Возвращение страусёнка домой в Африку.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Коспект интегрированной деятельности детей старшего дошкольного возраста: (виды деятельности: познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, коммуникативная).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_cvetova_s.e._ishchenko_zh.g..doc143 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта интегрированной деятельности. 2012 г.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ СТРАУСЕНКА ДОМОЙ - В АФРИКУ»

(виды деятельности: познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, коммуникативная)

Старшая   группа

Воспитатель - Цветова С. Е.

Муз. руководитель - Ищенко Ж.Г.  

Пояснительная записка

Место  НОД в образовательном процессе:

Интегрированная деятельность «Возвращение Страусенка домой - в Африку»  является  одной из форм  работы в НОД по теме «Животные жарких континентов» в старшей  группе.

Данная тема рассчитана на две недели: 1-я неделя посвящена части света - Африке, 2-я неделя  - Австралии. Соответственно представленная интегративная деятельность проводиться в первую неделю, в период ознакомления с Африкой и служит как для расширения и обогащения, так и для закрепления и уточнения определенных представлений о фауне Африки.

            Данная НОД построена  на основе интеграции  следующих видов деятельности:

познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, коммуникативной.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением жарких зон планеты.  
  2. Чтение художественной и познавательной литературы  об Африке и ее обитателях.
  3. Рассказ воспитателя  о пресмыкающихся, рассматривание моделей, просмотр иллюстраций о них
  4. Просмотр мультфильмов «Каникулы Банифация», «Король – Лев».
  5. Просмотр презентации «Хищники и травоядные»
  6. Дидактические игры «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Собери целое» (природные объекты).
  7. Экспериментирование с красками: получение оранжевого цвета, оттенков желтого цвета.
  8. Исполнение  на детской трубе ритмических рисунков, изображенных на ритмических карточках

Последующая  работа:

  1. Совместная деятельность по изготовлению альбома «Кого мы встретили в Африке»
  2. Беседы об особенностях приспособления обитателей Африки к природным условиям
  3. Лепка «Жители африканской саванны»
  4. Конструирование из бумаги «Мое любимое африканское животное»
  5. Изготовление и игры с макетами «Пустыня», «Саванна», «Джунгли»
  6. Игра «Да – нет» - упражнение в составлении загадок об обитателях разных климатических зон  Африки с опорой на мнемотаблицу.
  7. Отгадывание загадок об обитателях Африки
  8. Дидактические игры «Животные Африки и их детеныши», «Расскажи кто, что делает»
  9. Разучивание танца «Слоненок».  
  10. Сюжетно-ролевая игра «Путешественники»
  11. Викторина «Жаркая Африка»

Список методических пособий:

  1. Гербова В. В.  «Развитие речи в детском саду», Москва, Мозаика-Синтез, 2005 г.
  2. Детский сад: будни и праздники/ Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/сост. Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА_ ПРЕС, 2006 г.
  3. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7лет, составитель В.В. Гербова, Москва, Оникс, 2005г.
  4. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования». Педагогическое общество России, Москва, 2005 г.
  5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, Мозаика Синтез, 2006 г.
  6. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007 г.

Примечания авторов:

  1. НОД составлена с учетом возрастных особенностей данной группы детей, при проведении его с другими детьми  возможно усложнение или упрощение содержания работы, в зависимости от особенностей дошкольников.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ СТРАУСЕНКА ДОМОЙ - В АФРИКУ»

ЗАДАЧИ:        

Обучающие:

Познавательно-исследовательская деятельность.

  1. Освоение представлений о частях света в процессе организации путешествия по карте -  в Африку.  
  2. Расширение кругозора детей, за счет обогащения и уточнения представлений о представителях фауны Африки, живущих в разных климатических зонах: в пустыне, в саванне, в джунглях (внешний вид, характерные особенности)
  3. Формирование  умений устанавливать причинно-следственные связи между  средой обитания и внешним видом, строением животного (на примере верблюда).

