КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы «Путешествие в мир часов»
план-конспект занятия по математике

Удоденко Наталья Григорьевна

Мы ежедневно сталкиваемся с понятием «время», «часы». Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. Формирование представлений о времени у дошкольников сложные процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода. Шаг за шагом, осваивая временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_mir_chasov.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 14

муниципального образования Темрюкский район

        

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

с детьми разновозрастной группы

«Путешествие в мир часов»

                                                                         

  Выполнила  Удоденко Н.Г.,  

                                                                          воспитатель МБДОУ ДС КВ № 14

г. Темрюк 2023 г.

Тема: «Путешествие в мир часов».

Дата проведения:

Образовательная область: ФЭМП

Цель: познакомить детей с историей часов.

Задачи.

Образовательные: расширить знания детей о разных видах часов, их роли в жизни человека; уточнить знания детей о времени; закрепить знания о геометрических фигурах, величине, цветовой гамме.

Развивающие: развивать зрительную память, умение делать выводы, излагать мысли.

Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, познавательный интерес.

Предварительная работа: внесение в группу и рассматривание часов;

разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения; чтение художественной литературы о времени.

Развивающая предметно-пространственная среда: мультимедийное оборудование, будильник, коробка, часы (наручные, карманные, настенные, настольные, песочные), иллюстрации с изображением часов, презентация «Какие бывают часы», клей, салфетки, альбом.

Используемые технологии. 

Информационно-коммуникационные технологии: презентация «Какие бывают часы».

Игровые:  дидактическая игра: «Назови часы».

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Тик так, тик так»,  подвижная игра «Часики тик-так, тик-так».

Список литературы: 

  1. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы// М. : Издательство «Ювента», 2004
  2. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени», ТЦ «Сфера», 2009
  3. Дыбина О.В. «Что было до …», М., ТЦ «Сфера», 2001 г.
  4. Дыбина О.В. «Неизведанный мир», М., ТЦ «Сфера»,2002 г.
  5. Дыбина О.В. «Рукотворный мир», М., ТЦ «Сфера», 2003 г.
  6. Дыбина О.В. «Творим, измеряем, преобразуем», М., ТЦ «Сфера»2002 г.
  7. Кобитина И.И. «Дошкольникам о технике», М., Просвещение, 1991 г.
  8. Соболева А.В. «Загадки – смекалки», Гном-Пресс,2006г.
  9. Сорокина А.В. «Дидактические игры в детском саду».

Описание содержания непосредственно образовательной деятельности:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть.

Ход деятельности.

Вводная часть. 

Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Дети:  здравствуйте.

        

Основная часть.

Мотивация.

 (В группе звенит звонок будильника).

Воспитатель: ребята, прислушайтесь, как вы думаете, что это за звук, откуда он? (Ребята находят коробку).

Дети: внутри коробки звенит звонок. Интересно, что это.

Воспитатель: на коробке надпись:

«Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать».

Что лежит внутри?

Дети: внутри  лежат часы. (Дети находят часы, рассматривают их).

Воспитатель: посмотрите, как много здесь разных часов. Что вы знаете и можете рассказать о часах?

Дети: по часам можно узнать время; они нужны, чтобы никуда не опаздывать.

Воспитатель: обратите внимание на их величину, форму, цвет, материал из которого они сделаны. Одинаковые ли они?

Дети: все часы разные: большие и маленькие, разного цвета, стеклянные, железные, пластмассовые, круглые и квадратные и т.д.

Воспитатель: ребята, а у вас есть часы? (Несколько положительных ответов). У Димы и Даши тоже есть часы, ребята носят их на руках, поэтому эти часы называются наручные. Чем они отличаются от других часов?

Дети: они меньше других часов и у них есть ремешок или браслет.

Воспитатель: посмотрите, а в нашей группе есть часы?

Дети: да, вот они (показывают руками).

Воспитатель: они, где расположены?

Дети:  они висят на стене (подходят к стене).

Воспитатель: значит, как мы про такие часы можем сказать, какие они?

Дети: настенные. А еще одни часы стоят на столе (подходят к столу).

Воспитатель: как называют их?

Дети: настольные. А на полке стоит будильник (подходят к полке).

Воспитатель: интересно, почему его так называют?

Дети: потому, что он всех будит и не дает опоздать на работу и в детский сад.

Воспитатель: правильно!

Воспитатель: садитесь поудобнее и внимательно слушайте и смотрите (просмотр презентации). Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время  по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и взлетев на забор, кричат «Ку-ка-ре-ку». Потом люди стали определять время по солнцу. Посреди  ровной площадки вбивали колышек. В солнечный день колышек отбрасывал   тень на площадку, расчерченную, как  циферблат современных часов. В течение дня тень двигалась, и по её положению люди определяли время дня. Солнечные часы показывали время только в солнечный день. В пасмурный день и ночью солнечные часы не работали. Как вы думаете, удобными ли были такие часы? Почему?

