Главные вкладки
"Мастер - классы"; "Игры - практикумы" для родителей
консультация по логопедии (средняя группа)
"Современные формы взаимодействия учителя - логопеда с родителями"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.54 КБ | |
| 158.08 КБ | |
| 2.25 МБ | |
| 998.14 КБ | |
| 512.06 КБ | |
| 1.95 МБ | |
| 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Мастер-класс для родителей
«Язычок - путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников»
Учитель – логопед:
Лобарева Е.В.
г. Советский,
октябрь, 2023 г.
Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика», её значением. Научить правильно, выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.
Задачи:
- Создать эмоциональный настрой;
- Познакомить с основными правилами выполнения артикуляционной гимнастики.
- Заинтересовать родителей артикуляционной гимнастикой для организации совместной деятельности с детьми.
- Познакомить с возможностями использования артикуляционной гимнастики для развития речи детей.
Место проведения: кабинет учителя - логопеда МАДОУ д/с «Родничок».
Количество участников: 10 родителей.
Методы и приемы: словесные – лекция, вопросы, пояснение; наглядные показ слайдов, картинки с комплексами выполнения.
Форма проведения мастер-класса:
-с родителями;
-лекция с элементами презентации, практическая работа.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: доска, комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, 5 столов, 10 стульев, ноутбук, интерактивная доска для презентации.
Раздаточный материал: зеркала, салфетки, карандаши, листы А6, по количеству участников.
- Вступительное слово
(активизация и мотивация участников для дальнейшей работы).
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас приветствовать на мастер-классе посвященном «Артикуляционной гимнастике».
Речевые нарушения – это серьезная проблема наших детей. Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
- Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом самостоятельно. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
- Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
- Посадите ребёнка на стул перед зеркалом (лучше если оно будет большим), сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и ребенка. Следите за осанкой: спина должна быть прямая. Упражнения выполнять необходимо в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
- Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
- Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
- Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
- Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а качество выполнения.
- Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
- Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.
- Практическая часть (освоение приемов выполнения методики).
Мы переходим к практической части. Приступим к работе: артикуляционную гимнастику, которую вы будите выполнять дома со своими детьми, начинать нужно всегда с упражнений для губ.
Упражнения для губ
«Бегемотик». Учимся широко открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 5 раз. | Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота – Подшутить над ним охота. |
«Щенок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Повторяем упражнение 5 раз. | Улыбается щенок зубки напоказ Я бы точно так же смог Вот смотри сейчас |
«Слоненок». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. Повторяем упражнение 5 раз. | Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. |
«Щенок - Слоненок». Чередование положений губ. Повторяем упражнение 5 раз. | То слоненок, то щенок, я бы точно так же смог. |
Затем переходим к упражнениям для щек.
- Похлопывание и растирание щек.
- «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
- «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка (выработка контроля, за положением языка и удержанием позы)
«Печём блинчики». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Повторяем упражнение 5 раз. | Верхней губой шлёпаем по языку: пя - пя - пя. Слегка прикусываем язык: та-та - та. |
«Лопаточка». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. | Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. |
Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. | Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий |
Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)
«Часики». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. | Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. |
«Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. | Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? |
«Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается. Повторяем упражнение 5 раз. | Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние. |
«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Повторяем упражнение 5 раз. | Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – Наш маляр работе рад. |
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Повторяем упражнение 5 раз. | Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. |
«Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 5 раз. | Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. |
- Заключительная часть. (Рефлексия участников мастер-класса.)
Уважаемые родители, благодарю вас за работу, думаю, что используемые сегодня в мастер-классе упражнения артикуляционной гимнастики помогут вам в дальнейшем, и станут неотъемлемой игрой в выполнении домашних заданий. Всем большое спасибо.
Используемая литература
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000.
Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Н.В. Нищева «Веселая артикуляционная гимнастика» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Наглядно – дидактическое пособие: разработано в соответствии с ФГОС.
