Сохранение психологического здоровья с помощью песочной терапии
консультация

Полякова Ольга Владимировна

Необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье. Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологически здоровый ребенок – это дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_doshkolnika.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольника

Необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье. Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением.

Психологически здоровый ребенок – это дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий.

 Многие родители загружены работой, учебой - вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности.

В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях обучать детей способам выхода гнева и саморегуляции поведения.

Одним из таких способов снижения всех этих состояний является песочная терапия.      Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей — вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Занятия с песком снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние и являются прекрасным средством для развития и саморазвития.

Мы используем на занятиях с ребятами сухой песок и кинетический песок.

Упражнения с сухим песком

Упражнение «Добрый день, Песчинка»

Цель: снять напряжение.

Психолог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:

- касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;

- сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;

- касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;

- перетирает песок между пальцами, ладонями.

После тактильного знакомства с песком мы предлагаем ребятам рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».

Упражнение «Песочный дождь»

ЦЕЛЬ:- учить регулировать мышечное напряжение и расслабление;

- знакомить со свойствами сухого песка.

Педагог рассказывает от имени Песчинки: «В моей стране может идти необычный песочный дождь и дуть песчаный ветер. Это очень приятно. Посмотрите, как это происходит. (Показывает.) Вы сами можете устроить такой дождь и ветер». Дети медленно, а затем быстро сыплют песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свои ладошки.

Песчинка предлагает каждому ребенку закрыть глаза и положить ладошку на песок, расставляя пальцы. Взрослый сыплет песок на какой-либо пальчик, а ребенок называет этот пальчик. Затем они меняются ролями.

Кроме того, на сухом песке ребята очень любят рисовать, выкладывать различные фигуры из счетных палочек и других материалов. С интересом дети разыскивают спрятанные в песке «клады». Часто используют песочницу для сюжетных игр вместе с небольшими игрушками.

Упражнения с кинетическим песком

Кроме обычного сухого песка в детском саду есть и кинетический песок. Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, поэтому его еще часто называют волшебным, космическим. Кинетический песок по внешнему виду напоминает обычный песок, но он не пачкает рук и может принимать любую форму.

Дети с удовольствием устраивают дождь из кинетического песка, перебирают его руками, оставляют отпечатки различными штампами, прячут клады. Песок очень пластичный, что позволяет лепить из него, строить башни и крепости.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются")

Игры с песком можно проводить и в домашних условиях. Что же для этого необходимо?

Самой подходящей ёмкостью может служить ящик, не пропускающий влагу, например, из пластика или дерева. Для того чтобы предотвратить высыпание песка на пол, необходимы бортики.

Далее, нужно уделить особое внимание песку, которым будет наполнена песочница. В целях безопасности его необходимо просеять, а затем прокалить. Когда песок будет подготовлен, необходимо заполнить им песочницу на 2/3 объёма. Песок можно заменить манной крупой.

Что касается игрушек, которые будут применяться для игры в песочнице, то стоит отдать предпочтение предметам из природного материала: веточкам, ракушкам, камушкам. Также подойдут игрушки из моющихся материалов, которые позволят превратить занятия с песком в увлекательные ролевые сюжеты.

Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных группДанная программа составлена для  детей 5- 6 лет, старшей в...

Проект "Сохранение психологического здоровья детей средствами арт- терапии"

Проект создан в соответствии с  темами   недели в старшей группе программы "Детство"...

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапии".

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапия"....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Сохранение психологического здоровья педагогов с использованием элементов песочной и музыкотерапии.

Как известно, одной из главных задач ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление психофизического здоровья детей. Но о здоровье педагога мало кто беспокоится и это неправильно.Будет здор...