Продуктивная деятельность.

  1. Формирование умения смешивать краски для получения разных  цветов и оттенков (оранжевого,

      горчичного цветов и светло-желтого оттенка желтого цвета) при рисовании песчаных барханов  

      африканской пустыни.

 Музыкально-художественная деятельность:

  1. Поощрение стремления к музыкально-ритмической импровизации, пониманию особенностей образов животных  африканской саванны;
  2. Побуждение детей запоминать название музыкального инструмента труба, различать его тембр, точно передавать ритмический рисунок по схеме, в процессе ознакомления особенностями поведения слона.

 Коммуникативная деятельность.

  1. Совершенствование умения, опираясь на мнемотаблицу, грамотно формулировать вопросы о

       характерных особенностях животных африканских джунглей: согласовывать   слова  в

       предложении, употреблять слова в соответствие с их точным смыслом.

Развивающие:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Развитие познавательной инициативы детей, памяти, логического мышления, воображения  способности рассуждать и давать адекватные причинные объяснения в ходе исследования  Африканского материка.  

Продуктивная деятельность:

  1. Развитие эстетического восприятия, способности  созерцать красоту красок африканской пустыни при рассматривании слайдов с ее изображением.              

Музыкально-художественная деятельность:

  1. Способствование  углублению целостного музыкально-эстетического восприятия песни веселого характера про жирафа.

Коммуникативная деятельность:

  1. Обогащение  речи  детей за счет использования слов, характеризующих Африку: материк, пустыня, барханы, оазис,  саванна,  джунгли;  и ее обитателей.
  2. Развитие понимания образного  выражения «корабль пустыни»

Воспитательные:

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Воспитание интереса к путешествию, как форме познания окружающего мира.
  2. Воспитание  уважительного отношение к собесед нику, его мнению в процессе путешествия по Африке, в ходе коллективной работы по «заселения» карты африканского материка.

Коммуникативная деятельность:

  1. Побуждение к проявлению толерантности при заслушивании вопросов о животных джунглях, сформулированных другими детьми с разным уровнем развития речи; развитие навыков общения.    

Продуктивная деятельность:

  1. Воспитание уважительного отношения к результатам продуктивной деятельности друг друга, желания оказать помощь товарищу, с его согласия,  если она ему потребовалась.                   

 Музыкально-художественная деятельность:

  1. Воспитание доброжелательных взаимоотношений друг с другом, в процессе  музыкально-ритмической импровизации образов животных саванны.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:      

Наглядные:  игровой момент с появлением персонажа театра марионеток,  рассматривание схем, с 

                       символами, характеризующими птиц;  рассматривание карты африканского материка,              

                       просмотр презентации;  показ воспитателем способа смешивание красок, показ ребенком

                       способа смешивания красок; рассматривание  ритмических карточек; рассматривание  

                       мнемотаблицы.

Словесные: создание педагогом воображаемой  ситуации,  рассказ воспитателя, художественное слово,

                      проблемные и уточняющие вопросы, поощрения, объяснения, индивидуальные ответы,  

                      организация обсуждения; слушание «Песни про жирафа» в исполнении Ю. Чичкова.

Практические:  логическая игра «Что верно?»; собирание карты Африки по типу пазлов;   рисование  

                           песчаных барханов путем смешивания красок; имитация  действий езды на верблюдах,

                           упражнение на развитие  чувства ритма «Слоны трубят в трубу», музыкально-игровое

                           упражнение «Животные саванны»; игра «Да – нет»; заселение карты Африки

                           животными.                

