Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений детей 5–6 лет с ОВЗ
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Еськина Валентина Геннадьевна

 Развивать основные мыслительные операции, внимание, память, зрительный  гнозис, тактильное восприятие, целостное восприятие, сенсорно-перцептивные действия, пространственный анализ и синтез, координацию в системе «глаз - рука», счётные навыки; обогащать элементарный математический словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений детей 5–6 лет с ОВЗ

Тема занятия: «Геометрические фигуры

круг, квадрат, треугольник.»

Задачи:

Образовательные: актуализировать и закреплять представления об основных признаках геометрических фигур круг, квадрат, треугольник; развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) на основе полисенсорного восприятия, а также используя приём наложения фигур друг на друга; развивать навыки порядкового счёта в пределах 5; закреплять оптико-графический образ цифр от 1 до 5 на основе зрительного восприятия и счёта; развивать умение составлять фигуры из нескольких частей.

Коррекционно-развивающие: развивать основные мыслительные операции, внимание, память, зрительный  гнозис, тактильное восприятие, целостное восприятие, сенсорно-перцептивные действия, пространственный анализ и синтез, координацию в системе «глаз - рука», счётные навыки; обогащать элементарный математический словарь.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности,  уважительное отношение к педагогу и детям, воспитывать потребность в речевом общении.

Оборудование:

Демонстрационный материал: изображения ёлки, медвежонка, паровоза без колёс, «колёса» (круги, квадрат, треугольник, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета, цифры от 1 до 5.

Раздаточный материал: тарелочки с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, тарелочки с разрезанными на части геометрическими фигурами, медвежонок и ёлочка (цветные изображения или игрушки) .

Ход занятия:

I. Оргмомент. Воспитатель обращает внимание детей на ёлочку, на которой расположены геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник:

- Дети, посмотрите, медвежонок уже начал подготовку к Новому году – украсил ёлочку. Давайте полюбуемся на зелёную красавицу! Чем же украшена ёлочка? (Геометрическими фигурами) .

- Вспомните название этих фигур, назовите, какого они цвета. (Жёлтый треугольник, красный круг, жёлтый круг, зелёный квадрат, синий треугольник) .

II. Основная часть. Работа с демонстрационным материалом.

 Игра: «Геометрическая мозаика».

Цель: формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах (форма, размер и др.), развитие словесно-логического мышления, развивать навыки порядкового счёта в пределах 5. Игра также развивает точность и избирательность восприятия, креативные способности, навыки конструирования, способность к ускорению деятельности.

Воспитатель обращает внимание детей на цифры от 1 до 5, написанные в центре каждой фигуры. Воспитатель просит одного из детей выйти к доске и «снять» с ёлочки геометрические фигуры и расположить их на доске в ряд слева направо в прямом порядке ведущей рукой.

Затем воспитатель производит выборочный опрос детей – счёт в прямом и обратном порядке.

Игра «Подбери колёса».

Цель: Закрепить умение соотносить  по форме  предмет  с  плоскостной фигурой; активизировать словарь прилагательных «круглый», «квадратный»,  «треугольный», развивать наглядно-образное мышление, зрительную память.

У детей на столах – тарелочки с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) .

- Дети, медвежонок очень хочет покататься на паровозике, но не может этого сделать. Как вы думаете, почему? (У паровоза нет колёс). Воспитатель прикрепляет к паровозику «колёса», среди которых круги, квадрат, треугольник.

- Теперь колёса у паровозика есть, но он всё равно не может тронуться с места. Почему? (Мешают квадрат и треугольник). Давайте поподробнее расскажем и покажем медвежонку, почему треугольник и квадрат невозможно использовать в качестве колёс для паровоза.

Затем воспитатель предлагает детям попарно сравнить фигуры – круг и квадрат, круг и треугольник, квадрат и треугольник. Дети находят соответствующие фигуры в тарелочках, сравнивают эти фигуры путём наложения друг на друга, обобщают в речи итоги сравнения.

- Молодцы, дети, вот теперь медвежонок сможет прокатиться на паровозике!

III. Физминутка.

IV. Работа с раздаточным материалом.

Игра : «Собери фигуру».

Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза,  целостность восприятия.  

- Дети, у медвежонка произошла небольшая неприятность: он наряжал ёлку и не удержал в своих лапках ёлочные украшения. Посмотрите – от фигур остались лишь части. Давайте поможем медвежонку собрать части фигур.

Выполнение детьми предметно-практических действий по составлению геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) из частей. Анализ выполненных действий: «Какого цвета треугольник? Как называется фигура синего цвета? Из скольких частей состоит круг? »

VI. Упражнение : «Штриховка»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, устойчивости внимания, наглядно-действенного мышления.

Материал к заданию: лист бумаги, карандаши, трафареты геометрических фигур.

Воспитатель предлагает детям, используя трафареты (геометрических фигур), обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые.

VII. Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме и содержанию занятия (словесный отчёт детей о проделанной работе). Мотивированная оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы

Познавательно-развивающая игра по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы...

План-конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы по теме: «Скоро лето!»

Нод по закреплению математических представлений у детей подготовительной группы через игровые задания, связанные общей темой  "Лето". Занятие поводилось в конце мая....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Веселый цирк»

Развитие элементарных математических представлений, отношений, закономерностей; развитие зрительного восприятия с использованием специально подобранного материала....

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (тема: «Математический КВН»)

Программное содержание.Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения.Развивать смекалку, быстроту реакции.Закреплять умение самостоятельно делать выводы и умозаключения до...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет (сенсорное развитие).

Занятие построено в игровой форме и учит детей называть геометрические фигуры: круг, квадрат, их цвет; находить такую же фигуру на предмете. Дети закрепляют навык обследования геометрической фигуры пр...