Конспект занятия по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по программе Н.В. Нищевой
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Евгения Викторовна Зубенко

Тема " Животные жарких стран"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Животные жарких стран»

До начала занятия СЛАЙД 1

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного счета в пределах десяти. Закрепление представлений о составе числа ( числа «семь», «восемь», «девять», «десять»). Формирование умения решать задачу, пользоваться математическими знаками «-« и « =».  Совершенствование навыков распознавания геометрических фигур, создание изображений из них по заданной схеме, умения измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных короче, длиннее. Закрепление первичных представлений о площади предметов с помощью наложения или визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе.

Коррекционно - развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия и внимания, конструктивных навыков, творческого воображения, мелкой моторики.

Воспитательные задачи.  Воспитание положительного отношения у учебной деятельности, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование.  Магнитная доска, изображения героев мультфильма «Тридцать восемь попугаев», контейнеры с геометрическими фигурами, математическими знаками и цифрами, мягкий набивной удав,  отрезы ткани разных цветов, рабочие тетради и наборы цветных карандашей по числу детей, плоскостные изображения пальмы и бананов.

Предварительная работа.  Просмотр мультфильма «Тридцать восемь попугаев»; изготовление удава из набивного материала. Формирование умения сравнивать площади предметов с помощью наложения или визуально.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент. Упражнение «Угадай сказку».  Совершенствование навыков распознавания  геометрических фигур, создания изображений из них по заданной схеме. Развитие зрительного восприятия и внимания, конструктивных навыков.

( Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их магнитной доске. Он помещает на доску изображения героев знакомого мультфильма, а рядом с доской ставит контейнер с геометрическими фигурами и мелкими деталями.)

ВЫХОД ДЕТЕЙ ПОД МУЗЫКУ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «38 ПОПУГАЕВ».

(садятся за стол)

СЛАЙД 2

Педагог. Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран. Вы узнали, из какой сказки эти герои?

Дети. Это герои мультфильма «Тридцать восемь попугаев».

СЛАЙД 3

Педагог. Правильно. Сейчас вы будете работать в парах. Вам необходимо  сложить портрет слоненка из плоскостных геометрических фигур.  (Дети выполняют задание).

Педагог. Какие фигуры вы использовали для составления портретов?

( дети перечисляют названия геометрических фигур, из которых составлены портреты героев мультфильма.)

Педагог. У вас очень хорошо получилось!  Я вами горжусь!

СЛАЙД  4

Упражнение «Самый длинный удав».  Совершенствование умения измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных короче, длиннее. ( Педагог приглашает детей в центр группового помещения)

Педагог. Вспомните, в чем измеряли длину удава герои мультфильма.

Дети. Они измеряли длину удава в попугаях, мартышках и слонах.

Педагог. Почему удав сказал, что в попугаях он длиннее?

Дети. Попугай маленький, у него короткий шаг, поэтому он сделал тридцать восемь шагов. Мартышка больше попугая, у нее длиннее шаг, поэтому она сделала пять шагов. Слоненок самый большой, у него самый длинный шаг, поэтому он всего сделал два шага.

Педагог. Но разве длина удава менялась?

Дети. Нет, длина не менялась. Просто его измеряли разными мерками. Чем меньше мерка, тем больше количество мерок. Чем больше мерка, тем меньше количество мерок.

Педагог.  Давайте и мы измерим длину удава. Чем же измерить длину удава? Он такой длинный!

Дети. Можно измерить длину удава шагами.  (Педагог ставит контейнер с метками).

Педагог. Измерьте длину удава шагами, отмечая каждый шаг меткой.

(дети выполняют задание).

Дети. Длина удава четыре шага. (Педагог убирает удава и метки и оценивает работу детей).

СЛАЙД 5

3. Игра «В кукольной мастерской». Закрепление первичных представлений о площади предметов. Формирование умения сравнивать площади предметов с помощью наложения или визуально, путем сопоставления занимаемого ими места на столе.

(Педагог приглашает детей в центр экспериментирования и раскладывает на столе перед ними четыре куска ткани.)

Педагог. Я собираюсь сшить героев мультфильма «Тридцать восемь попугаев» из ткани. Как вы думаете, какую по цвету ткань я приготовила для каждого из героев?

Дети. Для удава вы приготовили зеленую ткань, для слоненка - серую, для мартышки – коричневую, для попугая – желтую.

Педагог.  Давайте сравним эти отрезы ткани по размеру. Как вы это сделаете?

Дети. Мы  наложим отрезы ткани друг на друга.

Педагог. Какой отрез ткани самый большой на вид?

Дети. Самый большой отрез зеленого цвета.

Педагог.  Наложите на него другие отрезы по очереди.

(Педагог приглашает по одному воспитаннику к столу для каждого выполнения задания)

Дети. Серый отрез ткани укладывается на зеленый два раза, значит, серый отрез меньше зеленого.  Коричневый отрез ткани укладывается на зеленый отрез четыре раза, значит коричневый отрез тоже меньше зеленого отреза. Желтый отрез ткани восемь раз укладывается на зеленый отрез, значит, и желтый отрез меньше зеленого отреза.

Педагог. Все верно, ребята! Вы замечательно справились с заданием. 

СЛАЙД 6

А сейчас мы продолжаем наше путешествие. Попугай из одноименного мультфильма передает вам огромный привет и просит вас выполнить для него пальчиковую гимнастику. Я попрошу вас всех надеть улыбочки и  встать около своих мест.

4. Пальчиковая гимнастика  «Зеленый попугай».

Развитие ручной и тонкой моторики, координации речи с движением.

( Педагог  пройти в центр зала и встать в круг и сделать знакомую гимнастику.)