Дети: нет, эти часы показывали время только в солнечную погоду.

Воспитатель: такими часами люди пользовались недолго, на смену солнечным часам пришли водные, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но …прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны?  

Дети: в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель: тогда человек изобрел песочные часы. Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя. Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: нет, эти часы надо все время переворачивать.

Воспитатель: у нас в группе тоже есть песочные часы, посмотрите, они рассчитаны на 1 минуту. Как вы думаете 1 минута это много или мало? Сейчас мы и проверим, переворачиваем песочные часы.

Игра «Часики тик-так, тик-так»

(Дети играют ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Тик-так, тик-так, все часы идут вот так:

  Тик-так, тик-так, тик-так,  тик-так.

 (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

 Посмотри, который час: налево — раз, направо — раз,

 Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивайтесь в такт маятника.)

 Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Спину тоже разминаем, взад-вперёд её сгибаем.

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

 (Наклоны вперёд-назад.)

 Поворот за поворотом, то к окну, а то к стене.

 Выполняем упражненье, чтобы отдых дать спине.

Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.

 (Повороты корпуса вправо и влево.)

 Отдохнули мы чудесно, и пора нам сесть на место.

(Дети садятся.)

Воспитатель: ну как 1 минута это много или мало?

Дети: мало.

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок).

Воспитатель: а теперь 1 минута -  это много или мало?

Дети: много.

Воспитатель: ребятакак вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

Воспитатель: правильно, есть даже такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».   Кто знает пословицы о времени?

Дети:  «Всему свое время», «Всякое семя знает свое время», «Делу - время, потехе – час».

Воспитатель: ребята, посмотрите на экран. Существуют еще цветочные часы. Самые первые цветочные часы были созданы в Шведском городе Упсале. Циферблатом часов послужила цветочная клумба, а роль цифр исполнили разнообразные цветы, пробуждающиеся и засыпающие в определенное время.

Так же существуют башенные часы,  которые повесили на высокую башню. Каждый час эти часы бьют, и люди знают, который час.

Воспитатель: так же люди придумали такие часы, которые можно было повесить или поставить в каждом доме. Так и появились разные часы: настенные,  часы с кукушкой, напольные,  настольные, наручные, карманные, электронные, часы будильник.

Игра: «Назови часы».

Висят на стене – (настенные),

Стоят на полу – (напольные),

Стоят на столе – (настольные),

Носят на руке – (наручные),

Лежат в кармане – (карманные),

Стоят на камине – (каминные).

(Раздаётся бой курантов с изображением на экране мультимедийной установкиМосквы, Кремля, Спасской башни).

Воспитатель: ребята, что вы слышите?

Дети: мы слышим бой курантов.

Воспитатель: посмотрите на экран. Куранты - это самые большие и самые точные часы, по ним сверяют свои часы все россияне. А где они находятся?

Дети: на Спасской башне Кремля, в Москве.

Физкультминутка

Тик-так, тик – так, я привык делать вот так (взмахи руками , вдоль туловища)

Влево шаг ивправо шаг, тик-так, тик-так (шаг влево, шаг вправо)

Наклонились вниз тик-так (наклоны)

Встали руки вверх тик-так (руки вверх)

Приседаем и встаем, а теперь ко мне идем.

Воспитатель: ребята, а сейчас я хочу пригласить вас в нашу творческую мастерскую для изготовления часов.   Вы согласны.

Дети: да.

Воспитатель: какие чудесные часы у вас получились.

Заключительная часть.

Воспитатель: ребята, что нового вы сегодня узнали? Расскажите, как бы мы жили, если бы не было часов? Какие бывают часы? Для чего нужны часы? В следующий раз, мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в школу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в весенний лес»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы       «Путешествие в весенний лес»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие по городу Пяти чувств»

Целью данного мероприятия является уточнение и обобщение знаний детей о сенсорных возможностях органов чувств человека и упражнение их в использовании имеющихся знаний на практике, а также формир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в страну геометрических фигур».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Путешествие в страну геометрических фигур» с использованием развивающих игр. Интеграция образовательных областей: «По...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы на тему: "Билет на Луну"

Цель: закреплять умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия.Задачи:Образовательные:закрепить порядковый счет от 1 до 10;обобщить и закрепить знания о временах года, назыв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы «Числа и цифры 1–8. Знаки +,-»

Цели и задачи:образовательная область «Познавательное развитие»:• вызвать у детей интерес к изучению цифр и знаков с помощью игровой ситуации;• учить самостоятельно решать постав...