Конспекты занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Гриненко Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование фонематического восприятия при изучении твёрдых и мягких согласных»

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках;

совершенствовать  звукобуквенные представления, оптико-пространственные ориентировки и графомоторные функции.

Задачи: развитие слухового восприятия; развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса; слова, близкие по звуковому составу; дифференцировать слоги и оппозиционные звуки.

развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух и по кинестетическим ощущениям.

-учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

-закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

-выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов.

-развивать фонематические процессы;

-развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Оборудование: Ноутбук, дидактические игры, аудио сопровождение.

Ход занятия:

Логопед.

Все ребята ровно встали,

Глазки на меня подняли,

Сели дружно, не зевайте!

На вопросы отвечайте! 

Дети.

1. Мотивационно - целевой этап

Логопед включает аудио запись звуки птиц.

-Ребята, что мы слышим?

-Пение птиц

Логопед. Оказывается, у птиц разные голоса. Одни птички поют громко, голосисто. А другие поют тоненьким, ласковым голоском.

А вы знали ребята, что согласных букв в русском языке 21, а согласных звуков гораздо больше. Их 36. Вы уже знаете, что все звуки на письме обозначаются буквами. Подумайте, как можно при помощи 21 буквы обозначить 36 звуков? Предположительные ответы детей. Одна буква может обозначать два разных звука.

2. Ориентировочный этап

Логопед. Ребята, сегодня я вам расскажу сказку о птичках - сестричках.

СЛАЙД № Жили - были певчие птички - гласные, они очень любили петь и наряжаться. Первая птичка, которая жила на верхней веточке, пела громким голосом такую песенку: «А - О - У - Э - Ы». Вторая птичка, которая жила на нижней веточке, пела тоненьким голоском: «Я - Ё - Ю - Е - И».

Однажды они летали в саду и увидели бусины, а на них написаны буквы. Решили птички - гласные собрать бусы.

Собрали птички - гласные себе бусы, и вдруг, обнаружили, что у них совершенно одинаковые бусы получились.

- Как же мы будем их различать? - говорит первая птичка, которая пела песенку АОУЭЫ.

- Что же нам теперь делать? - говорит вторая птичка, которая любит петь ЯЁЮЕИ.

- Давай прочитаем буквы, которые написаны на бусинах. Может так получится различать наши бусы.

Но буквы оказались одинаковые. Тогда вторая птичка предложила каждую букву пропеть со своей любимой песенкой.

И у первой птички получилась песенка из слогов: «па, по, пу, пэ, пы»,

а у второй птички получилась песенка: «пя, пё, пю, пе, пи»

А как же нам ещё различить свои бусы? Задумались птички…

3. Поисково-исследовательский этап

Логопед. Первые звуки одинаковые или разные? (Разные.) Логопед произносит звуки па-пя.

-Ребята, давайте поможем нашим птичкам, придумаем для них ещё признак отличия. Бусины первой птички обведём синим цветом, а бусины второй птички зелёным цветом.

4. Практический этап. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах.

Практический этап

СЛАЙД № 4 Дидактическая игра 1

Дыхательная гимнастика

Логопед. Ребята, предлагаю сделать дыхательную гимнастику, вместе пропеть слоги, которые получились у первой птички.

Логопед. Слоги, которые получились у второй птички. Набираем носиком воздух и на выдохе поем слоги. (поют дети синхронно с логопедом).

Логопед. Что мы слышим? У первой птички слоги поются резко! Твёрдо!

Логопед. Мы будем называть их твердыми.

Логопед. А у второй? Ласково, мягко. 

Логопед. Назовём их мягкими.

Слайд № 5 Задание 2

Перепиши слоги с синих бус над красной чертой, а слоги с зелёных бус под красной чертой. Подчеркни твердые согласные синим цветом, мягкие-зеленым, а гласные красным. А теперь, ребята выпишите гласные АОУЭЫ над красной чертой, а гласные ЯЁЮЕИ под красной чертой. Ребята, обратите внимание, что одни гласные у нас поселились на первом ряду, а другие на втором ряду.

С лайд №6 Задание 3

Физминутка в виде подвижной игры «Твёрдые ножки-мягкие ладошки».

Ребята, поиграем в игру «Твёрдые ножки-мягкие ладошки».

Гладим ладошки, когда услышим мягкий звук, наступаем на ножки, если услышим твёрдый звук.

МА МЯ ПЁ ПО БЕ БЭ ВЯ ТЕ ТА ДЯ ФИ ФЫ ГУ КЮ НЯ НА ПЮ ПУ

Логопед называет слог с твёрдым согласным звуком, дети наступают на синие ножки. Далее логопед называет слог с мягким звуком, дети гладят зелёные ладошки.