Попугай зеленый Жак

Носит с фалдами пиджак,

(дети показывают обеими руками длинные фалды за спиной)

Носит желтую манишку

(Похлопывают себя по груди обеими руками)

И пушистые штанишки.

(Похлопывают себя по бедрам обеими руками)

Он летает, он считает,

Он болтает, он читает.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, произнося глаголы и слово «мастак».)

Попка – вовсе не дурак!

(Ставят руки на пояс.  Выполняют ритмичные прыжки на носочках)

5. Работа в тетради. Упражнение «Самый вкусный банан».   Совершенствование навыков счета в пределах десяти. Закрепление представлений о составе числа. Совершенствование  навыков ориентировки на бумаге в клетку. (Педагог приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и карандаши.)

Педагог.  Мартышка решила угостить своих друзей бананами. Рассмотрите,  какого цвета банан у мартышки.  А какая цифра указана на банане, который держит мартышка.  Мартышке нужна помощь. Найдите  пару бананов, на которых указаны  числа составляющие число на раскрашенном банане и раскрасьте их в такой же цвет.

Дети. В зеленый цвет мы раскрасим бананы с цифрами «5» и «3». Дети выполняют задание.

 Далее,  необходимо записать  недостающее число в квадратике  ниже и поставить необходимый между числами знак.  

Педагог. Теперь необходимо записать данное выражение ниже в тетради в клеточках. Какой выражение вы запишите ниже?                                           5+3=8

(Педагог оценивает работу и собирает тетради.)

ГИМНАСТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Педагог. Ребята, сейчас я хочу, чтобы ваши глазки немного отдохнули. Сядьте пожалуйста поудобнее и выполняйте то, что будет показано на экране.

6. Игра «Составим задачу».  Формирование умения составлять условие и ставить вопрос к задаче.

Педагог. Давайте пробуем составить задачу о бананах.  Мы с вами вместе сейчас посчитаем  сколько всего бананов на пальме? Я показываю, вы громко называете вслух цифру, все вместе.  Готовы?

Дети. На пальме всего десять бананов.

Педагог. Сколько из них зеленых бананов?

Дети. Четыре банана из них зеленые.

Педагог.   Давайте опять вместе сосчитаем зеленые бананы. Я показываю вы громко и дружно вслух посчитаете. Как вы думаете, мы будем составлять задачу сложение или вычитание?  Мы будем составлять задачу на вычитание.

( отвечает 1 ребенок).   А каким будет вопрос к задаче? «Сколько желтых бананов на пальме?». (Отвечает 1 ребенок)

Педагог. Кто из вас, ребята, сможет повторить условие и вопрос к задаче.

Дети. Отвечает 1 ребенок. Соня.  На пальме всего десять бананов. Четыре банана из них зеленые. Сколько желтых бананов на пальме? Спасибо огромное!

Вы верно справились с заданием. Теперь самое время продолжить путешествие по Африке. Готовы ?  Дети. Да!!! Тогда в путь!

СЛАЙД 7

Физкультминутка «Путешествие в Африку»

(исполняется на мотив мелодии из мультфильма «Как Львёнок и Черепаха пели песню»)

1. Вышли дети погулять,

Порезвиться, поиграть.

По саванне идём

Жарким африканским днём.

Дети идут друг за другом 
по кругу.

2. Гордо голову задрав,

На ребят глядит жираф.

Как жираф, мы пойдём

Жарким африканским днём.

Дети идут на полупальцах, 
вытянув руки над головой.

3. Носорог-рог-рог идёт,

Бегемот-мот-мот бредёт.

Как они, мы пойдём

Жарким африканским днём.

Дети ползут «на четвереньках».

4. Антилопы лёгкий бег

Поразил сегодня всех,

Побежим мы бегом

Жарким африканским днём.

Дети легко бегут по кругу.

5. Утомила нас жара,

Возвращаться нам пора,

Песню мы допоём

И учиться вновь пойдём!

Дети через стороны 
поднимают руки вверх 
– 
вдох
, опускают вниз – 
выдох.

Идут на свои места.

Педагог. Делу время, а потехе час! У нас ребята осталось еще одно незавершенное дело.

7. Решение задачи. Формирование умения решать задачу, пользоваться математическими знаками « -« и « =». ( Педагог предлагает решить задачу всем вместе.)

 Педагог.  Мне нужен один помощник. Кто попробует записать решение задачи про бананы. Кто готов? ( Ребенок выходит к мольберту).

Дети. На пальме десять бананов. Поставим число «10». Их них четыре банана зеленые. Поставьте после числа «10» цифру «4». Нам нужно узнать, сколько желтых бананов. Если убрать зеленые бананы, то бананов станет меньше, поставим между цифрами знак «минус». После цифры « 4» поставим знак «=».

Педагог. Прочитайте запись.

Дети.  Десять минус четыре равно…

Педагог. Сколько желтых бананов? Отсчитайте по одному четыре от десяти.

(Педагог ставит после знака «=» цифру «6».

Дети. Десять минус четыре равно шесть.

Педагог. Сколько желтых бананов на пальме?

Дети. На пальме шесть желтых бананов.

Педагог. Замечательно. Вы решили задачу.

СЛАЙД 8

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог. Чему вы учились сегодня на занятии? Что вам было интересно делать?

Дети. Мы учились составлять и решать задачу, измеряли длину удава шагами, сравнивали отрезы ткани. Нам понравилось собирать портреты сказочных героев из мультфильма.

Педагог. И вы очень хорошо занимались сегодня. Поаплодируйте себе!  Наше путешествие подошло к концу.

 (Дети уходят под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Откуда хлеб пришел?»

Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания зерна и изготовлении хлебобулочных изделий....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...