играли на занятии?
- Что тебе понравилось на занятии? Что было сложно?
- А мне очень понравилось, что ты старалась и за это ты получаешь угащение. Ты-молодец!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 «Солнышко»

Конспект НОД 

на  тему: «Смешарики в гостях у детей» (дифференциация звуков С-Ш) для детей подготовительной группы

                                                            Учитель-логопед: Романенкова Е.В.

г.Смоленск 2017г.

Конспект НОД

 на  тему:«Смешарики в гостях у детей» (дифференциация звуков С-Ш) для детей подготовительной группы

Цель:  различение  звуков С - Ш изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закреплять знания об артикуляции и акустических признаках данных звуков.

- учить определять наличие данных звуков в словах;

коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношенияе звуков [с]-[ш];

- продолжать развивать фонематический слух; речевое внимание;

- развивать мелкую моторику;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям

- воспитывать умение работать в группе,

- воспитывать умение слушать сверстников и логопеда;

Оборудование: игрушки смешариков ( Совунья , Нюша),маски смешариков, мяч, мнемотаблица на дифференциацию звуков С-Ш, прищепки с картинками со звуками С-Ш

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка из мультфильма “Смешарики”.

Логопед: -Здравствуйте, ребята. Вы узнаёте эту музыку? Правильно! Это музыка из мультфильма “Смешарики”. Как вы думаете, почему она звучит? Может быть вы сами догадаетесь, кто придёт к нам в гости?

Дети: -К нам в гости придут Смешарики.

Логопед: -Правильно, но не все. Послушайте загадки:

- Красотка, звезда

и совсем не свинюша,

Узнали, кто это?

Конечно же...(Нюша)

-На лыжах бегунья,

На кухне певунья,

Узнали, кто это?

Конечно...(Совунья)

Появляются игрушки: Совунья и Нюша.

- Нюша и Совунья хотят с вами поиграть и приготовили для вас интересные задания. Они решили проверить ,хорошо ли вы различаете их любимые звуки.

Введение в тему

-Ребята, как вы думаете, какие у смешариков любимые звуки?

Логопед медленно произносит имена Смешариков, выделяя звуки [С] и [Ш].

Дети: - В слове “Совунья” есть звук [С]. А в слове “Нюша” есть звук [Ш].

-Давайте расскажем об этих удивительных звуках.(артикуляционный уклад, сравнение, характеристика звуков С-Ш по мнемотаблице)

- Произнесите звук С, этот звук похож на песенку «водички». Что делают наши губы, язык, когда мы произносим звук С? (когда мы произносим звук С – губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха). Произнесите звук Ш, он похож на песню «змеи ( когда мы произносим звук Ш – губы вытягиваются вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха).Звуки С-Ш -согласные, твёрдые

Упражнение: «Выложим дорожку»

Логопед произносит слова со звуками С или Ш , а дети выстраиваются  в виде дорожки с соответствующими картинками змеи или крана с водой.

Слова: кастрюля, парашют, смешной, скатерть, сумка, старушка, шумит, паста, шутка, швея

Игра «Скажи наоборот».

Логопед бросает мяч ребёнку и называет слог со звуком С,

а ребёнок со звуком Ш ( СА-ша, со-шо и т.д.)

Игра “Самый внимательный”

Дети надевают маски  Совуньи и Нюши.

Логопед читает чистоговорку, дети внимательно слушают и сами определяют, кому она предназначена:

Совунье – со звуком [С],

Нюше – со звуком [Ш].

Каждый ребёнок повторяет “свою” чистоговорку. Параллельно дети выполняют движения руками и ногами.

Чистоговорки со звуком [С] – хлопают.

Чистоговорки со звуком [Ш] – топают.

Са-са-са – на носу оса;

Ша-ша-ша – мама моет малыша;

Су-су-су – я несу косу;

Шу-шу-шу – дам конфету малышу;

Сы-сы-сы – хвостик длинный у лисы;

Ши-ши-ши – на поляне малыши;

Ас-ас-ас – дайте мне ананас;

Аш-аш-аш – где же наш шалаш;

Ушки-ушки-ушки – квакают квакушки;

Иски-иски-иски – в миске молоко для киски.

Игра «Разложи картинки»

Логопед раздает прищепки с картинками.

Логопед показывает картинки (Нюша и Совунья). - Помогите Совунье и Нюше разложить картинки. Как вы думаете, какие картинки мы будем выбирать для Совуньи, а какие для Нюши?

Дети: -Совунье будем выбирать картинки, в названии которых есть звук С, а Нюше картинки, в названии которых есть звук Ш

Игра  «Ответь на вопросы» (собрать пазл «Смешарики»)

– Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.

( за каждый ответ логопед даёт часть пазла)

 - Как зовут зайца из программы «Спокойной ночи малыши»? ( Степашка)

- Кто ведет паровоз? ( машинист)

- Хвост у лисы какой? (пушистый)

- Чем покрыто тело собаки? (шерстью)

-Ласковое название солнца? (солнышко)

 - Как называются маленькие баранки? (сушки)

- Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой? (смешной)

- Как называется дорога по которой едут машины? (шоссе)

 - Кто играет в шахматы? (шахматисты)

- Пятнышки на лице, появляющиеся  весной? (веснушки)

Логопед: - А теперь соберите всю картинку и скажите ,кто на ней нарисован.

Игра « Эхо»

 -  Наши друзья очень любят играть в эту игру и повторять друг за другом как эхо. Давайте и мы с вами поиграем в такую же игру. Вы будете передавать друг другу «Фонарик» и при этом повторять за мной сказанное.
(Дети стоят по кругу и передают «фонарик»)
сосновая шишка,
сонная кошка,  
душистый куст, 
пышное тесто, 
пушистая кошка, 
высокая башня, 
бабушкин сундук, 
мышиный писк, 
квашеная капуста, 
смешная шутка

Итог:

Логопед: -Понравилось вам играть со Смешариками? А Смешарики вас благодарят за участие в играх и упражнениях. Они приготовили для вас сюрприз. Логопед угощает детей конфетами, на фантиках которых изображены герои мультфильма «Смешарики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...