 

 МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. картонное яйцо; персонаж театра марионеток – Страусенок; схемы с  символами, характеризующими птиц; карта  Африканского материка;  гуашь, кисти, альбомные листы с нанесенным на них  воском изображением обитателя пустыни; ритмические карточки, мнемотаблица для игры «Да -  нет»;
  2. проектор, экран, презентация «Здравствуй, Африка!»; 3 мольберта; магнитофон, СD –диски (с записями  музыки из мультфильма «Каникулы Банифация»; запись шума воды; звуки диких животных: крик слона, рев льва; «Песня про жирафа» Ю. Чичкова в  записи большого детского хора; сингл к мультфильму «Король – Лев»; песня «Зверобика» Б. Савельева).

Время

Ход деятельности

Возможные ответы,

действия детей

3

минуты

(Воспитатель приносит завер нутое в покрывало картонное  яйцо).

Воспитатель.

-  Как вы думаете, чье это яйцо? Кто мо жет появиться из него? Какие животные откладывают яйца?

(Ответы детей сопровождаются показом схематических изображений. Дети рассматривают предста вителей каждого вида.)

- Итак, крокодил и черепаха, ящерица и змея, и птица, — все они могут из яйца появиться!

(Раздается какой-то шум).

 (Яйцо разбивается, и из него выглядывает птенец- игрушка театра – марионеток Страусенок).

Птенец. Я недавно из яйца,

И похож я на птенца.

Что за птица моя мать?

 Где ее мне отыскать?

Я не гусь и не цыпленок.

Я веселый ….!

Воспитатель. (Воспитатель показывает на птенца).

- Это страусенок. Его папа — страус и мама — страусиха. У них насто ящая семья страусов.

(Проводится логическая игра «Что верно?». Дети слушают высказывания воспитателя и отмечают неверные. Например: «Все птицы имеют крылья. Страус— это птица, значит, у него есть крылья». «Все птицы имеют крылья. У бабочки есть крылья, значит, бабочка — птица»).

Воспитатель. Ребята, а где нам искать родителей  страусенка? Чтобы узнать точное место, нужно собрать из ос колков целое яйцо.

- Если скорлупки в яйцо соберем –

  место узнаем и карту прочтем.

(После  того, как дети собрали яйцо, воспитатель поворачивает его другой стороной – на ней нарисована карта Африки).

-  Да это же Африка! Жаркая Африка!

-  Давайте отвезем страусенка в Африку, ведь именно там обитают его родственники, а за одно мы с вами исследуем этот материк.

- На чем же нам туда отправиться?

- Чтобы быстрее добраться, предлагаю сеть на волшебный транспорт -  на ковер-самолет (воображаемая  ситуации).

- Садимся поудобнее, держимся крепко. Закрыли глаза и – полетели… Мы летим над лесами, горами – поднимите ноги,  чтоб не задеть; мы уже близко, пролетаем над морем – потрогайте рукой – какая теплая вода.

- Вот видна земля — берега просторные. Здравствуй, Африка! (Звучит музыка из мультфильма «Каникулы Банифация»).

-  Птицы, змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи.

Дети прислушиваются

-  Страусенок!

Дети смотрят на схему, которую показывает педагог (на ней изображены символы характеристик птиц), и доказывают, что страус — это птица (у него есть клюв, крылья, перья, он рождается из яйца

и т. п.).

Желающие выходят и собирают «скорлупки» от яйца (по типу пазлов, но при этом части целого фиксируются между собой)

- На самолете, корабле, и тд.

Дети выполняют действия в соответствие со словами воспитателя: поднимают ноги, чтобы не задеть «горы», «дотрагиваются рукой до воды».

7 мин

Воспитатель.

- Давайте посмотрим на карту (показывает на карту Африки, где цветом выделены 3 основные зоны: желтый - пустыня, светло-зеленый – саванна, темно-зеленый – джунгли).

-Ребята, каким цветом обозначена большая часть Африки?

- Что может означать желтый цвет?

- Вы правы, здесь находиться пустыня  (слайды

пустыни). Пустыня  от слова «пусто», «пустынно». В пустыне очень жарко и много песка. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.

- А наш страусенок мог бы жить в таком жарком месте?

- Кто тогда может жить в пустыне?