-Ребята, мы уже можем различать мягкие и твердые звуки в слогах. И наши птички приготовили задание. Они хотят проверить, сможем ли мы обнаружить мягкие твердые звуки в словах.

Задание 4

-Ребята, что мы видим?

-Что согласный может быть твердым, а может стать и мягким. А ведь, в нашей игре были не все согласные. Каких согласных нет в нашей таблице?

-ШЖЦ и ЙЧЩ. Как вы думаете, почему? А потому что, согласные ШЖЦ- всегда только твёрдые, а согласные ЙЧЩ- всегда только мягкие.

-Наше  занятие, подходит к завершению, птичкам пора возвращаться домой.

Поможем птичкам, довезём их на машинках.

- Кто хочет помочь первой птичке? (Дети отвечают).

- Какого цвета машинку ты должен выбрать? (синего).

- По какой дорожке ты поедешь? (ребёнок выбирает дорогу с гласными а,о,у,э,ы)

Аналогично со второй птичкой.

-Ребята, а теперь возьмём наш «помогатор»,  (дети берут блокнот-напоминалочку, которую делают из урока в урок добавляя схему напоминания пройденной темы.)

-И повторим, наши  напоминалочки. Обратите внимание, на последнюю страничку, на которой нарисован мягкий знак. Он тоже смягчает согласные.

- Ребята давайте похлопаем и потопаем нашим птичкам на прощание. Птички вернулись на свои веточки.

СЛАЙД № 12 Первая птичка решила хранить свои бусы под камнем, а вторая под пёрышком.

5. Рефлексивно-оценочный этап

Логопед. Удалось ли птичкам помочь нам различать твёрдые и мягкие согласные звуки?

Что у вас получалось хорошо? Какие задания вам понравились больше всего?

Логопед задает вопросы, согласно пройденной теме  по блокноту.

-Какие гласные определяют мягкость согласного? Все ли согласные могут быть и твёрдыми, и мягкими?

Логопед вклеивает смайл в блокноте ребенка. В конце четверти дети подсчитывают количество смайлов и получают поощрительный приз.



Предварительный просмотр:

 Конспект интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные леса» для старшей группы.

  Подготовила: учитель-дефектолог

Куркина Анна Александровна.

Цель: Обобщение представлений о диких животных, их образе жизни.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

  • Расширять и закреплять знания детей о диких животных, детёнышах и местах зимовки.
  • Учить различать на слух падежные окончания существительных.
  • Закреплять навык практического употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных и существительных женского и мужского рода.

II. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать навыки словоизменения.
  • Развивать мышление, тактильное восприятие.

III. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей чувства любви к диким животным, стремление сохранить окружающий мир.

Материал: музыкальное сопровождение, иллюстрации, задания на листах, клей ПВА, кисти, плотные листы синего цвета, шаблоны «Зайчик» для аппликации, влажные салфетки, книга «Жители леса».

Ход:

 -  Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие, а вот куда и к кому вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

 - Кто догадался, к кому мы отправляемся в гости? диким животным). А куда? (в лес).

   Релаксация под музыку «Звуки леса»

 - Мы с вами пришли на полянку. Давайте на ней немного отдохнем. Ложитесь на палас и закрывайте глазки. Представьте, что вы лежите на мягкой травке, светит солнышко, оно согревает ваши ручки, ножки, личико. Дует легкий ветерок, шелестит листва. По небу плывут пушистые облака и где-то высоко-высоко поют птицы. (2 мин.).

  Дыхательная гимнастика «Послушай свое дыхание»

 - Подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот.

 - Нам нужно продолжать наше путешествие. Потихоньку отрывайте глаза, садитесь, постепенно вставайте.

  Дидактическая игра «Чьи следы?»

 - По тропинке мы пойдем и к следам зверей придем. (Дети называют следы животных, используя притяжательные местоимения.)

 - А куда ведут следы животных? (в жилище) 

  Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом

Есть нора – уютный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней коры

Хатку делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нём.

(Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие, дом -  сомкнутые ладошки.)

 

  Дидактическая игра: «Кто, где живет?»(составление предложений по иллюстрациям).

  Выполнение задания на листах: проведи линию от животного к его жилищу, не отрывая карандаш от бумаги и не касаясь края дорожки.

 - Посмотрите, как много здесь малышей (детенышей диких животных). Они заигрались и потеряли своих мам, давайте им поможем.

  Дидактическая игра: «Где чья мама?»

