Конспект занятия.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Конспект логопедического занятия по закреплению лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ «детский сад №41»Ачаева Светлана Владимировна.
Цель: закрепление лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные задачи:
- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;
-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, мех, шкура, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;
- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
-Развитие межполушарных связей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: лавочка, указка, «снежок», картинки животных (медведь. ежик. барсук, сурок, сорока), контейнер с фасолью, деревянные фигурки животных, песка стол-2 шт, конверт, мнемотаблицы для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, плакат «Кто где спрятался?» элементы плаката на «липучках», манная крупа. Картинки раскраски с животными.
Ход занятия
І. Организационный момент.
Игра «снежок»
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры в «снежок». Дети стоят в кругу, называя имя соседа, передают друг другу «снежок» держа его указательным и большим пальцами. пока «Снежок» не обойдет весь круг. Называя имя соседа с права. Например: Здравствуй, Ваня!
ІІ. Основная часть.
Д/у «Отгадай загадку».
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Беседа о зиме.
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег, дети катаются на санках, лыжах).
Путешествие в зимний лес.
Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.
Для этого нужно выполнить со мной следующие движения:(дети в кругу повторяют движения за логопедом)- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись,(подняться на носочки, опуститься) руку правую вперед (показать правую руку, опустить),ногу левую назад(левую ногу назад, вернуть в исходное положение), а теперь остановись и немножко покружись!
Мы попали в дивный лес!
Дети садятся на лавочку перед доской.
Логопед: В лесу мы гости.
Как себя нужно вести в гостях?
Ответы детей.
Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем? (дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)
- Молодцы
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.
Логопед:-Ой, ребята, посмотрите!(дети подходят к доске)
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).
Куда спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).(логопед снимает картинку на липучках)
А где волк? (Волк спрятался за дерево).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Куда спрятался заяц? (Заяц спрятался в сугробе).
- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли, и кажется они уже нас не боятся.
Логопед: Сколько снега в лесу! Давайте вспомним зимние забавы!
(дети выполняют упражнения на пескостоле, с использованием манной крупы, повторяя их за логопедом) «Зимние забавы» (развитие межполушарных связей)
Что зимой мы любим делать,(одновременно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
В снежки играть, (постукивание кулачками друг об друга)
На лыжах бегать. (скольжение ладонями обеих рук по манной крупе)
На коньках по льду кататься! (скольжение ребром ладонями обеих рук)
И с горы на санках мчаться, (рисование прямой линии, обеими руками, указательными пальцами по манной крупе)
Один, два, три, четыре, пять (соединяют поочередно пальчики правой руки с левой)
Мы во двор пришли гулять («шагают» указательными и средними пальцами обеих рук по манной крупе)
Бабу снежную лепили, (постукивание кулачками друг об друга)
Птичек крошками кормили. («посыпают» манной крупой на песка стол, указательным, средним, большим пальцами обеих рук)
А еще с горы мы мчались (рисование прямой линии, указательными пальцами, обеих рук)
И в снегу все кувыркались! (кладут ладошки обеих рук на манную крупу)
Все в снегу домой пришли!(«отряхивают» ладошки)
Суп поели (левой ладошкой показывают «чашечку». На правой руке, указательный, средний, большой пальцы соединяют вместе, и постукивают по левой ладони)
Спать легли.(соединяют ладошки вместе)
Дети вытирают влажными салфетками руки.
Садятся на лавочку.
Беседа о диких животных
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёжа, медведя, барсука, суслика, енота, сурка). (показ картинок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.(дети по одному выходят к доске, показывают правильный ответ)
— Заяц летом серый, а зимой…
— Медведь летом гуляет, а зимой...
— Белка живет в дупле, а лиса…
— Заяц добрый, а волк…
— У белки хвост длинный, а у зайца…
— Лиса пушистая, а ежик...
Дидактическая игра «Назови животное».
Цель: упражнять детей правильно называть животное, и в составлении предложно- падежных конструкций.
-Ой, ребята, посмотрите
Замела зверей пурга!
Помогите, детвора!