- Посмотрите (воспитатель показывает на лежащие, на столе белые листы бумаги с нанесенным на них изображением обитателей пустыни, сделанные воском), все обитатели пустыни спрятались от наших глаз за песчаными барханами. Барханы – это холмы сыпучего песка, навеянные ветром.

- Какого цвета песок в пустыне?

- Цвет песка меняется в зависимости от времени суток (слайды с изображением барханов в разное время суток).

- Рано утром он светло-желтый,  днем желтый, во время заката оранжевый, а вечером горчичного цвета.

- Предлагаю вам раскрасить барханы разными оттенками желтого цвета и тогда все обитатели пустыни найдутся.

- Кто покажет нам, как получить  светло-желтые оттенок песка?

- Кто вспомнит, как можно получить  оранжевый цвет?

- А я вам открою секрет того, как получить горчичный цвет песка. К желтой краске я добавлю  немного коричневой (воспитатель показывает на мольберте способ смешивания красок). Вот   таким, горчичным цветом, песок становится вечером.

-  Кто хочет найти обитателей пустыни, присоединяйтесь ко мне (воспитатель берет лист бумаги с нанесенным на него  воском изображением обитателя пустыни, и раскрашивает барханы). Смотрите, кто появился  на песке вечером?

-  Интересно, а у вас, кто?

(Во время продуктивной деятельности воспитатель выступает в роли партнера в деятельности, принимает участие в обсуждении, того, как получить нужный  цвет, дает советы). 

(По окончании продуктивной деятельности, воспитатель акцентирует внимание на работах детей).

-  Давайте, посмотрим, кто же живет в африканской пустыне.

- Скажите, а кто самый большой житель пустыни?

(на экране появляется слайды с изображением верблюда)

- Верблюда называют «кораблем» пустыни. Почему, как вы думаете?

- Да, верблюды перевозят тяжелые грузы, людей.  Это очень сильные и выносливые животные. 

- Песок очень горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?

- Почему их ноги не проваливаются в песок?

- Правильно, на ногах у верблюда имеются мозолистые подушки, они предохраняют его от ожогов и помогают ходить так, чтобы  “корабль пустыни” не проваливался в песок.  

- А почему у верблюда не ровная спина? Что это у него за горы на спине?

-Совершенно верно, на спине у верблюда горб в нем содержится жир, который верблюд перерабатывает в питательные вещества. Поэтому верблюд может не есть 10 и не пить 7 дней.

- А вот что мне нравится у верблюда – это его ресницы. Почему они у него такие длинные и густые?

- Благодаря этим приспособлениям верблюд является основным средством передвижения в пустыне.

- Как вы думаете, почему другие большие животные не могут жить в пустыне?

- Садитесь на верблюдов, поедем дальше.

(музыкальное сопровождение)

- Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Посмотрите впереди небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ слайда).

- Это – оазис, где вокруг источника воды или вдоль рек растут сады. Ребята, отдохнем у воды?!

(Релаксация «Волшебный сон»)

- Ну, вот передохнули, отправляемся дальше.

Дети  рассматривать карту Африки

-  Желтым

- Солнце, песок

Дети рассматривают слайды

- Нет.  Ему нужна вода, трава.

-Ящерицы,  змеи, верблюд  и др.

- Желтый, коричневый

Дети рассматривают слайды

-  Взять больше воды и немного желтой краски (показывает ребенок)

- Смешать красную и желтую краску (показывает ребенок)

- Черепаха

Дети рисуют и раскрашивают барханы, если требуется помощь товарищу, то с его  согласия помогают ему;  обмениваются мнениями по поводу того, какой цвет у них получился, и  как они получили нужный цвет песка, рассказывают, какой обитатель пустыни появился на их листе.

- Верблюд, черепаха, змея, ящерица,  и т.д.

- Верблюд

Дети рассматривают слайды

- Ходит  плавно, как корабль. Перевозит людей, грузы  через пустыню.