Предварительный просмотр:
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен индивидуален. Желаю Вам Успехов!!! | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский»
Материал подготовлен: Учителем – логопедом: Лобаревой Еленой Викторовной. | |
Речевые нарушения – это серьезная проблема наших детей. Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям, научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
|
Советы логопеда Как правило, дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Для них целая проблема съесть яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
| Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье)сами и не разрешайте делать это другим. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно включить планшет, но помните, что личное общение наиболее ценно. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами. Развивайте мелкую моторику - ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевые нарушения – это серьезная проблема наших детей. Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. И занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения - дома с родителями.
Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила: Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом самостоятельно. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. Посадите ребёнка на стул перед зеркалом, сядьте рядом так, чтобы вы могли видеть и себя, и ребенка. Следите за осанкой: спина должна быть прямая. Упражнения выполнять необходимо в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений. Упражнения должны быть целенаправленными : важно не их количество, а качество выполнения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться без лишнего напряжения и вялости.
Артикуляционную гимнастику, начинать нужно с упражнений для губ. Упражнения для губ: «Бегемотик». Учимся широко открывать и закрывать рот. Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота – Подшутить над ним охота.
«Щенок». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбается щенок зубки напоказ Я бы точно так же смог Вот смотри сейчас
«Слоненок» Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.
«Щенок - Слоненок». Чередование положений губ. То слоненок, то щенок, я бы точно так же смог.
Затем переходим к упражнениям для щек. Похлопывание и растирание щек. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. «Голодный хомячок». Втянуть щеки. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для языка «Непослушный язычок» . Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя - пя - пя. Слегка прикусываем язык: та - та - та.
«Лопаточка». Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.
Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий
«Часики». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается.
«Качели». Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком « качать качели » ?
«Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается. Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
« Маляр » . Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. Красить потолок пора, Пригласили маляра. Ниже челюсть опускаем, Язык к нёбу поднимаем. Проведём вперёд – назад – Наш маляр работе рад.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
«Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе.
Используемая литература Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. « Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика » . – Санкт-Петербург, 2007. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М.: Карапуз, 2000. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Н.В. Нищева « Веселая артикуляционная гимнастика » ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Наглядно – дидактическое пособие: разработано в соответствии с ФГОС.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Мастер-класс для родителей
«Упражнения для развития речи дошкольников»
Учитель – логопед:
Лобарева Е.В.
г. Советский
2023г.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение профессионального мастерства родителей в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать эмоциональный настрой;
- Познакомить с основными правилами выполнения упражнений для развития речи дошкольников
- Заинтересовать родителей упражнениями для развития речи детей, и организации совместной деятельности с детьми.
- Познакомить с возможностями использования упражнений для развития речи детей.
- Познакомить с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
Место проведения: кабинет учителя - логопеда МАДОУ д/с «Родничок».
Количество участников: группа 12 человек.
Методы и приемы: словесные – лекция, вопросы, пояснение; наглядные показ слайдов.
Форма проведения мастер-класса:
-лекция с элементами презентации, практическая работа.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: таз с водой, кораблики, свечи, бутылочки маленькие, футбольное поле, листики, снежинки, капельки, ватные диски, карандаши, мыльные пузыри, компьютер, камера.
- Вступительное слово
(активизация и мотивация участников для дальнейшей работы).
Сегодня поговорим об упражнениях для развития речевого дыхания.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Поэтому я рекомендую Вам, перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять по 3 упражнения на развитие речевого дыхания. Данные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем:
- в выработке длительного ротового выдоха;
- в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Существуют правила выполнения данных упражнений:
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)
- Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
- Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.
- После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Важно не переусердствовать! Достаточно 3 повторений упражнений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
В современном мире существует огромное количество упражнений для развития речевого дыхания. Но, сегодня мы поговорим о тех, которые вы сможете совместно с ребенком выполнять дома.
- Практическая часть
Предлагаю пройти к практической части.