Нужно отгадать животное, нащупав его в «снегу». Достать животное, назвав его. Дети по одному выходят к «бассейну» и достают из фасоли фигурку животного, и описывают свои действия.(я достал из снега лису)…
-Молодцы! Всех животных отгадали!
(садятся на лавочку)
Залетает сорока.
- Посмотрите. К нам в гости пожаловала
Самая болтливая птица. Это-сорока
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот нашла в лесу письмо
Но не знаю для кого
Помогите прочитать
И про всех всем рассказать.
- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.
Составление рассказа.
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ.
Примерный рассказ о Зиме.
- Наступила зима.
- Выпало много снега.
- Медведь спит в своей берлоге до весны.
- Заяц поменял свою серую шубку на белую.
- Все животные ждут прихода весны.
Сорока: Вы такие молодцы.
Письмо прочитали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад.
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
ІІІ. Итог занятия
Рефлексия:
-Скажите, где мы сегодня побывали?
Кого мы там встретили?
Как их можно назвать одним словом?
Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 437.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по закреплению лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ «детский сад №41»Ачаева Светлана Владимировна.
Цель: закрепление лексико-грамматических представлений по лексической теме «Зима. Дикие животные зимой».
Коррекционно – образовательные задачи:
- закреплять знания детей о зиме, зимних приметах;
-закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, мех, шкура, берлога, нора, дупло, логово; дикий, хищное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться);
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных;
- закреплять зрительно-пространственные представления при употреблении предлогов;
- обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать познавательные интересы у детей, развитие связной речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
-Развитие межполушарных связей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
-формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
-воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: лавочка, указка, «снежок», картинки животных (медведь. ежик. барсук, сурок, сорока), контейнер с фасолью, деревянные фигурки животных, песка стол-2 шт, конверт, мнемотаблицы для составления рассказа, магнитная доска, комплекты магнитов, плакат «Кто где спрятался?» элементы плаката на «липучках», манная крупа. Картинки раскраски с животными.
Ход занятия
І. Организационный момент.
Игра «снежок»
Цель: настроить детей на доброжелательный лад.
-Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
А теперь я вам предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры в «снежок». Дети стоят в кругу, называя имя соседа, передают друг другу «снежок» держа его указательным и большим пальцами. пока «Снежок» не обойдет весь круг. Называя имя соседа с права. Например: Здравствуй, Ваня!
ІІ. Основная часть.
Д/у «Отгадай загадку».
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Беседа о зиме.
Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег, дети катаются на санках, лыжах).
Путешествие в зимний лес.
Интересно, что же происходит сейчас в лесу? Хотите узнать? Я предлагаю вам совершить воображаемое путешествие в лес.
Для этого нужно выполнить со мной следующие движения:(дети в кругу повторяют движения за логопедом)- Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись,(подняться на носочки, опуститься) руку правую вперед (показать правую руку, опустить),ногу левую назад(левую ногу назад, вернуть в исходное положение), а теперь остановись и немножко покружись!
Мы попали в дивный лес!
Дети садятся на лавочку перед доской.
Логопед: В лесу мы гости.
Как себя нужно вести в гостях?
Ответы детей.
Ребята, кого мы можем встретить в лесу? Как мы их всех называем? (дикие животные) Почему мы их называем дикими? (сами о себе заботятся)
- Молодцы
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных; упражнение детей в правильном употреблении предлогов.
Логопед:-Ой, ребята, посмотрите!(дети подходят к доске)
Все звери испугались и спрятались от нас, только хвостики одни торчат. Чьи хвосты вы видите? (заячий, лисий, волчий, беличий).
Куда спряталась лиса? (Лиса спряталась под елкой).(логопед снимает картинку на липучках)
А где волк? (Волк спрятался за дерево).
Где находится белка? (Белка сидит на дереве).
Куда спрятался заяц? (Заяц спрятался в сугробе).
- Молодцы. Всех диких животных мы с вами нашли, и кажется они уже нас не боятся.
Логопед: Сколько снега в лесу! Давайте вспомним зимние забавы!
