Поможем Принцессе
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Представленная методическая разработка способствует развитию логического мышления и интеллектуальной активности через матемаические и развиваю

щие игры, упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_printsesse.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеобразовательного вида №95»

Непосредственная образовательная деятельность по развитию логики в старшей группе.

                                                                               Составила воспитатель ВКК

                                                                               Смирнова Светлана Юрьевна.

                                             Воронеж - 2015

ЦЕЛЬ. Способствовать развитию логического мышления и интеллектуаль-

ной активности через развивающие, математические игры и упражнения;

закреплять овладение детьми элементами экологического моделирования

(использовать игры в парах), укреплять интерес к познанию окружающего

мира, воспитывать радость при преодолении трудностей.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

демонстрационный:  плакаты « Заколдованные башни», « Разноцветные фигуры», «Весёлые соседи», игрушки по теме «Живая природа»(10 штук), экологические модели понятий «живое», «растения», «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые» и др; развивающая игра Никитина « Точечки», модель замка с 5 ключами, блоки Дьенеша, 2 обруча, ширма, кукла Прин –

цесса;

раздаточный: блоки Дьенеша, квадраты Воскобовича, открытки или кар-

тинки по теме « Живая природа».

Ход деятельности.

1 часть. Освободите принцессу.

Цель. Развивать логическое мышление, упражнять в порядковом счёте в

пределах 10, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Воспитатель привлекает внимание детей к плану замка и рассказывает,

что в некотором царстве, некотором государстве жил-был Король, у кото-

рого была красавица дочь. Однажды к ним пришла большая беда: небо по-

темнело, из-за туч вылетел Змей Горыныч, подхватил Принцессу и унёс в

свой замок. Хотите помочь освободить Принцессу? Тогда в путь! (Напом –

нить о взаимопомощи, совместных действиях, внимании и т.п.)

В. Итак , перед нами план замка Змея Горыныча (см .Приложение №1).

В замке несколько башен .Сколько их? (Девять).

Назовите, какого цвета каждая башня? (Ответы детей).

У каждой башни, кроме одной, знаки написаны по определённому правилу.

Принцесса находится в той башне , где это правило нарушено.Определите

и назовите эту башню (Ответы детей : Правило нарушено в синей башне,

потому что на ней буква, а на других – цифры).

В. Какая синяя башня по счёту ,если считать от первой, чёрной влево?

Дети. Пятая

В. А если считать от чёрной до синей вправо? Дети. Шестая.

В. Чтобы быстрее добраться до синей башне ,где спрятана Принцесса,

в какую сторону от первой чёрной башни нам нужно идти? Почему?

Дети. Нужно пойти налево, т.к. нужная нам башня будет пятая по счёту,

а если направо ,то шестая .Пять меньше шести, значит путь будет короче.

В. Молодцы! Дорогу к Принцессе выбрали правильно. Но чтобы освобо –

дить Принцессу нужно пройти через все башни , стоящие на пути. Ключи

 можно получить, если ответить на все вопросы, выполнить все задания

и обязательно в пути помогать товарищам. Теперь ,  в путь !

Часть 2. Дни недели.

Цель. Закрепить представления о днях недели, их последовательности.

В. предлагает детям быстро ответить на вопросы:

*Сколько дней в неделе? Какой сегодня? Вчера? Завтра?

*Назовите первый день недели? Следующий за ним?

*Как называется день после вторника? Какой он по счёту?

*Как называется пятый день недели? Седьмой?

*Как называется день между пятницей и воскресением?

*А какой день недели у вас самый любимый и почему?

Молодцы, хорошо отвечали. Вот вам первый ключ .Вперёд, в путь!

Часть 3. Разноцветные фигуры.

Цель. Упражнять в умении классифицировать фигуры по форме, цвету,

размеру, толщине; находить общий признак и на этой основе объединить

фигуры в группы; развивать абстрактное мышление с помощью блоков

Дьенеша, используя эмпатию.

В. Перед вами плакат с разными фигурами (см. Приложение №2 ).

Задание- их нужно разделить на группы по разным признакам.

Чем фигуры отличаются друг от друга?

Дети. Они отличаются цветом, формой, величиной.

В. На сколько групп эти фигуры можно разделить оп форме?

Дети. На 3 группы : квадраты, круги и треугольники.

В. Молодцы! Кто догадается, как ещё по форме можно их разделить?

Д. Фигуры с углами и без углов ,т.е. на2 группы.

В. А как сгруппировать их по цвету?

Д. На две группы :5 фигур красных и 5 фигур зелёных.

В. По какому признаку мы ещё фигуры не делили?

Д. По величине не делили. Здесь тоже будет две группы: 8 фигур малень-

кие и 2 большие.

В. Но второй ключ получить не просто . Злые силы Змея Горыныча закол-

довали всех нас и превратили в геометрические фигуры. Чтобы расколдо-

ваться нужно рассказать( можно с помощью подсказок- символов) о своей

фигуре. Например, я – круг, синий, большой ,тонкий.

Ответы детей, затрудняющимся помогает сосед.

В. Молодцы, справились . Колдовство со всех нас снято и вам ключ от вто –

рой башни.

Часть 4. « Весёлые соседи».

Цель. Закреплять умение группировать по разным признакам всё живое,

упражнять в экологическом моделировании; определять взаимное  распо-

ложение предметов, упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10;

развивать пространственное воображение и мелкую моторику.

В. Ребята, посмотрите на пути у нас целая улица с домами (выставляется

модель улицы и10 игрушек: животные, птицы, растения ).(Прил. №3)

Рассмотрите её внимательно и ответьте на вопросы :

   * Кто живёт в этих домах?

   *Как можно назвать их всех вместе?

