Интегрированное занятие "Путешествие по сказке "Садко"
план-конспект занятия (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

Жуковская Ольга Юрьевна

В данном занятии используются различные виды  деятельности, направленные на развитие музыкального вкуса, музыкальной памяти, танцевального творчества и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sadko_-_sayt.doc63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Путешествие по сказке «Садко»»

Цель: Приобщать детей к национальной музыкальной культуре.

Задачи:  

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • развивать чувство любви к народному творчеству;
  • способствовать духовному развитию детей;
  • углублять и закреплять знания о жанрах инструментальной и вокальной музыки: «марш», «танец», «песня»;
  • расширять словарный запас;
  • развивать музыкальную память, музыкальный слух;
  • закреплять теоретические знания о музыке;
  • обучать основам музыкальной грамоты;
  • развивать творческие способности детей;
  • способствовать овладению элементарной игрой на музыкальных инструментах.

Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация, безопасность.

Оборудование: осенние листочки на каждого ребёнка, плоскостные изображения животных, презентация сказочного леса, дуги, набивные мячи, скакалки, маска медведя, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа.

Знакомство с жанрами инструментальной и вокальной музыки, разучивание вокальных упражнений и песен на занятиях, знакомство с тембровой окраской различных музыкальных инструментов, знакомство с основами нотной грамоты и «ручными знаками».

Оборудование:

музыкальное пособие «Три кита», декорация «Машина времени», декорация «Морской берег» декорация «Подводное царство», гусли, народные музыкальные инструменты, костюмы персонажей «Морского царя» и «Садко», деревянная шкатулка, фонограмма, мебель раскрашенная под «хохлому», трон морского царя.

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель приводит детей в зал.

Воспитатель: Дети, вы любите сказки? А хотите сейчас отправиться в какую-нибудь сказку?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: А поможет нам в этом сказочная машина времени. Итак... Внимание! Давайте запрограммируем нашу машину. Повторяйте за мной:

                          Ты, машина, загуди,

                          Огоньками засвети,

                          Время наше поверни -

                          В сказку нас унеси!

Звучит музыка, антенны на машине времени начинают вращаться, сверкают огоньки. Свет в зале гаснет...

2.Основная часть:

Дети попадают в сказку «Садко». Перед ними открывается такая картина: декорация морского берега, вдалеке изображён уплывающий корабль, а на камне сидит Садко (музыкальный руководитель) и поёт русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку...» Увидав детей, Садко подходит к ним.

Садко:     Ой, вы, гой еси, добры молодцы,

                  Добры молодцы да красны девицы,

                 Низкий вам поклон от гусляра Садко,

                 Певца новгородского.

А откуда вы пожаловали? И одежда на вас диковинная, нездешняя?

Воспитатель: Здравствуй, Садко-гусляр, а приехали мы на сказочной машине времени из города Белгорода, детского садика №44.

Садко: Вижу, что вы люди добрые, и в беде помочь сможете.

Воспитатель: А что случилось с тобой? Мы с радостью поможем тебе, правда, ребята?    

Дети: Конечно, поможем.

Садко: А случилося-приключилося со мной горе-горькое. Возвращался домой я с дружиною на своём корабле из чужих земель. Да попали мы в бурю лютую, то прогневался на меня царь морской. Чтоб спасти людей, я отправился в царство грозного владыки морского. Веселил, потешал его сколько надобно, полюбил он слушать рассказы мои песенные да гусли мои звончатые. Много ль времени прошло - не ведаю, только затосковал я по Родине, по друзьям своим испытанным, стал просить царя отпустить меня.

Вот теперь стою на земле своей, только гусельки мои звончаты у царя лежат и отдать их мне царь не хочет. Говорит: «Пройди испытания с дружиною не простою, с музыкальною».

Что мне делать - не ведаю, где найду я дружину музыкальную?

Воспитатель: Не печалься, Садко, раньше времени. А дружину набирай из наших детей, они все музыкальные.

Садко выбирает себе дружину, задает вопросы:

  1. Что является «душой» музыки? ( мелодия).
  2. Что является «сердцем» музыки? (ритм).
  3. Как назывались первые музыканты на Руси? (скоморохи).
  4. Если играют вместе музыканты на разных музыкальных инструментах, то это называется..? (оркестр).
  5. Какие народные инструменты вы знаете? ( балалайка, домра, свирель, рожок, колокольчики, гармошка и т.д.)
  6. Задание на чёткую артикуляцию: проговорить скороговорки «От топота копыт...», «Проворонила ворона...», «Иван болван молоко болтал...»
  7. Задание на развитие чувства ритма: простучать заданный ритмический рисунок.
  8. Задание на знание основ нотной грамоты: показывает детям «ручные знаки» - они поют звукоряд, называя ноты. (Песня «Звуки музыки»).

После того, как музыкальная дружина собрана, Садко с детьми под музыку Римского-Корсакова «Море», отправляется в царство морского владыки.

Гаснет свет, открывается следующий занавес, перед детьми возникает новая картина: на большой ширме изображены морские водоросли,  подводные камни, морские коньки, медузы, звёзды, рыбы; в центре зала стоит трон, на котором дремлет царь.

Увидав царя, Садко и дети здороваются, владыка просыпается.

 Царь: А, пожаловал, давно тебя, Садко, не видел... Да ты не один пришёл, с дружиною. Что. Согласен пройти испытания?

