Конспект занятия "Всякому молодцу ремесло к лицу" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Славская Ирина Александровна

Расширение и активизация словаря по лекической теме "Профессии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyakomu_molodtsu.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Всякому молодцу ремесло к лицу.

Цели:

Образовательные: расширение и активизация словаря по лексической теме  «Профессии». Развивать  навык  построения сложного предложения, развивать речевую активность. Учить определять последний звук, местоположение звука в слове. 

Коррекционные: развитие и совершенствование речевой моторики,  общей моторики, мимической мускулатуры. Развитие длительного ротового выдоха, совершенствование  просодической  стороны речи. Развитие функций фонематического слуха и навык слогового анализа. Совершенствовать процессы восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитывать интерес и  уважительное отношение к людям разных профессий. Воспитывать самоконтроль за речью. 

Оборудование: карусель с цветными ленточками, муляжи овощей и фруктов, 2 обруча, волшебный мешочек, ножницы и расческа, мастерок, мел, половник, лейка, наперсток, муляж лекарство, картинки к игре Н.В.Нищевой «Цветы», зеркала по количеству детей, костюм персонажу «Садовнику», дошечки с картинками, вывески с названиями улиц, музыкальный центр, мультимедиа оборудование, презентация к занятию,

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Целый день мы будем вместе»

Целый день мы будем вместе, потирают ладошки

Заниматься и играть, загибают по очереди все пальчики

Кушать, спать,

Петь песни, прыгать,

И, конечно же, гулять!

Рады видеть всех, друзья! хлопают

Крикнем весело: «Ура!» поднимают руки вверх(2 слайд)

2. Объявление темы занятия.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в Город Ремесел, а доставит нас карусель, покупайте билетики, проходите (на билетах загадки)

3. Отгадывание загадок.

В магазине все продукты:

Макароны, творог, фрукты.

Апельсины,  огурец

Предлагает... (продавец)

Кто готовит нам обед

И салат и винегрет,

Каши и котлеты.

Знают наши дети(Повар)

На лестницу залезем,

И кошечку спасем,

Любой пожар потушим,

Когда пылает дом (Пожарные)

Нитки, иголки, наперсток

И ткань, вмиг вам сошьет

Любой сарафан ( Портниха, швея)

Все на свете знает,

И учеников обучает (Учитель)

 

Учит вежливости нас,

Почитает вслух рассказ.

Не учитель, не писатель.

В детском саде… (воспитатель)

 

Кирпич на кирпич готов первый ряд

Будет новая школа у наших ребят

Не пилот и не учитель,

Строит здание …(строитель)

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

Игра «Карусель».

Мы примчались к карусели.(3 слайд)

Все успели? Все успели.(поворот головы вправо)

Все ли сели? Все мы сели.(поворот головы влево)

Полетели? Полетели.(наклон головы вперед)

И за тридевять земель понесла нас карусель.

(бег по кругу на носочках)

Но земля зовет обратно, хоть и мило в синеве

(медленный бег по кругу)

После космоса приятно повалятся на траве

(дети ложатся на спину, закрывают глаза)

Звучит музыка «Звуки природы»

Я на травке полежу(4 слайд)

В синеву я погляжу.

Отдыхают пяточки

Коленочки, лопаточки.

Вдох глубокий,

Выдох долгий

Расслабляюсь, улыбаюсь

И тихонько поднимаюсь.

Ну, вот мы и в городе Ремесел, смотрите сколько улиц.( По всей группе расставлены небольшие столики с вывесками с названиями улиц,  на столах лежат предметы, картинки подходящие к названию улицы.)

Улица Строительная.

- Как вы думаете, кто здесь  живет? (строители).

А какие строительные профессии вы знаете? (ответы детей)

Кто кладет кирпич? (Каменщик)

Кто отделывает стены и потолки? (штукатур)

Кто красит стены и потолки? (маляр)

Кто вставляет стекла? (стекольщик)

Кто сваривает трубы? (сварщик)

Кто работает на подъемном кране? (крановщик)

Кто управляет экскаватором? (экскаваторщик)

- А давайте и мы с вами построим дом.

Речь с движением игра «Строим дом» (5 слайд)

Строим дом, дом большой, бьют кулачками меняя положение рук

И с крылечком и с трубой, показывают крылечко, трубу над головой

Это крыша, это стены, показывают руками

Это пол и потолок, показывают руками 

Вот окошко, смотрит кошка, изображают квадрат, рисуют усы кошке

Зайка вышел на порог. изображают ушки зайчика на голове

Новый дом почти готов, хлопки руками и прыжки одновременно

Примет с радостью жильцов.

- А как называется дом, если в нем два этажа? (двухэтажный) Пять этажей? Много этажей?

Как называется дом, который построен из кирпича? Из блоков? Из дерева? (кирпичный, блочный, деревянный)

Ремесло  строителя – важное и нужное ремесло.

А вот и другая улица. Поварская.

Ах, как пахнет! (развитие речевого дыхания)Говорим на одном выдохе. Ах, как пахнет!(3раза)

Ша – ша – ша – гречневая каша хороша(хором)

Жок – жок – жок – с мясом пирожок(хором)

От – от – от – грушевый компот(девочки)

Ат – ат – ат – овощной салат (мальчики)

Ко – ко – ко – всем полезно молоко, (Дима и Артем))

Ра – ра – ра – готовят вкусно повара, (хором).

