Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
статья по музыке (подготовительная группа) на тему
Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов и при этом – движения под музыку для ребенка – один из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmoplastika.doc | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В работах таких исследователей, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев и у других специалистов, разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Философско-теоретические работы С.Л. Рубинштейна, Е.В. Шороховой, Л.И.Анцыферовой, К.А. Абульхановой-Славской также представляют материалы по целостности личности. По замечанию С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным [77;34]. В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка [64;4].
По мнению Л.И. Божович именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях[15;21].Именно этот возрастной период сензитивен для формирования фундамента личности ребенка.
В свете необходимости способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности [20;316].
По многочисленным исследованиям психологов, изучающих виды телесно-ориентированной терапии (А. Лоуэн, М. Фильденкрайз, В.Н. Никитин и др.) музыка и движения заставляют задуматься о системе своей деятельности [7;24]. Буренина А.И. констатировала что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями [7;26].
Современный ритмопластический танец – результат взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан, в нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев[18;589]. Именно эти занятия в группе ближе всего по смыслу к ритмодвигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики – танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику и фанк-аэробику. Ритмодвигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я».
В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом [7;5].
При этом интерес составляет исследование возможностей методов ритмопластической терапии не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.
Таким образом, целью настоящего исследования мы ставим изучение ритмопластики как средства формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: Каковы условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Объект исследования: самосознание детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмопластики
Цель исследования: выявить психологические условия формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успешность формирования самосознания старших дошкольников посредством ритмопластики может быть обеспечена, если:
- будут обеспечены условия, в которых ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, используя средства ритмической пластики;
- будет поощряться спонтанность, фантазия, способствуя самораскрытию, катарсису и развитию личности каждого ребенка;
- будет поощряться обсуждение ребенком достигаемых ощущений, состояния, осознания им себя, своего тела.
Задачи исследования:
1.1. Проанализировать понятие самосознания старших дошкольников в современной психологической литературе
1.2 Проанализировать понятие ритмопластики в современной психологической литературе
1.3 Проанализировать влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания старших дошкольников в условиях современного ДОУ
1.4 Экспериментально выявить и обосновать опытно-экспериментальную работы по формированию самосознания старших дошкольников на занятиях ритмопластикой в ДОУ
1.5 Проанализировать и описать результаты константирующего эксперимента
Этапы и методы исследования:
1. Сентябрь, 2008. Выбор темы, обоснование ее актуальности, составление методологических характеристик.
Методы – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
2. Сентябрь-октябрь, 2008. Изучение состояния дела по теме исследования. Методы – изучение и обобщение передового психотерапевтического опыта.
3. Октябрь, 2008-март,2009. Проведение эксперимента по теме исследования. Метод – психологический эксперимент.
4. Январь-апрель,2009. Написание структурных разделов исследования.
Метод – теоретический анализ и синтез, анализ литературы.
5. Май, 2009. Стилевая правка, литературное оформление и подготовка работы к предварительной защите.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что полученные в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность применения методов ритмопластики в работе с дошкольниками и могут быть использованы в работе психологов других ДОУ.
Глава 1. Возможности ритмопластики в процессе формирования самосознания старших дошкольников
1.1. Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе
По мнению одних психологов, в настоящее время личность – это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему[42;96]. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, что личностью следует называть человека лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как заметила Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я»[42;96].
По утверждению А.Н.Леонтьева личность действительно рождается дважды; в первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний ребенок выставляет лозунг «Я сам», а второй раз – когда возникает сознательная личность; возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое высшее единство субъекта – единство личности[42;97].
Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых оснований психики; начиная с этого возраста можно говорить о становлении личности, о сензитивности для направленного формирования психологических механизмов, которые соответствуют с определенными возрастными особенностями, оптимальной модели психики, личности – оптимальной системе базового уровня психики. М.И.Непомнящая сформулировала и доказала гипотезу об оптимальной системе базового уровня личности. О возможности направленного формирования у большинства нормальных людей соответственно возрасту оптимальной системы ведущих оснований личности, что обусловлено образом жизни и воспитанием (в широком смысле) [65;4].
Как показал Д.Б. Эльконин, дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно-операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми [65;5]. По мнению Н.И.Непомнящей направленное формирование оптимальной системы базового уровня психики, которое и является конкретной формой воплощения сущностных человеческих свойств и потребностей, легко осуществляется в 6-летнем возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка; при этом формируется эта оптимальная система лишь у немногих детей 6-7 лет, что в силу решающей значимости данного возраста, в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в развитии человека[65;5].