Садко: Не гневись на меня, царь морской, я готов на всё ради гусель моих.

Царь: Изволь, тогда первое моё испытание. Слушайте все внимательно, не ответите - не видать вам гусель звончатых.

Есть у меня в услужении три кита, не простых, ручных, музыкальных. Отгадайте про них загадки:

  1. Этот кит мой знаменит,

    Он порядок сторожит.

    Разбудить его вам нужно,

    Чтобы нёс усердно службу,

     Совершал б свой променаж,

    А зовут его- кит...( Марш).

  1. Этот кит какой смешной,

    Он весёлый, заводной,

    Он умеет развлекать,

    Никогда не унывать.

    Спит любимый мой посланец,

    А зовут его - кит... (Танец).

  1. Год проходит, день за днём,

    Кит мой спит с открытым ртом.

    Угадайте-ка все вместе

    Как зовут его? Кит... (Песня).

Молодцы, отгадали. Видите, все они спят. Ваша задача их разбудить с помощью волшебной музыкальной шкатулки( показывает шкатулку). Итак, звучит первая музыка. Угадайте, какому киту она принадлежит? Если ответ будет правильным, то этот кит проснётся. Поняли?

Ты, Садко, помолчи, хочу проверить знания твоей дружины музыкальной.

Звучит «Марш»   П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»

Дети слушают, отвечают. (Кит «Марш» с  барабаном открывает глаза).

Царь: А какие марши вы ещё знаете?

Дети: Военные, свадебные, спортивные, похоронные и т.д.  

Царь: Молодцы, с первым испытанием вы справились. Теперь второе: музыка какого кита прозвучит сейчас?

Звучит «Гавот» С.С. Прокофьева из балета «Золушка»

Дети: Эта музыка принадлежит киту – «Танцу». (Кит «Танец» открывает глаза).

Царь: А какие танцы вы знаете:?

Дети: Классические, народные и бальные.

Царь: А вы танцевать умеете?

Садко: Кто из вас сможет выручить? (Совещаются, выходит 1 девочка и 1 мальчик).

     Исполняется отрывок из танца «Кадриль».

Царь: Ай да молодцы, порадовали. А вся дружина умеет танцевать? Хочу, чтоб показали своё умение?

Садко: Конечно умеют. Ну, дружина моя музыкальная, какую игру танцевальную вы знаете?

Дети: Мы знаем танцевальную игру «Шалуны-балуны».

(Дети организуют круг, зовут царя, Садко выбирает воеводу).

         Игра на танцевальное творчество «Шалун-балуны»

Царь: Ой, порадовали вы меня пуще прежнего, научили разным заморским движениям!

И осталось вам пройти последнее испытание. Чтобы проснулся мой третий кит – «Песня» - отгадайте мелодии песенные, из каких песен они взяты?

 

Царь открывает музыкальную шкатулку, дети угадывают мелодии из песен:

1.  «Волшебный цветок»;

  1. «Песня о волшебниках»;
  1. «Про меня и муравья»;
  2. «Листопад»;
  3.  «Возле калинушки».     

После того, как дети угадали мелодии, третий кит открывает глаза.

Царь радуется и просит спеть какую-нибудь заморскую песню-сказку. Садко совещается, выходят две девочки.

         Песня «Жил да был брадобрей» М. Дунаевского.

Царь: Ну и молодцы, прошли все испытания, вот, Садко, лежат инструменты музыкальные, заколдованные. Если сможете на них сыграть дружно, слаженно - моё слово - отдаю гусли сразу же, без промедления.

(Дети берут инструменты, организуют оркестр).

Звучат в исполнении оркестра «Вариации на темы р.н. песен».

После исполнения, царь торжественно вручает Садко гусли, тот благодарит владыку морского, прощается с ним, возвращается с детьми из царства.

 (Занавес морского царства закрывается, звучит музыка Римского-Корсакова «Море»).

Садко: Спасибо, вам, добры молодцы да красны девицы за помощь вашу великую! Без неё - не видать мне гусель моих звончатых (кланяется).

Воспитатель: Мы были рады помочь тебе, Садко. А теперь нам пора обратно домой.

Дети прощаются с Садко, говорят волшебные слова за воспитателем:

                     Ты, машина, загуди,

                     Огоньками засвети,

                     Время сказки поверни-

                     В детский сад нас унеси!

 Свет в зале гаснет, огоньки на машине мигают звучит космическая музыка, свет включается, дети «прилетают»в детский сад, делятся впечатлениями.

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Ну вот мы и дома! На этом наше сказочное путешествие закончено. Но сказок на свете очень много и все они ждут встречи с вами. Давайте дружно скажем им: «До свидания, до скорой встречи!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Интегрированное образовательное мероприятие с элементами поисково-исследовательской деятельности интегрированное образовательное мероприятие сэлементами поисково-иссл « Это всё о кошках» ( В средней группе.)

данный материал даёт детям целостное прдставление о домашнем животном ( кошке ), вызывает у детей познавательную потребность, через умение делать простые выводы.на основе опытной деятельности ,развива...

Интегрированное занятие по познавательному развитию: "Зимушка -зима"Интегрированное

Интегрированное занятие  по позновательному развитию,для детей средней группы. Ипользовала разныеобласти-Познание,Коммуникация, Социализация,Безопасность....

Интегрированный подход к образовательному процессу в ДО Интегрированное занятие "Лабиринт творчества"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает интегрированный подход в образовании дет...