На столе перемешены картинки детёнышей и мам диких животных. Дети по одному подходят к столу и каждому детёнышу ищут маму и проговаривают вслух (волчонок- волчица, зайчонок- зайчиха, бельчонок- бельчиха, медвежонок- медведица…).

 - А вы хотите поиграть в лесных жителей?

  Физминутка Дикие животные” (музыкальное сопровождение).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок,

За мамой – лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

(дети выполняют движения согласно тексту)

 - Ребята, какое сейчас время года? (осень) Какое время года скоро наступит? (зима) А какое дикое животное меняет шубку с наступлением холодов? (заяц)

 - Поможем зайчику одеть нарядную белую шубку?

  Аппликация: «Зайчик»

(дети на белый контур зайчика, приклеенный на плотную синюю бумагу, наносят слой клея ПВА, затем выкладывают небольшие кусочки ваты)

  Рассматривание готовых работ, обсуждение.

 - Ребята, с вами очень интересно играть! На память о сегодняшнем путешествии я дарю вам книгу «Жители леса».



Предварительный просмотр:

   Цель: Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. Упражнять выделению звука на фоне слова, упражнять   в образовании прилагательных от существительных, уточнить и закрепить артикуляцию гласного звука И, учить определять звук по беззвучной артикуляции.

- Ребята, вы здорово справляетесь с заданиями! Мишка за вами наблюдал и тоже хочет с вами поиграть!

  Пальчиковая гимнастика: «Догони мишку»

Дети проходят пальцами по массажным дорожкам за Мишкой под музыку несколько раз.

 - Весело мы поиграли, нужно немного отдохнуть.

  Дыхательная гимнастика: «Отдохни»

Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.

 - Посмотрите, как здесь много нападало листьев! Я думаю, был листопад. Давайте на них подуем.

  Дыхательная гимнастика: «Листопад»

Глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот.

- Ой! Что это? (под листьями лежат иллюстрации «Ягоды»). Мишка живет в лесу и знает все ягоды, но ест только те, в названии которых есть звук  И.

  Игра: «Выбери ягоды для Мишки»

Ягоды, в названии  которых есть звук И дети кладут рядом с Мишкой, остальные откладывают в сторону.

- А еще Мишка очень любит ягодный морс.

  Дидактическая игра: «Ягодный морс»

Какой морс можно приготовить из ежевики? (ежевичный) и т.д.

- Напомните мне, с каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук? (гласный) Почему? (звук И можно петь, воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий)  А какая буква обозначает этот звук? (буква И)

- Мишка произносил гласные звуки, а я его фотографировала.

  Игра: «Узнай звук по артикуляции»

Дети рассматривают аппликации с изображением артикуляции гласных звуков О, У, И, выбирают подходящую.

- Хотите я вас тоже сфотографирую на память?

  Артикуляция звука И:

Губы раскрыты в легкой улыбке, маленькое расстояние между зубами, кончик языка упирается в нижние зубы (резцы).

Дети произносят звук, учитель-дефектолог в это время делает коллективную фотографию.

 



Предварительный просмотр:

  Сегодня, 26 февраля 2020 года, было проведено открытое занятие учителем-дефектологом Куркиной Анной Александровной «Автоматизация звука [Ж]».

  Во время организационного момента Анна Александровна познакомила детей с ёжиком Жужей. Воспитанники увлеченно, с интересом слушали историю о том, что ёжик не внятно разговаривал и поэтому у него не было друзей. Ребята захотели ему помочь: учили ёжика правильно выполнять артикуляционную гимнастику, произносить звук [Ж] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  В ходе занятия были проведены дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика с использованием «Су-Джок» терапии; игры на развитие фонематического слуха и восприятия, расширение словарного запаса, развитие памяти и логического мышления.

  Для снятия напряжения и утомляемости детей, педагог применила здоровье-сберегающую технологию – провела с Жужей физкультминутку.

  На протяжении всего НОД дети  с удовольствием находили решение поставленных задач. Благодаря игре дети были активны, любознательны, проявляли интерес.

  С помощью ребят ёжик научился правильно произносить звук [Ж] и нашёл друзей.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Байр»359010, Республика Калмыкия, Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8 8 (847 45)91230 e-mail: fa.s.67@mail.ru http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

для родителей воспитанников, посещающих логопункт

«Цирковые профессии»

Учитель-дефектолог

Куркина А.А.

1 кк

май 2018г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- систематизировать у детей полученные знания на занятиях;

- продолжать формировать умение точно выполнять артикуляционные упражнения;

- упражнять в подборе прилагательных, глаголов;

- упражнять в составлении предложений;

- вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать фонематический слух,

-  развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

- развивать память, речевое внимание;

- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

- развивать фонематические процессы через определение звука в слове,

   слуховое внимание, зрительную память;

- развивать умение согласовывать числительные с существительными.

Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь. 

Ход:

 Орг. момент (Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Цирк»).

- Дети, как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

- Что такое цирк?

- Цирк какой? (ответы детей: яркий, веселый, интересный, зрелищный…)

- В цирке что делают? (ответы детей: выступают, показывают фокусы, шутят, смешат, жонглируют…)

В цирке всегда ярко и красочно. Я предлагаю тоже украсить наш музыкальный зал.

- Вы поможете мне надуть воздушные шары?

Дыхательная гимнастика: надувание воздушных шаров.

- Молодцы! А сейчас возьмите карточку такого цвета, как ваш шар.

-Скажите, какого цвета ваш шар и карточка.

(Пример: У меня красный шар и красная карточка.)

- Переверните карточки и скажите, что на них изображено. (помощь по необходимости)

 Фокусник, дрессировщик, акробат, эквилибрист, клоун, канатоходец…

Как назвать их одним словом? (цирковые профессии)

Показываю иллюстрацию «Клоун»

 - Ребята что умеет делать жонглёр? (ответы детей: жонглирует мячами, кольцами, булавами…)

- Я предлагаю поиграть в жонглеров. Возьмите массажные мячи и садитесь на палас.

Массаж (суджок, массажные мячи):

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

- Дети, отгадайте мою загадку и скажите кто изображён на этой карточке:

Он веселый, он смешной,

По манежу ходит он:

Разноцветные кудряшки,

Яркий и большой костюм.

Любит очень он детишек,

Их смешит в мороз и зной. (клоун)

- А какое лицо у клоуна? (ответы детей: бывает веселое, грустное, удивленное…) Покажите.

- А вы хотите поиграть в клоунов и погримасничать?

Артикуляционная гимнастика «Клоун»:

Цирк по улице идет,
Все стоят, разинув рот!

Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления!

Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!

Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке. 

Клоун в цирке всех смешит:
То веселый, то грустит

Массаж губ: указательными пальцами поднять уголки рта вверх, опустить вниз .

Вправо, влево,
Вверх и вниз
Прыгает наш лев
На «Бис!»

Рот открыт. Кончик языка тянется к правому уголку рта, затем к левому, поднять язык к верхним зубам и опустить за нижние зубы 

Мишка едет по канату!
Он получит мед в награду,

Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка 

На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели,

Ритмично поднимать язык за верхние зубы и опускать кончик языка за нижние зубы 

А спортсменка-акробатка,
Ловко скачет на лошадке

Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка .

- А кто изображён на этой карточке? (канатоходец)

- Канатоходцы очень ловкие  и смелые? Как вы думаете, у них трудная профессия? (ответы детей)

- Попробуем себя в роли канатоходцев?

Подвижная игра «Канатоходцы»:

Ребёнок должен пройти по канату со спичечным коробком на голове.

- Кто еще выступает в цирке? (показываю картинку «Дрессировщик»)

- Каких животных дрессируют?

- Сейчас мы проверим насколько ваши версии верны.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Дети засовывают по очереди руку в цирк (домик), угадывают животных на ощупь, называя их признаки.

- Многих животных дрессировщики обучают для выступления в цирке.

Показываю слово «Цирк»: звуковой анализ, артикуляция звука Ц (губы в улыбке; зубы сближены, но не сомкнуты, кончик языка за нижними зубами, горлышко не работает).

- А мы сейчас будем дрессировать слона!

Игра на развитие навыка звукового анализа

- Перед вами три цирковые тумбы, если звук Ц в начале слове – слон становится на первую тумбу…

Картинки: цветок, цапля, цирк, яйцо, овца, огурец, курица, индеец, месяц.

- Ребята, какая картинка осталась (фокусник)

- Какие фокусы видели Вы? А вы умеете превращать круг? Попробуем?

Творческая игра «Превращение круга»

Дети за столами придумывают и изображают предметы круглой формы, дополняя круг необходимыми элементами.

- А хотите я покажу вам фокус? Только нужно сказать заклинание: «АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ» (показываю фокус: окрашивание воды)

Домашние задание

Раскрасить раскраски по теме «Цирк», составить описательный рассказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование фонематического восприятия при изучении твёрдых и мягких согласных»

Слайд 2

А-О-У-Э-Ы Я-Ё-Ю-Е-И

Слайд 3

м Б П Д Т Н В м Б П Д Т Н В Ф Г К З С Х Л Р Г К Х З С Л Р

Слайд 7

Ш Ж Ц Й Ч Щ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...