Проектные технологии как средство музыкально-эстетического воспитания детей.
проект по музыке (старшая группа) по теме

Лавлинская Наталья Витальевна

 

Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnye_tekhnologii.doc112 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Проектный метод - как средство повышения качества музыкально-эстетического воспитания детей

Проект «Сказка в музыке»

 

        Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня. 

        Понимание дошкольного образования как активизации работы души ребёнка заставляет нас искать новые пути приобщения дошкольников к произведениям мировой и художественной классики, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих решению этой проблемы, является проектный метод, использование которого предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта. Кроме того, использование проектного метода в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников способствует развитию образовательного учреждения, гармонизации отношений педагогов, воспитанников и их родителей.

        Давно доказано, что именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливается тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, постоянно расширять их представление о красоте музыки, живописи и поэзии. Важно включить в этот процесс и родителей, которых необходимо убедить, что только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкально-эстетическом и художественном образовании детей. Работа с родителями – одно из важных направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Родители, хорошо зная своего ребёнка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его произведениями искусства, постоянно обогащать впечатлениями, используя такие средства воздействия как слушание музыки, чтение книг, рассказывание сказок, рассматривание репродукций картин и т.д.

        В соответствии с задачами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, нужно научить детей  слышать, видеть, понимать. 

        Взаимодействие различных видов искусства (музыка-живопись, музыка- литература, литература-живопись и др.) и художественной деятельности детей  в едином образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения даёт больше возможностей и открывает новый путь в ходе реализации проектного метода. Особенно популярным становится детский театр. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое и предоставляет для тёплой встречи своё «компромиссное пространство» Об общности детской игры и театра говорить излишне. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты и сцены из окружающей действительности.

        Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста.

Проектный метод в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников

        Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию.  Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

        В  развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

        Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:        

        1) постановка цели;

        2) поиск форм реализации проекта;

        3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе         тематики проекта;

        4) организация развивающей, познавательной, предметной  среды;

        5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

        6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой,         поисковой и практической деятельности;

        7) работа над частями проекта, коррекция;

        8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

        Основная цель музыкально-эстетического проекта - формирование у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.

        Задачи:                                                                      

  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;
  • формирование музыкально-эстетического сознания;
  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;
  • обогащение словаря детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие  ассоциативного мышления;
  • активизация проявлений творчества.
  • развитие коммуникативности.

        Принципы реализации проектов: 

  • системность;
  • сезонность;
  • учёта возрастных особенностей;
  • интеграция;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

        Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой  сказки-игры. Это проекты:

        -  «Как играть с музыкой»:

        - «Игры-путешествия в различные сказки», связанные со звуком, цветом,                    эмоциональным настроением;

        В средней группе образное мышление ребёнка позволяет ему включиться в творческие проекты:

        - «Театр сказки» (придумывание сказки на основе музыкальных         интонаций и            художественных иллюстраций)

        -  театрализованные игры (по выбору);

        -  настольные театры.

        В старшей группе ребёнок способен находить общность эмоционального состояния образа в музыкальном произведении, в произведении изобразительного искусства и литературном произведении. Это возраст, когда начинает развиваться ассоциативно-образное мышление. Здесь можно использовать проекты:

        - «Встречи в музыкальной гостиной»;

        - «Времена года»

        -  музыкальная сказка (по выбору).

        В подготовительной группе задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять участии в таких проектах как:

        - «Путешествие в цветомузыкальное пространство»;

        - «Сказка в музыке».

        Названные проекты дают детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои  цели, задачи, формы работы. Работа по формированию у детей интереса к поиску, развитию творчества, инициативы, положительного отношения к занятиям начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, художественно-речевой деятельности. Для этого разрабатывается диагностический инструментарий отслеживания уровней музыкальности детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыке.

         В ходе реализации проекта используются перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.

        Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

        Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

        Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

        

 

                

Педагогический проект

«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

                                                                                Сугробы в сумерки упали,

                                                                                    На окнах выткалась парча.

                                                                                          Рисуя тени на рояле,

                                                                               Играет пламенем свеча.