   *Какие признаки живого вы знаете? Назовите их и объясните, подобрав

экологические модели (Всё живое растёт, размножается, питается, движет-

ся, дышит ).

   * А если бы жильцы на этой улице захотели жить вместе, то на какие

группы вы бы их разделили? ( Дикие, домашние птицы и животные).

   *Кто с кем стал бы жить и почему? Сколько домов понадобилось бы?

А теперь ответьте : кто соседи у собаки? чей сосед петух? Кто живёт слева

от медведя? и т.п.

Внимательно рассмотрите номера домов на улице. Сколько их?

Педагог задаёт 3-4 вопроса на сравнение смежных чисел.(ответы детей)

Молодцы! Третий ключ совсем близко. Но коварный и хитрый Змей Горы-

ныч снова заколдовал вас ,но не просто, а парами(кто с кем сидит).

Теперь вы – растения , рыбы и т.д. Подберите экологические модели к сво-

им карточкам и снимите с себя волшебство. ( Дети работают в парах, объяс

няя свой выбор).

Все быстро справились с заданием – получите третий ключ.

Физминутка.

В. Ребята, посмотрите, перед нами широкая река. Чтобы попасть в следую-

щую башню, надо переправиться через реку. Проводится п/и «Море волну-

ется» (дети имитируют движения пловцов разными стилями ).

В. Но представьте, если бы не умели плавать, как бы мы справились с вод-

ным препятствием? ( ответы детей).

У нас есть « Волшебный квадрат».Может ли он нам помочь? Как? ( Дети мо-

делируют фигуру «Лодочка».) Молодцы, а теперь каждый получает по конфете (Дети моделируют фигуру « Конфета» и придумывают ей сказоч-

ное название).

В. Итак, мы снова на берегу, и вот новое задание.

Часть 5. « Считай правильно».

Цель. Развивать математическое мышление, упражнять в счёте и усвое-

нии нумерации.

В. Злой ураган мешает нам идти на помощь к Принцессе. Он дул с такой

силой, что сорвал и перепутал все номера домов на весёлой улице. Наша

помощь нужна и тут. Помогите, пожалуйста, разложить № домов по по-

рядку (Проводится развивающая игра Никитина « Точечки».)

Вот в награду и четвёртый ключ от башни.

Часть 6. « Умники и умницы».

Цель. Закрепить знания о природе, развивать внимание ,быстроту реак –

ции, сообразительность, находчивость.

   Вопросы к детям:

  1. Назовите зимние месяцы.
  2. Что не может жить без света, воды, воздуха? ( растения).
  3. Трава, которую назовёт даже слепой. (Крапива).
  4. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комар).
  5. Кто собирает яблоки спиной? ( Ёж).
  6. Назовите 3 перелётных птицы. (Ласточка , грач, скворец ).
  7. Какая ягода бывает чёрной, белой ,красной? (Смородина).
  8. Назовите дерево – символ России? ( Берёза).
  9. Когда вода летает? (Когда бывает снежинкой).

    10. Кто полгода живёт без обеда? (Тот, кто впадает в зимнюю спячку).

    11.Чем защищаются ёж? Волк? (иголками, клыками).

    12. Как разговаривает змея?( шипит), кузнечик? ( стрекочет).

    13. Где живёт лиса? ( в норе), волк? ( в логове).

    14. У кого детёныша называют щенком? (у собаки), жеребёнком?

         ( у лошади).

    15. Назовите признаки живой природы. (Живое дышит, движется, пи-

          тается, растёт, размножается).

 Молодцы! Вы – настоящие знатоки природы ! Теперь у вас 5 ключей.

Часть 7. « Подбери ключ к замку».

Цель. Учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов,

Развивать навыки самоконтроля.

В. Итак, у нас находятся 5 ключей; но к замку на башне подходит только

один. Определите , какой ключ откроет замок. Дети называют порядковый номер или его цвет, проверяют подходит ли он к замку.

Наконец дверь башни открыта, Принцесса свободна . Она очень рада и бла-

годарит всех за помощь. Сегодня, ребята, мы с вами ещё раз доказали прос-

тую истину, которую постарайтесь запомнить и понять :

   « Пусть зло на проделки хитро,

      Но всё ж побеждает добро!»  

ПРИЛОЖЕНИЕ.

   №1. План замка Змея Горыныча.

6

А

4

7

8

3

2

1

9

№2.

« Разноцветные фигуры»

№3. « Весёлая улица».

 

               №1               №2                      №3                №4                      №5            до  №10

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Поможем принцессе Ниточке"

Цель: Знакомство со свойствами ткани.Программное содержание: 1.     Учить определять свойства и качества тканей (мнется, намокает, растягивается, греет, не рвется).2....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Поможем принцессе»

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативная», «Развитие речи» с использованием ТРИЗ...

КОНСПЕКТ по ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ Тема: «Поможем принцессе».

Конспект по ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Цель:обобщение и закрепление полученных ранее знаний....

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе: Познавательное развитие ФЭМП. Тема «Поможем принцессе математики».

Образовательная деятельность проводиться во второй младшей группе по формированию математических представлений на тему «Поможем принцессе математики». Проводя образовательную деятельность,...

Интегрированное занятие по ПДД «Поможем принцессе Непоседе».

Пояснительная записка.Тема интегрированного занятия: «Поможем принцессе  Непоседе».Целевая аудитория: дети подготовительной группы 6 лет.Продолжительность занятия: 30-40 мин. Цел...

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем принцессе»

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе "Поможем принцессе"...

КВЕСТ-ИГРА (для детей старшего дошкольного возраста) «Поможем принцессе Логике»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, которые направлены не только дать детям знания об окружающем мире, а развить у детей умение дума...