(дети выполняют упражнения на пескостоле, с использованием манной крупы, повторяя их за логопедом) «Зимние забавы» (развитие межполушарных связей)
Что зимой мы любим делать,(одновременно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)
В снежки играть, (постукивание кулачками друг об друга)
На лыжах бегать. (скольжение ладонями обеих рук по манной крупе)
На коньках по льду кататься! (скольжение ребром ладонями обеих рук)
И с горы на санках мчаться, (рисование прямой линии, обеими руками, указательными пальцами по манной крупе)
Один, два, три, четыре, пять (соединяют поочередно пальчики правой руки с левой)
Мы во двор пришли гулять («шагают» указательными и средними пальцами обеих рук по манной крупе)
Бабу снежную лепили, (постукивание кулачками друг об друга)
Птичек крошками кормили. («посыпают» манной крупой на песка стол, указательным, средним, большим пальцами обеих рук)
А еще с горы мы мчались (рисование прямой линии, указательными пальцами, обеих рук)
И в снегу все кувыркались! (кладут ладошки обеих рук на манную крупу)
Все в снегу домой пришли!(«отряхивают» ладошки)
Суп поели (левой ладошкой показывают «чашечку». На правой руке, указательный, средний, большой пальцы соединяют вместе, и постукивают по левой ладони)
Спать легли.(соединяют ладошки вместе)
Дети вытирают влажными салфетками руки.
Садятся на лавочку.
Беседа о диких животных
-Скажите, а каких животных мы не увидим в зимнем лесу? (ёжа, медведя, барсука, суслика, енота, сурка). (показ картинок). Почему? (Осенью они усиленно питаются, накапливают жир и с наступлением холодов засыпают в своём жилище)
Скажите, а есть ли такие животные, которые меняют цвет шубки зимой. Назовите (заяц, белка). А для чего они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
-Молодцы ребята, животные предлагают вам поиграть с ними.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.(дети по одному выходят к доске, показывают правильный ответ)
— Заяц летом серый, а зимой…
— Медведь летом гуляет, а зимой...
— Белка живет в дупле, а лиса…
— Заяц добрый, а волк…
— У белки хвост длинный, а у зайца…
— Лиса пушистая, а ежик...
Дидактическая игра «Назови животное».
Цель: упражнять детей правильно называть животное, и в составлении предложно- падежных конструкций.
-Ой, ребята, посмотрите
Замела зверей пурга!
Помогите, детвора!
Нужно отгадать животное, нащупав его в «снегу». Достать животное, назвав его. Дети по одному выходят к «бассейну» и достают из фасоли фигурку животного, и описывают свои действия.(я достал из снега лису)…
-Молодцы! Всех животных отгадали!
(садятся на лавочку)
Залетает сорока.
- Посмотрите. К нам в гости пожаловала
Самая болтливая птица. Это-сорока
Сорока: Всех за день навещу,
Все, что знаю, растрещу.
Вот нашла в лесу письмо
Но не знаю для кого
Помогите прочитать
И про всех всем рассказать.
- Ребята, давайте поможем сороке. Да это же схемы, которые помогут составить целый рассказ.
Составление рассказа.
Логопед, используя мнемотаблицу, дает первый образец рассказа. Дети по аналогии, опираясь на мнемотаблицу, составляют рассказ.
Примерный рассказ о Зиме.
- Наступила зима.
- Выпало много снега.
- Медведь спит в своей берлоге до весны.
- Заяц поменял свою серую шубку на белую.
- Все животные ждут прихода весны.
Сорока: Вы такие молодцы.
Письмо прочитали
Все рассказали
По лесу я полечу
Всем животным расскажу, как много вы о них знаете!
А теперь и нам пора возвращаться в детский сад.
Вы сначала улыбнитесь и немного покружитесь.
А теперь остановитесь, на носочки поднимитесь!
Оглянитесь все назад:
Вы попали в детский сад!
ІІІ. Итог занятия
Рефлексия:
-Скажите, где мы сегодня побывали?
Кого мы там встретили?
Как их можно назвать одним словом?
Логопед просит пройти детей к столику, где лежат изображения весёлого зайца и злого волка.
-Ребята, кому понравилось наше путешествие, возьмите картинку зайчика, а кому наше путешествие не понравилось, возьмите картинку волка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