- Копытами

- На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку

- На спине у верблюда горб

- Чтобы песок не засыпал глаза.

- Не могут переносить жару, им в пустыне нечем питаться

Дети имитируют действия езды на верблюдах

Дети рассматривают слайды

- Да, отдохнем

Дети лежат на ковре, слушают звуки воды.

7

минут

Воспитатель.

- Впереди - Африканская саванна, она на нашей карте обозначена бледно-зеленым цветом: здесь высокая трава и мало деревьев (слышаться звуки диких животных: крик слона, рев льва).

Музыкальный руководитель.

- Собрались в  Африканской саванне разные животные, вы кого-нибудь узнали?  

 -  Кричит на всю саванну слон.

    Трубит о том, что рядом он.

(показ слайда с изображением слонов).

- Слон трубит хоботом. А хобот - это что?

Упражнение на развитие чувства ритма «Слоны трубят в трубу»

-  А вы можете повторить крик слона?

- Звук, какого инструмента похож на голос слона?

- Верно, но у нас настоящей трубы нет, а есть только детские музыкальные инструменты. Кто хочет на них поиграть?

- А помогут нам ритмические карточки, ведь песенка у каждого слона своя: у папы – слона, у мамы – слонихи и их маленького  слоненка.

-  Кроме слонов, есть и другие обитатели саванны.  Хотите еще о ком-нибудь узнать?

- Тогда слушайте внимательно песню, о ком она.

-  Вы догадались, про кого пелось в песне?

- А кто из вас  видел, как он выглядит?

(появляется слайд с изображением жирафа)

- Да внешний вид жирафа необычный, а его яркий окрас создает хорошее настроение  у всех, кто смотрит на него. Наверное, именно поэтому композитор Юрий Чичков написал такую радостную песню про жирафа.

- Какое настроение она вызвала у вас?

- В какой части песни, музыка звучит радостнее, ярче?

- Молодцы, в этой песне припев звучит задорно, а куплет более сдержанно. Но в целом песня создает хорошее настроение.

- А что может быть лучше, если все живут в мире и согласии. Помните, как мы смотрели мультфильм «Король - Лев», где все животные подружились. Давайте превратимся в животных саванны и подружим их. 

Музыкально-игровое упражнение «Животные саванны»

(Звучит сигл из мультфильма «Король – Лев»)

На экране меняются слайды с изображениями обитателей саванны.  

        

        

(После выполнения упражнения появляется Страусенок)

Воспитатель.

- Вот страусенок,  сколько здесь разных животных  и все они твои друзья.

Музыкальный руководитель.

-  Дети, а вы  заметили, что среди животных были и страусы?

Страусенок.

- Значит здесь моя семья, здесь мой дом. Я живу в Африканской саванне.

Воспитатель.

- Страусенок,  теперь мы за тебя спокойны, и ты можешь оставаться со своими родителями. А мы  можем отправиться дальше.

- Слон, лев

Дети рассматривают слайд

Хобот - нос слона

- Да

- Труба

Желающие дети по очереди (2-3 ребенка) исполняют на детской трубе ритмический рисунок, изображенный на карточках

- Да

Дети слушают в записи большого детского хора «Песню про жирафа» Ю. Чичкова  

- Да,  в ней пелось про жирафа

- У жирафа длинная шея, он в пятнышках.

- Радостное, веселое, приподнятое

- В припеве

Дети встают  в круг

Дети выполняют действия, демонстрируя особенности поведения и характера обитателей саванны (слон –соединяют руки ладошками впереди, нагибаются, изображая хобот; лев – сгибают руки в локтях, напрягают пальцы, изображая когти, двигаются пружинящим шагом; зебра – прямой галоп;  крокодил –  прямые руки впереди изображают пасть, пальцы – зубы, пасть открывается и закрывается; страус – руки сзади хвостиком, идут, высоко поднимая колени).  

