Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе группе» Лексическая тема «Экскурсия по городу».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Домнина Оксана Владимировна

Знакомство детей  с историей возникновения города, людях его основавших. Активизация знаний у детей  улиц, рек, достопримечательностей родного города Белорецк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursiya_po_g_beloretsk.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе группе» Лексическая тема «Экскурсия по городу  Белорецк».

Составила: учитель-логопед Домнина О.В.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей  с историей возникновения города, людях его основавших. Активизация и актуализация словаря по теме «Экскурсия по городу  Белорецк».  Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным).

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, просодической стороны речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи: Формирование интереса и желания больше узнавать о городе, любить его и заботиться о его развитии и процветании.

Оборудование:

Презентация о прошлом и настоящем города, герб, карта-план города, фишки, разрезные гербы по количеству детей.

Ход занятия:

  • О, Родина, мой светлоокий дом

В краю Уральском, на земле Башкирской

Здесь сосны хороводят над прудом

И Белая под солнцем серебрится!

                                                    Нина Зимина поэтесса г. Белорецк

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Ответы детей.
  • Что мы называем Родиной?
  • Ответы детей.
  • Правильно. Родина – это то место, где мы родились. А родились и живем мы с вами в городе. Как называется наш город?
  • Ответы детей.
  • Что вы можете рассказать о своей Родине – Белорецке? Какой он?
  • Ответы детей.
  • Очень хорошо, вы сказали, что город наш красивый.  Он не очень большой. В Башкирии и России есть города крупнее, но наш город очень старый (древний) и у него есть своя интересная история, которую я вам сейчас расскажу.
  • Давным-давно, 260 лет назад,  у красивой, светлой, серебристой, журчащей реки между горами Урал-тау и Яман-тау нашли руду (Слайд 2). Люди уже знали, что из этой руды, если ее нагреть в большой печи, можно выплавить металл. А металл был очень нужен людям. Для чего?
  • Ответы детей.
  • Правильно. Без металла было б трудно жить: не сделать ни станков, ни машин, ни посуды, ни многого другого, того чем мы сегодня пользуемся.

(Слайд 3) И поэтому сибирские купцы И.Твердышев и И.Мясников (слайд 4) начали строить на берегу реки Белой доменный (железоделательный) завод.

  • (слайд 5) На этом заводе из руды выплавляли металл, делали из него похожие на эти бруски, складывали на плоты и по реке на плотах везли металл в центр России, где из него делали разные предметы, которые нужны для жизни. Чтобы завод работал, купцы приглашали много людей из других мест, строили на берегу реки деревянные дома (Слайд 6).Так появился поселок Забельский.  Людей на заводе становилось все больше, все больше строилось домов.  Так постепенно поселок превратился в город. А название ему дали в честь реки, вода которой была светлой, серебристой, чистой.
  • Как называется эта река?
  • Ответы детей.
  • Как назвали город?
  •  Ответы детей.
  • Правильно. А нас с вами, кто живет в городе называют Белоречане (повторить хором и индивидуально)
  • К горизонту – сосны морем

Город будто островок.

А на утреннем просторе

Заводской густой гудок

Возвещает всей  округе,

Что трудом богаты дни,

И живут здесь металлурги

Сердце города они.

                                   Нина Зимина  белорецкая поэтесса 

  • Кто живет в Белорецке?
  • Ответы детей.
  • С тех пор прошло много лет. (Слайд 7) Но по-прежнему много людей нашего города трудятся на металлургическом заводе, где выпускают разную продукцию: металлические листы, проволоку, гвозди и т.д.
  • Каждый день мы слышим гудок, который говорит о начале и окончании рабочей смены на заводе. (Слайд 8) А город наш растет, становится больше, в нем появляются новые улицы, дома многоэтажные.
  • Как у нашей большой России, у города есть свой знак – герб.  (Слайд 9) Рассмотрите его. Назовите, что изображено на гербе.
  • Ответы детей.
  • Да. Центральной фигурой герба является золотой соболь, так как еще в 1799 году марка «Старый соболь» была присвоена Белорецкому заводу и использовалась в качестве клейма для изделий из белорецкой стали. Соболь обозначает равноценность изделий белорецких заводов металлургии, металлообработки, машиностроения и драгоценного соболиного меха. Соболь и сегодня обитает в окрестностях города. Его золотой цвет на гербе символизирует самостоятельность, справедливость, богатство, милосердие. Серебряный молот в лапах соболя является символом развитой промышленности города. Зеленое поле в гербе, помимо обозначения леса, является символом плодородия, свободы, покоя и мира. Серебряная оконечность герба обозначает реку Белую (Агидель), от имени которой происходит название города. Помимо этого, серебряный цвет является геральдическим символом чистоты, веры, искренности, благородства, откровенности и чистосердечности.
  • Сегодня, мы начнем путешествие по родному городу с интересными местами города, людьми, прославляющими наш Белорецк и многое др. Это путешествие будет продолжаться еще несколько занятий.  (слайд 10 план-карта города) План-карта города поможет нам обойти самые интересные места нашего города. Для начала я предлагаю поиграть в

Пальчиковую гимнастику «Путешествие по городу».

Люблю по городу гулять, (маршируем на месте)

Люблю смотреть, люблю считать. (повороты головой вправо-влево)

Площадь – раз, вокзал – два, (загибаем пальчики на руке)

Три – красавица Мата,

А четыре – мост на Белой.

Пять – гуляю по аллее.

Шесть – к музею я схожу

Экспонаты погляжу.

Семь – Дворец Культуры есть

Представлений в нём не счесть.

Восемь – церковь у Маты

Были там, наверно, вы.

Девять – магазин «Сезам»

Любим покупать мы там.

Десять – из-за поворота

Виден лось на въезде в город.

                                                    Домнина О.В.

  • Наше путешествие начнётся вот отсюда (слайд 11)
  • Назовите место, где мы находимся?
  • Ответы детей.
  • Расскажите, что вы знаете об этом месте.
  • Ответы детей.
  • (слайд 12) Правильно. Это Площадь Металлургов. На ней находится кинотеатр, в котором можно посмотреть мультфильмы, поиграть в игровые автоматы, поесть. Летом на площади работает фонтан. В праздничные дни на площадь приходят белоречане и гости нашего города. Здесь бывают праздничные мероприятия, концерты, представления. Зимой здесь стоит главная елка города, строится снежный городок, отдыхают дети и взрослые.
  • Далее наше путешествие продолжится по улице Ленина, где расположено много достопримечательностей города. 
  • (Слайд 13) Посмотрите внимательно, вы узнали это место?
  • Да, всё верно -это Городской Дворец Культуры. Но о нём мы поговорим на следующем занятии. Продумайте, что вы расскажете об этом месте.
  • Теперь вспомните и скажите, как появился наш город?
  • Почему его так называют?
  • Как называют нас, жителей города?
  • Сложите из осколков-частей герб города (каждый ребенок)
  • Наше занятие я закончу такими словами:

       Здесь Белая через плотину лет

Течет, как сталь по желобу играя.

Не надо мне вовек богаче края:

Чем Белорецк – неброский самоцвет.

          «Сонет родному краю»  Нина Зимина белорецкая поэтесса  
                                                     литература

  1. Стихи белорецкой поэтессы Нины Зиминой
  2. https://багсу.рф/simvolikagorodbeloreck -герб

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект открытого НОД для подготовительной к школе группы на тему: «Экскурсия по городу Симферополю»

Цель: Закрепить знания детей полученные за I полугодие воспитательно - образовательного процесса.Задачи:Образовательные:Формировать представление о государственных символах республики Крым, о столице ...