А сейчас мы поиграем. Я буду повар. Скажите, как называют главного повара (Шеф-повар). Приготовлю винегрет и кисель (обруч фиолетового цвета) для винегрета, и варить кисель буду вот тут (обруч желтого цвета). Выбирайте что хотите  либо фрукт, либо овощ. Вы свободно ходите по залу под бубен.. Он перестаёт играть и «овощи», и «фрукты» занимайте свои места  в «кастрюлях».

- Молодцы! Хорошо поиграли.

Ребята, а эта улица Логопедическая. Здесь так много зеркал, для чего они нужны. (Ответы детей) Ну, что ж давайте выполним веселые упражнения для язычка.

Бегемотик открыл ротик,

Подержал вот так немножко.

Ну а после вдруг закрыл.

А потом все повторил.

(Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза).

Улыбается щенок, улыбнись и ты.

Возьми с него пример быстрей,

Зубки покажи.

 (Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).

Старается слоник, тянет хоботок,

Хочет поскорее снять с дерева листок

Губки трубочкой сложи,

И  как слоник потяни.

(Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).

Кошка любит молоко

Вмиг может вылакать его.

Ты тоже не зевай,

И за кошкой повторяй.

«Лопаткой» высунув язык.

(Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).

Язык напоминает маятник часов

Качаться постоянно он готов

Ну-ка, попытайся

Хорошо старайся.

(Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза).(Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики Н.В.Нищева)

- Молодцы! Кто догадается это что за улица?

Военная

Какие военные профессии вы знаете?

Все военные профессии важны, но без солдата не обойтись. Каким должен быть солдат? ( Смелым, сильным, ловким и т.д.)

Пальчиковая игра «Солдаты»

Тук, тук. (Ладошки плотно прижаты, стучат друг о друга  указательные пальцы)

Кто там? ( стучат мизинчики, это дети)

Пришли солдаты, переночевать.( стучат указательные пальцы)

Спросим у мамы.( мизинцы)

Мама? (мизинцы)

Что, дети? (безымянные пальцы стучат друг о друга)

Пришли солдаты, переночевать( стучат мизинцы)

Спросите у папы.(стучат безымянные пальцы)

Папа?(мизинцы)

Что, дети? (стучат средние пальцы)

Пришли солдаты, переночевать.(мизинцы)

Пустите.(стучат средние пальцы)

Входите. (мизинцы)

Ах, какая, благодать, что впустили ночевать!(указательные)

Войдем. (кисти рук переворачиваются)

Следующая улица Садовая. Здесь работают садовники, что они делают?

(ответы детей)

А, вот и садовник. Входит персонаж Садовник. Просит ребят помочь ему разбить клумбы. На клумбах должны быть цветы с одинаковым звуком в конце слова.  Игра Н.В.Нищевой «Цветы»

Дети рассматривают и называют картинки. Предлагаю ребятам подумать, какой общий звук есть в конце названий двух цветков на каждой карточке, а в конце третьего названия этого звука нет. Дети отвечают по очереди:

—  В словах МАК и ВАСИЛЁК последний звук [К], а в слове ГИАЦИНТ этого звука нет.( нужно посадить на эту клумбу колокольчик)

—  В словах ПИОН и ТЮЛЬПАН последний звук [Н], а в слове ЛЮТИК его нет. И т.п.( нужно посадить на эту клумбу георгин)

Затем логопед кладет перед детьми картинки с изображениями подснежника, колокольчика, гладиолуса и георгина и просит выбрать те цветы, названия которых оканчиваются нужным им звуком. Когда клумбы сформированы, Садовник благодарит ребят и уходит.

Ой, ребята наши цветы привлекли внимание бабочек, давайте полюбуемся за  их полетом (6 слайд гимнастика для глаз)

Какая то загадочная улица. У нее и название такое «Загадочная» Смотрите в волшебном мешочке все перепуталось давайте решать кому, что нужно?

Лекарство нужно, врачу. Врач лечит людей от болезней, назначает лекарство….

Мастерок нужен каменщику….

Половник нужен повару…..

Лейка нужна садовнику…

Мел нужен учитель…..

Наперсток нужен швее…..

Ножницы и расческа нужны парикмахеру….

Послушайте ребята мудрые пословицы:

Кто любит труд, того люди чтут!

Труд человека кормит, а лень портит!

А еще в  старину говорили «всякому молодцу ремесло к лицу.»

Это означает, что всегда во все времена почитались люди труда. Человека украшает любовь к труду и мастерство. Любое ремесло, которым владеет человек, приносит радость и удовлетворение. Давайте повторим эту пословицу. А теперь тихим голосом. И обычным голосом.

Ребята, а это волшебный мостик приведет нас в детский сад. Кто по мостику пройдет в детский садик попадет. Дети строят мостик из дощечек на них с обратной стороны  картинка и слово, правильно прохлопал слово, строй мост из своей дощечки (повар, ремесло, учитель, пожарный, врач, машинист, садовник, моряк)

Вот мы и вернулись в свой сад. Итог занятия

Где мы сегодня с вами побывали?

На какой улице, вам понравилось больше всего?

Примечание :

Дети садятся на стульчики, когда делают артикуляционную гимнастику с зеркалами, и в конце занятия, когда попадают в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Право на отдых. Новогоднее путешествие»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ПРАВО НА ОТДЫХ. НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»Приоритетная образовательная деятельность - «По...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе (компенсирующей направленности) на тему: «Осенние впечатления»

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию рекомендована по лексической теме:"Осень"....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности « Салон – ателье для кукол «Модница»

Конспект итогового занятия разработан для работы с  детьми 6-7 лет. Игровая форма занятия позволяет детям  закрепить сложный  материал лексической темы "Одежда.Ателье". Работа...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности и использованием инновационной технологии (Синквейн)...