Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему «Пейзаж в музыке»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Смолягова Любовь Анатольевна

Данное занятие ставит целью воспитание гармоничной личности, развитие её творческого потенциала посредством музыки, живописи, поэтического слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peyzazh_v_muzyke.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

                                    на тему «Пейзаж в музыке»

Цель:

- Воспитание гармоничной личности, развитие её творческого потенциала посредством музыки, живописи, поэтического слова.

Задачи:

- Воспитание в детях чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, слышать красоту музыки и поэтического слова;

- развитие умения видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции;

- развитие умения высказываться об эмоционально – образном содержании    произведения.

Предварительная работа:

  1. Слушание: А. Вивальди «Времена года», «Осень» 1-я и 2-я часть;

      П.И. Чайковский «Осенняя песня»

  1. Репродукции: Е. Волков «Осень», И. Шишкин «Ранняя осень»,

      И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»

3.   Разучивание стихов, физминутки.

Форма работы:

Занятие подгрупповое, доминантное.

Приемы:

- показ,

- пояснение,

- демонстрация изображений,

- сравнение,

- сопоставление,

- анализ,

- постановка детей в ситуацию выбора.

 Методы:

 Наглядный (иллюстративный, наблюдение)

 Словесный (рассказ, беседа, пояснение, заучивание наизусть)

 Практический (рассматривание)

Муз. рук.

– Посмотрите на наших гостей и скажите: Какое у них настроение? (Ответы детей.) А у погоды бывает настроение? Скажите мне, а какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя)

Разная бывает осень. Ранняя и золотая. Она радостная, пышно убранная, богатая красками и урожаем. А поздняя осень – мрачная, не красивая, в лоскутках опавшей листвы, с грустным мелким дождём.

Поэты, композиторы, художники любят это время года, многие посвящают ему свои произведения. Поэты сочиняют стихи, композиторы – музыку, а художники пишут картины.

«Если видишь на картине,
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется… «
пейзаж»»

- Что такое пейзаж?
- Это изображение  природы в разные времена года: зима, весна, лето и осень.
- Правильно! Мы с вами наблюдали приход красавицы - осени. Наблюдали, как меняли свой цвет листья, как жёлтым ковром покрывалась земля.

- Послушайте вступление к музыкальному произведению. (Исполняется вступление к песне «Осень, как рыжая кошка»)

- Как называется это произведение? (Ответ)

- Правильно! Это песня. А раз это песня, то её сочинили два автора. Композитор и поэт.

- Давайте споём эту песню.

Поют песню «Осень, как рыжая кошка» слова и музыка Н. Куликовой.

Муз.рук.

- Вот и в песне поётся о приходе осени. Какие точные стихи в этой песне и музыка по характеру подходит к стихам.

- А вот как изобразили это время года художники: Е. Волков, И. Шишкин, И. Левитан. Какие цвета краски они использовали? Какая осень здесь изображена? Подходят эти пейзажи к песне?

- А теперь послушайте другое музыкальное произведение, посвящённое осени. (Звучит музыка А. Вивальди «Осень», из цикла «Времена года»)

- Какое произведение прозвучало? Кто его сочинил?

- А какой характер у этого произведения? (Яркий, торжественный, праздничный, радостный)

- А что вы представляли, когда слушали музыку? (Деревья, одетые в разноцветные наряды, хоровод из листьев)

- Давайте посмотрим, какие картины подходят к произведению Вивальди. (Смотрят на другие пейзажи тех же художников)

- Какое настроение вызывает у вас картина? (Радостное, ликующее)

- Какие краски использовал художник?

- А что общего в картине и в музыке Вивальди? (Они яркие, торжествующие)

- А теперь прослушайте, как поэт Юлия Капустина рассказала в стихотворении о самом выразительном времени года.

Ребёнок:

«В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила:

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется.

Всё кругом искрится,

Всё переливается»

Муз.рук.

- Такую же разноцветную осень мы можем показать прямо сейчас.

Физминутка «Осень»

«Словно хитрая – прехитрая лиса,

Ходит осень по полям и по лесам.

Как волшебница, без кисти

Разукрасила все листья.

Жёлтые, красные, оранжевые –

Листья летят!»

Муз.рук.

Но ведь не только золотую осень воспевали художники, поэты и композиторы, но и ту, которую в народе называют поздней – с мелкими надоедливым дождиком, серебристым инеем по утрам. Давайте послушаем такую музыку. (А. Вивальди «Осень», часть вторая, из цикла «Времена года»)

- Вы узнали это произведение?

- Что можно сказать о темпе? Какой характер? Какую осень вы представили? (Тоскливую, унылую)

- А какой старинный музыкальный инструмент исполняет это произведение? (Клавесин)

- Правильно! Он своим звучанием помогает нам услышать осеннюю погоду.

- Давайте ещё посмотрим на картины. На какой из них изображена поздняя осень?

(Рассматривают)

- Какие цвета преобладают на этих картинах?

- Вот как художники изобразили эту осеннюю пору: природа потеряла свои краски и ждёт, когда снежное покрывало укроет землю от зимней стужи.

- Послушайте, что говорят поэты об этом времени года. А.С. Пушкин написал такое красивое стихотворение.

Ребёнок:

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван,

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора»

Муз.рук.

А сегодня давайте вспомним произведение  великого русского композитора П. И. Чайковского. (Слушают отрывок «Осенней песни»)

- Вы узнали это произведение? (Ответы)

- Что можно сказать о темпе? Какой характер? Какую осень вы представили? (Тоскливую, унылую)

- Теперь давайте прослушаем всё это произведение, глядя  на экран, где будут одна за другой меняться картины осени великих русских художников. (Смотрят под музыку слайд-шоу)

Муз.рук.

Вот такой разной бывает осень. Сегодня мы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэты, композиторы, художники о своём настроении, навеянном красотой осени. Вот так чудесно перекликаются произведения поэзии, музыки и живописи.

И в конце нашего занятия я предлагаю вам взять осенние листья и исполнить танец – фантазию под чудесную музыку Е. Доги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Прогулка по Африке».

Продолжать знакомить детей с Африкой. Познакомить с животным миром саванны, тропического леса, рек: хищниками и травоядными. Формировать у детей представления о повадках животных, их  образ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "Пересказ сказки В. Сутеева "Кораблик"

Конспект НОД в старшей группе по теме "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик". Образовательная область - коммуникация....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...