Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Яськова Мария Михайловна

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, ориентированной на детей с ОНР.

Обучение составлению рассказа – описания по собственной опорной схеме.

Задачи:

(обучающая) закреплять и уточнять знания детей о овощах и их признаках; обучать адекватному использованию лексики, обозначающей признаки предметов, в структуре простых и сложных распространенных предложений;

(развивающая) развивать умения составлять описательный рассказ с со зрительной опорой на схему, выполненную детьми; активизировать словарь прилагательных; развивать сукцессивные процессы;

(воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умения адекватно оценивать себя и товарищей;

(коррекционная) практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения (определениями); согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи «Овощи»

Фронтальное занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи, ориентированной на детей с ОНР.

Тема занятияОвощи. Обучение составлению рассказа – описания по собственной опорной схеме.

Задачи:

(обучающая) закреплять и уточнять знания детей о овощах и их признаках; обучать адекватному использованию лексики, обозначающей признаки предметов, в структуре простых и сложных распространенных предложений;

(развивающая) развивать умения составлять описательный рассказ с со зрительной опорой на схему, выполненную детьми; активизировать словарь прилагательных; развивать сукцессивные процессы;

(воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умения адекватно оценивать себя и товарищей;

(коррекционная) практически употреблять словосочетания с однородными членами предложения (определениями); согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе.

Речевой материал: гладкий, шероховатый, вытянутый, овальный, круглый, твердый, мелкий, крупный, спелый, легкий, тяжелый, полезный.

Оборудование: плакат «Что растет в моем огороде», «Волшебная корзинка» с муляжами овощей (или натуральными овощами).

Ход занятия:

Организационный момент.

Я предлагаю вам достать овощ из «Волшебной корзинки» , показать всем и назвать его.

 Основная часть:

1. Предварительная работа по составлению описательного рассказа.

-Ребята я сегодня пришла к вам с "Волшебной корзиной", а чтобы узнать что в ней, надо ответить на вопрос "Чего больше всего?" (морковь, капуста, груша, огурец).

- Теперь вы знаете, что это овощи. А попробуйте угадать какой это овощ на ощупь. (Дети угадывают на ощупь овощ и достают его из корзинки). Ребята покажите всем овощ и назовите его. Кто назвал, может пройти  и сесть.

- Ребята, посмотрите на доску, какие овощи я забыла положить в корзинку? (дети рассматривают плакат с изображением овощей и сравнивают с тем, что лежит у них на столах).

- Ребята, а сейчас мы придумаем с вами рассказ , про овощ, который вы выбрали.

- А чтобы был рассказ интересный, мы будем его придумывать по плану.

- Посмотрите какой будет план. Нам надо пройти путь по стрелочкам.

- У каждого свой овощ, поэтому вы составите свой рассказ. И у меня есть овощ, я тоже составлю свой рассказ.

- Перед вами лежит карточка, это будет ваш план.

Логопед объясняет на своем примере.

- В первой клетке вы видите знак вопроса. Сначала нужно назвать - что это? Найдите картинку на кубике, с изображением вашего овоща, положите вверх нужной картинкой (- помидор, огурец, перец, кабачок, картошка, морковка, свекла и т. д.).

- Двигаемся дальше. Как вы думаете, а о чем здесь вы будете говорить? Нужно сказать какого цвета ваш овощ? - выберите цветной квадрат соответствующий цвету вашего овоща, наклейте его в следующую клетку.

- Как вы думаете, для чего здесь даны фигуры? Нужно сказать, какой формы овощ? - выберите фигуру соответствующую форме вашего овоща, наклейте ее, в следующую клетку.

- Какого размера?- закрашивают соответствующую фигуру.

- Какой на ощупь, гладкий или шершавый? - Изображение линией.

- Как растет, это вершки или корешки, в земле или сверху. Скажите, а что такое вершки? А что такое корешки? - обведите.

- Скажите, а как можно собирать овощи? - выкопать, срезать, вырвать руками. (Полный ответ детей).

- Где растет, на дереве или на грядке? - выбирают и наклеивают грядку.

- Что из него можно приготовить? - Изображение посуды.

- Молодцы ребята, все закончили свой план. Давайте немного отдохнем.

Физминутка. " Собираем урожай"

В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем (дети шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку (загибают пальцы)
Репу и свёклу
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
В огороде мы старались —
Низко к грядке нагибались (наклоняются)
Весь собрали урожай
(выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны).
Вот он, видишь? Получай! (показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)

- Посмотрите на мой план, я расскажу по нему, вам, о своем овоще.

В результате у детей должен получиться следующий текст:

Это баклажан. Он фиолетового цвета. По форме овальный, среднего размера  и гладкий на ощупь. Баклажан растет на грядке сверху, чтобы его собрать, его нужно срезать. Из баклажана  можно приготовить салат,пожарить, а можно добавить его в овощную икру.

- Ребята, а теперь расскажите нам по своему плану, об овоще.

Несколько детей составляют рассказ.

- Ребята, а чей рассказ вам понравился больше всего?

Примечание. Дальнейшая работа с привлечением всех детей к составлению рассказа - описания по теме «Овощи» проводится воспитателем на занятиях по развитию речи.

- Я хочу поиграть с вами в игру «Что я съем сам, что я отдам другу, а из чего я приготовлю салат?».

Ответы детей.

- Ребята, что вы сегодня научились делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи

Расширение представлений  детей о героическом прошлом нашего народа....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи по теме "Пересказ рассказа "Кот в сапогах" по Е. Пермяку".

Тема: Пересказ рассказа «Кот в сапогах» по Е. Пермяку.Цель: Учить пересказывать рассказ с опорой на предметно – графический план.Задачи:Коррекционно – образовательные:  - расширять и уточнять сло...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей с ОНР по теме "Составление описательного рассказа по картине М. Пившанова "В зимнем парке"

Тема: Составление описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке».Цель: Учить составлять описательный рассказ с опорой на картину и подсказки - схемы.Задачи:Коррекционно – образователь...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. "Наша Армия".

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию связной речи....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР

Здесь представлен конспект фронтального занятия поразвитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР на тему "В зимнем парке"...