Название упражнения. | Выполнение. Указания. |
| Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони. |
«Салют» | Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют. |
| Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее |
| Цель: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получается, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала. |
| Цель: направление воздушной струи посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку. |
| Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки. |
| Цель: развитие меткости выдыхаемой струи. Можно посоревноваться. Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получиться. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет. |
| Цель: развитие меткости выдыхаемой струи. Предложите ребенку стать «силачом», чтобы сдвинуть карандаш со стола. Для этого надо сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш. Для начала возьмите гладкий карандаш, его сдуть проще, а затем карандаш с гранями. Следите за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата. |
| Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. |
| Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет). |
- Заключительная часть. (Рефлексия участников мастер-класса.)
Это лишь примерный перечень упражнений, используемых для развития речи у дошкольников.
Очень важно, чтобы наши дети получали удовольствие от игры. Ведь игра как мы уже с вами знаем очень важный инструмент в нашей с вами работе в обучении и воспитании наших детей. Дети с удовольствием будут участвовать в данных играх, а следовательно, повысится и эффективность работы.
Желаю удачи в развитии наших детей!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение профессионального мастерства родителей в сфере речевого развития детей дошкольного возраста. Задачи: - Создать эмоциональный настрой; - Познакомить с основными правилами выполнения упражнений для развития речи дошкольников - Заинтересовать родителей упражнениями для развития речи детей, и организации совместной деятельности с детьми. - Познакомить с возможностями использования упражнений для развития речи детей. - Познакомить с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольника;
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Поэтому я рекомендую Вам, перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять по 3 упражнения на развитие речевого дыхания. Данные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Работа над речевым дыханием заключается в следующем: в выработке длительного ротового выдоха; в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.
Существуют правила выполнения данных упражнений: Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал) Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.
Важно не переусердствовать! Достаточно 3 повторений упражнений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Упражнения на формирование речевого дыхания
«Сдуй снежинку» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
«Салют» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. На соломинку надеть кольцо с новогодним дождиком. Подуть в соломинку, из дождика получается салют.
«Буря в стакане» Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила . Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее
«Воет буря» Цель: выработка плавной, непрерывной струи. Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получается, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
«Фокус» Цель: направление воздушной струи посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Кораблики» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку: Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.
«Выдувание мыльных пузырей» Цель: развитие меткости выдыхаемой струи. Можно посоревноваться. Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получиться. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.
« Прокатай карандаш» Цель: развитие меткости выдыхаемой струи. Предложите ребенку стать «силачом», чтобы сдвинуть карандаш со стола. Для этого надо сделать вдох через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу карандаш. Для начала возьмите гладкий карандаш, его сдуть проще, а затем карандаш с гранями. Следите за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, излишне не напрягал мышцы дыхательного аппарата.
«Футбол» Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
«Погаси свечу» Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).
В своей работе применяю различные упражнения .
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении; Все упражнения стоит выполнять до еды; Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены; Вдох должен происходить через нос; Выдох должен быть длинным и плавным; Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями; Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут. Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения , которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Спасибо за внимание! Успехов Вам и нашим детям!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели игры: Объяснить важность дыхания в речи. Дыхание является основой для производства звуков и поддержания речи. Контроль над дыханием позволяет контролировать громкость, темп и интонацию речи.
Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком.
Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузыри, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи.
Розданы памятки: «Игры на развитие воздушной струи»
Объявление в группе № 6 « Буквоешки » в период с 07 – 14 октября проводится выставка - конкурс: «Лучшая игрушка на формирование речевого дыхания» Каждый ребенок совместно с родителями изготавливает игрушку на формирование речевого дыхания. Все участники выставки получат сертификаты. Изготовленные игры пополнят уголок игр на формирование речевого дыхания группы. Работы принимаются до 14 октября 2025 года. Учитель – логопед: Лобарева Елена Викторовна
«Лучшая игрушка на формирование речевого дыхания» Проведен к онкурс – выставка:
Участники награждены грамотами за участие!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели практикума: - Объяснить родителям важность пальчиковых игр для речевого и моторного развития детей. - Познакомить родителей с конкретными пальчиковыми играми и упражнениями. - Обучить навыкам взаимодействия с детьми через игры.
Основные задачи пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук ребенка – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи. Пальчиковые игры сделают ребенка более подвижным и ловким, улучшат скорость реакции и координацию движений.
Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Разминка включает в себя: поглаживание ладошек; поглаживание всех пальчиков; загибание всех пальчиков; лёгкие похлопывания ладошками; соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.). После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.
«Я перчатку надеваю» Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячом. Каждое упражнение в этом комплексе сопровождается своим стихотворением «Дружба» Дружат в нашей группе (катают шарик между ладошками.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (перекладывают мяч из одной ладони в другую, сжимая мяч в ладони.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (поглаживания каждого пальчика поочередно) Будем снова мы считать. (катают шарик между ладошками.) Раз, два, три, четыре, пять (поглаживания каждого пальчика поочередно) Мы закончили считать. (катают шарик между ладошками)
Пальчиковая гимнастика «Волшебный шарик» Шарик « Су-джок », его используют специалисты в коррекционной работе. « Су-джок » шары - это маленькие, колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри. С помощью такого массажёра происходит: Развитие фонематического слуха и восприятия. Коррекция произношения. Развитие звукового и слогового анализа слов. Активизация словаря. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие психических процессов.
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики хотят играть. Мы колечко взяли и на пальчик одеваем. Раз - пальчик большой, он красивый такой. Два - пальчик указательный, очень обаятельный. Три - пальчик средний, он совсем не вредный. Четыре - безымянный пальчик очень славный. Пять - мизинчик, маленький счастливчик. Пальчиковая гимнастика с мячом суджок .
Пальчиковая гимнастика с карандашом. Одна из основных проблем первоклассников – это правописание. Рука быстро устает, ручка неправильно лежит в руке, ребенок постоянно на что-то отвлекается. Это обусловлено слабым зрительным восприятием и неслаженной работой рук. Игра для пальчиков, которую каждый помнит из детства – «мы писали, мы писали, наши пальчики устали»; Обводить фигуры и рисунки по пунктиру или просто обводить контуры предметов.
Пальчиковая гимнастика с карандашом. «Мотор» Заводи мотор скорей И ладони разогрей. Всё быстрей, быстрей, быстрей, Сил, приятель, не жалей. Ход немного замедляем. Видно, к дому подъезжаем. Едем тише, тише, тише. И мотор уже не слышен.
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Объявление в группе № 6 « Буквоешки » в период с 20 – 28 ноября проводится выставка - конкурс: «Лучшая игрушка на развитие мелкой моторики» Каждый ребенок совместно с родителями изготавливает игрушку на развитие мелкой моторики. Все участники выставки получат сертификаты. Изготовленные игры пополнят уголок игр на развитие мелкой моторики группы. Работы принимаются до 28 ноября 2025 года. Учитель – логопед: Лобарева Елена Викторовна
Проведен к онкурс – выставка: «Лучшая игрушка на развитие мелкой моторики»
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер - класса "Игры с водой" для родителей воспитанников средней группы
Материал можно использовать для организации работы с родителями....

Мастер – класс «Игры для преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» для родителей старшей логопедической группы
Познакомить родителей с понятием "Слоговая структура слова" , с эффективными способами преодоления нарушений звуко-слоговой структуры слова через игры и упражнения...

Мастер - класс "Играем дома" для родителей средней группы с использованием интерактивных форм обучения.
Мастер -класс...
Мастер-класс с участием родителей "Дидактические игры своими руками"
Жизнь ребенка неразрывно связана с игрой. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается со сверстниками, подражает взрослым. Игра – это отражение жизни. Здесь всё “как будто", “понарошку”, но в ...

Мастер-класс "Играя-обучаюсь" для родителей подготовительных групп в рамках Клуба "Первоклашка"
Игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»
Показать родителям необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...
Мастер класс: «Взаимодействие с родителями по изготовлению игр и атрибутов к сюжетно ролевым играм детей младшего дошкольного возраста, в рамках обмена опыта с молодыми воспитателями.»
Представлен конспект мастер класса по созданию атрибутов к сюжетно -ролевой игре для детей второй младшей группы. Уникальность их в том, что они изготовлены в тесном сотрудничестве воспитателя и...













