Лексика
статья по логопедии
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика – совокупность слов того или иного языка. Наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значения слов и их употребление в речи, называется лексикологией. (Словарь русского языка 2002:297)
В лексикологии рассматриваются:
- Значение слова (семантика - это наука, которая занимается рассмотрением значения слова, а также изменениями в значении слов);
- Отношения между словами (синонимы, антонимы);
- Происхождение слов (этимология);
- Сфера употребления слов (принадлежность его к функциональным стилям, диалекты, принадлежность к активному или пассивному запасу лексики);
- Экспрессивность (коннотация - это дополнительное значение, выражающей эмоциональную окраску. Коннотация бывает положительной или отрицательной).
Слово - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств.
Слова характеризуются определённой спецификой: они отличаются друг от друга по своему происхождению, степени их активности, сфере употребления и по их стилистической принадлежности. Учёт этих особенностей языковых единиц позволяет обосновать общие принципы классификации словарного запаса:
По своему происхождению лексика делится на исконно русскую и заимствованную (из старославянского и других языков мира);
По степени употребления лексика подразделяется на активный и пассивный словарный запас (к первому принадлежат регулярно и часто воспроизводимые единицы, ко второму – устаревшая и новая лексика: историзмы, архаизмы и неологизмы);
По сфере употребления общеупотребительная лексика противостоит лексике ограниченной территориально (диалектизмы), профессионально (термины и профессионализмы) и социально (жаргонизмы);
По стилистической характеристике нейтральная (межстилевая) лексика противопоставляется стилистически маркированной высокой, официальной, научной лексике книжной речи и разговорной и просторечной лексике устной речи.
Структура слова сложна и многопланова, современные исследователи (М.М.Конина, А.М.Бородич, Ф.А.Сохин, В.И.Логинова, Н.П.Савельева, В.В.Гербова, А.П.Иваненко, Ю.С.Ляховская, В.И.Яшина, Г.Н.Бавыкина, Е.М.Струнина, Н.П.Иванова, А.А.Смага и др.) при его характеристике используют многоаспектный тип анализа, т.е. указывают на сумму самых разных языковых признаков:
1) фонетическую оформленность и наличие одного ударения;
2) лексико-семантическую значимость слова и его способность выражать понятие у слов знаменательных;
3) его отдельность и непроницаемость;
4) идиоматичность (немотивированность называния или неполную его мотивированность);
5) отнесенность к тем или иным частям речи.
Удачным представляется краткое определение, предложенное Д.Н. Шмелевым: «Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью и идиоматичностью»(Шмелев 1977: 51).
Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определённого предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий. А.А. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов:
- грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения);
- лексическое значение слова, которое определяется как соотнесенность слова с понятием, так и его местом в лексической системе языка;
- психологическое значение слова – обобщенное отражение деятельности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, значения или умения как обобщенного образа действия.(Леонтьев А.А. 1969: 75)
Лексическое значение - это закреплённое в сознании говорящих соотнесённость звукового комплекса и языковой единицы с тем или иным явлением действительности.
Выделяют всего три типа: 1) номинативное значение - называет явление окружающей действительности
2) фразеологически связанное значение слова - характерно для несвободных сочетаний «горючие слёзы»
3) синтаксически обусловленное значение (Ну, что же ты за шляпа)
В качестве основных выделяются следующие компоненты лексического значения слова (Леонтьев А.А. 1969: 98):
-денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол — это конкретный предмет):
-понятийный или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
-коннотативный компонент — отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
- контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день, холодная вода в реке, холодная вода в чайнике).
Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».(Выготский 1999: 88)
Соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив (Лурия 1969: 22.)
Л.П. Федоренко (Федоренко 1984: 76-77) выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:
- нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина).
- первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Называние мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимание лексического значения слова мяч.
- вторая степень обобщения:
-слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стул, и стол, и шкаф); игрушки (это и мяч, и кукла, и кубик) и т.д.
-названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, краснота.
- третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель и т.д.
- четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ». Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 БАЗАРНОВА О.В.
Отражает деятельность и системный подход к изучению и коррекции нарушений речи....
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Конспект занятия на тему: «Защитники Отечества» Вид занятия-формирование лексико-грамматическог строя речи (подготовительная группа»
для логопедов и воспитателей...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".
Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...