- Да

6

минут

Воспитатель. (Воспитатель показывает на карту)

- Вот мы попали в Джунгли – на карте они темно – зеленого цвета. Как вы думаете, почему?

 (слайды с изображением джунглей).

-Джунгли - это – густые, труднопроходимые  заросли различных  деревьев    

- А какие животные обитают в джунглях Африки, вы сможете угадать сами. Задавайте мне вопросы, на которые я могу ответить только «да» или «нет».  А подсказкой вам будет эта таблица (воспитатель показывает детям на мнемотаблицу: где символами даны подсказки,  про, что дети могут задать вопрос и получить ответ-отгадку). 

-  Захотите угадать цвет – вам поможет радуга.

- Захотите угадать, как двигается животное – вам подскажет веселый бегущий человечек

- захотите угадать то, чем питается – вам поможет косточка и фрукт  (проводиться игра «Да - нет»).

-Начинаем:

(Учитывая трудности, которые испытывают дети при постановке вопросов, уместно брать только 2-х животных)

- Это животное джунглей (обезьяна)

- Это  животное (леопард)

(В процессе игры воспитателем отмечается правильность постановки вопроса).

После каждого отгаданного животного воспитатель говорит о  его особенностях.

-  В свободное время, если захотите, можете позагадывать загадки друг другу и об остальных обитателях Африки.

- Там много деревьев

Дети рассматривают слайды.

Дети задают вопросы и отгадывают, кто обитает в джунглях

2

минуты

Воспитатель.

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте подойдём к карте и отметим на ней животных населяющих Африку. (В случае, если не хватает времени, «заселение» карты Африки переноситься на вечернее время).

- Возьмите каждый по одной карточке и расположите животных в зависимости от места их обитания: кто в пустыне, кто в саванне, а кто в джунглях   (звучит песня «Зверобика» Б. Савельева)

- У нас с вами получилась настоящая карта животного мира Африки.

 - А почему вы не разместили на карту этих животных (лиса, медведь).

- Давайте попрощаемся с Африкой и её обитателями.

Пора возвращаться обратно в детский сад. Садимся на ковёр – самолёт и полетели… (музыкальное сопровождение).

 - Понравилось ли вам путешествие?

 - Чем запомнилась Африка? Что бы вы еще хотели о ней узнать?

- Я предлагаю, в свободное время, сделать на память альбом – нарисовать всех животных, которых мы увидели с вами в Африке. Вы согласны?

Дети выбирают по одной карточке с обитателем  Африки и прикрепляют ее на карту (на липучку)

- Они  не приспособлены к условиям жизни в Африке.

Дети делятся впечатлениями от путешествия

Дети высказывают свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы с нарушением зрения. Тема: «Возвращение Колобка домой»

Благодаря игровой форме проведения занятия, повышается  активность детей на занятии;  желание помочь колобку  объединяет детей, лучше усваиваются знания и умения, полученные ранее. Сюже...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей средней группы "Возвращение Мишки домой"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений  в общеразвивающей группе детей 4-5 лет №2. Тема: «Возвращение Мишки домой».Цель. Формировать обоб...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Возвращение пингвиненка домой"

Конспект непосрдественно образовательной деятельности расчитан на детей старшего возраста.  Данный материал поможет  воспитателю познакомить детей с  Антарктидой и ее обитателях....

Конспект НОД по ФЭМП Тема: «Возвращение бельчонка домой» (средняя группа)

Конспект НОД по ФЭМП,в средней группе на тему: «Возвращение бельчонка домой»....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Возвращение бельчонка домой»

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми средней группыТема: «Возвращение бельчонка домой»(образовательная область «Формирование элемента...

Конспект НОД «Возвращение барашка домой»

Конспект НОД разработан в соответствии с ФГОС ДО комплексно-тематическим планированием к образовательной программе МАОУ «СОШ №10» дошкольных групп.Интеграция образовательных областей, пред...