 В уютной комнате все вместе

                                                                                  При этом маленьком огне

 Тихонько петь мы будем песни

 И сказки слушать в тишине…

        (А.Н.Майков)

Творческое название проекта:   «Изобразительная сила музыки»

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Аннотация проекта:

  • тип проекта: творческий, коллективный;
  • доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
  • направленность деятельности: воспитательно-образовательная,

               художественно-эстетическая;

  • число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),

                родители (20 человек), воспитатели (2 человека);

  • сроки проведения: 2005 – 2008 годы;
  • характер контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

 Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки  близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

 Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств,  дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

        Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

     Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Основные противоречия

  • между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
  • между требованиями  к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
  • между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
  • между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
  • между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.

Гипотеза проекта

        Если создать благоприятные условия для использования     сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

  • развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
  • выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
  • расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских  музыкальных инструментах).  

Цель проекта

        Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».

Задачи проектной деятельности

  • Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
  • приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
  • проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
  • разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.

Предполагаемые результаты

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Предмет исследования

педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей  старшей - подготовительной группы

Основные методы проекта

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной  литературы и нормативных документов по проблеме.
  • Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
  • Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
  • Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

Этапы реализации проекта

1. Концептуальный

(декабрь 2005)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её  актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов

2.Подготовительный

(январь-

февраль 2006)

Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка  планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик».

3.Вводно-диагностический

(март-май 2006)

Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования.

4. Внедренческий

(сентябрь 2006 –

апрель 2008)

Внедрение различных форм работы по  теме  «Сказка в музыке» в образовательное пространство  ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

5. Заключительный

(май 2008)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к  музыке  и музыкально-творческой активности детей.  Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта,

6. Итоговый

(июнь – август 2008)

Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по  теме  «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.

Модель организации работы по теме

«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ

Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое.

  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  • О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. -  М. 1999 г.
  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
  • Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
  • Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
  • Перспективное планирование.

2. Материально-техническое.

  • Комната сказки;
  • Театральная студия с оборудованной костюмерной;
  • Декорации, атрибуты;
  • DVD проигрыватель ;
  • Диски с музыкальными сказками;
  • Музыкальный центр;
  • Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
  •  Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах

3. Диагностико-дидактическое.

  • Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
  • Перспективный план работы кружка «Журавлик».
  • Творческие задания, направленные на:

        - формирование музыкального  и импровизационного творчества.

             - восприятие музыкального образа через синтез искусств.

  • Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.

Направление интеграции

Развитие речи:

  • расширение и систематизация словарного запаса;
  • совершенствование грамматической структуры речи;
  • развитие связной речи

Продуктивная

деятельность:

  • реализация впечатлений,

знаний, эмоционального состояния детей в театральной деятельности, инсценировании песен и сказок, изобразительном творчестве;

  • реализация коммуникативных навыков в совместной

        творческой         деятельности

Ознакомление с искусством и окружающим миром:

  • систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях
  • развитие познавательной мотивации и понимания прекрасного
  • формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение,

        экспериментиро -        вание,          обсуждение,          

Программно-методическое обеспечение:

-программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»;

-перспективное планирование кружковой работы кружка музыкальной сказки «Журавлик»;

-перспективное планирование интегрированных занятий;

-работа городской экспериментальной площадки «Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии»;

-использование здоровьесберегающих технологий

Взаимодействие участников процесса:

-личностно-ориентированный подход в обучении;

-вовлечение родителей в педагогический процесс;

-сотрудничество всех членов педагогического коллектива;

Диагностическая основа:

-исходная диагностика;

-промежуточная;

-итоговая

Содержание деятельности:

-музыкальные занятия разных видов; 

-игровая форма обучения;

-театральная деятельность;

-самостоятельная музыкальная деятельность;

-праздники и развлечения;

-подбор разнообразных музыкальных инструментов

Организация музыкально-предметной среды в ДОУ:

- театральная сцена с        оборудованной костюмерной и пошивочной мастерской с костюмами, декорации, атрибуты; 

- комната сказки с различными видами театра  и мини-сценой;

-музыкально-театральные уголки в группах;

-средства ТСО (DVD-проигрыватель,

музыкальный центр)

-подбор разнообразных музыкальных инструментов

«Сказка в музыке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

В статье рассматривается использование технологии проектов в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

Формы и средства музыкально-эстетического воспитания.

Консультация на  тему эстетического воспитания детей посредством музыки....

Музыкальный фольклор как средство музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем возрасте зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные, окружающие его. Это ...

"Игровые технологии,как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в рамках билингвального образования"

В своей практике при разучивании с детьми  татарских национальных песен, танцев, игр со словами, сталкиваюсь с тем, что   дети  из татарских семей не владеют родным татарским...