Исследование О.Н.Пахомой, Н.И.Непомнящей показали, что, во-первых, приобретение индивидом личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «Я» как субъекта в системе взаимоотношений людей; без этого осознания поведенческие акты, которые, казалось бы, свидетельствуют об утверждении своего «Я» например, «Я-сам» у трехлетних детей), в действительности лишь удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельном выполнении ряда действий (что, конечно является одним из подготовительных этапов для выделения и осознания «Я») [65;9].
Во-вторых, по мнению Н.И.Непомнящей, важным аспектом для понимания понятия «Личность» является выделение и осознание ребенком себя, своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновываемые и опосредуемые реальной жизнью, всеми формами его отношений с миром [65;9].
По положению С.Л.Рубинштейна, человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношения, т.к. у него есть сознание; если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них [77;635]. С.Л.Рубинштейн также утверждает – осознание себя как «Я» (самосознание) является, таким образом, результатом развития; при этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида – как реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего; с осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление о своем «Я»[77;636]. При этом ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, свою обособленность от окружающих лишь через свои отношения с ними, т.е. по мнению С.Л.Рубинштейн, он приходит к познанию собственного «Я» через познание других людей [77;636]. Самосознание предполагает в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.
Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляемое в его деятельности при посредстве взрослых, т.е. процесс воспитания, по словам А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, является ведущим в развитии его личности [72;332].
Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в развивающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Л.С. Выготский ввел понятие «социальной ситуации развития», в которой происходит социальное развитие личности [72;332]. По замечанию А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского, одно из важных условий воспитания сознательной личности – формирование адекватной Я-концепции и, прежде всего самосознания, относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознанной, переживаемой как неповторимой системы представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [44;475].
По мнению Н.И.Непомнящей сознание и самосознание являются основным механизмом становления базовых оснований личности [40;112]. С.Л.Рубинштейн заметил, что процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирования его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности; без сознания и самосознания не существует личности [77;635]. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Также, по мнению С.Л.Рубинштейна, источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими; самосознание возникает по мере того, как индивид становится самостоятельным субъектом: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей материально независимым – каждое из этих внешних событий перестраивает и сознание человека, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе, закладывая фундамент, основу личности [77;637].
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. По мнению А.П.Усовой одним из решающих факторов общественного воспитания является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо [42;101]. К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. По словам Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников [42;103]. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
А. Реан выделяет реальное «Я» - представление личности о том, «какой я есть» и идеальное представление, в соответствии с которыми «каким бы я хотел бы быть», а на основании сравнения идеальной и реальной самооценки Абрамова Г.С. различает помимо высокой самооценки дифференцированную – при различении оценок в идеальном и реальном планaх[1;24].
По замечанию Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько в старшем дошкольном возрасте активно развивается и важная форма проявления самосознания - самооценка, большие возможности в педагогически целесообразном формировании которой имеют игра и художественная деятельность [42;104,105]. Как заметил Б.Г.Ананьев, оценочное суждение ребенка непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы [42;104]. Относясь к ядру личности, самооценка является оценкой личностью самой себя, своих возможностей, качеств, оценочно-волевой компонент образа «Я». А. Реан выделяет реальное «Я»-представление. Самооценка как один из показателей сформированности самосознания будет использована нами в дальнейшей диагностике.
По утверждению Э.В. Ильенкова, чтобы ребенок стал личностью, надо поставить его с самого начала в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью; именно всесторонне гармоничное развитие каждого человека и является главным условием рождения личности, умеющей самостоятельно определить пути своей жизни, свое место в ней [71;64]. Как заметили А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский, важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания является апелляция к ее самооценке и самодвижению – составляющим ее «образа-Я», «Я-концепции» - системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающей единство и тождественность его личности [72;194].
Акимова М.К., Алехина Т.Н., Таратута Ж.В., Беляускайте Р.Ф., проводя психометрическую квалификацию различных проективных методик, оценивающих проекцию «образа-Я», представление детей о себе, отметили, что состояние уровня развития личности детей выражается в степени выраженности различных симптомокомплексов: самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстративность, инфантильность, общительность и самооценка[5;48, 9;59]. Степень проявления этих симптомокомплексов будет также использована нами в диагностике самосознания старших дошкольников.
Н.И.Непомнящая в своих исследованиях доказала, что направленное формирование «оптимальной системы базового уровня личности», которая и является конкретной формой воплощения сущности свойств и потребностей, легко осуществляется в старшем дошкольном возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка, соответствует особенностям детства [65;8].
Таким образом, можем прийти к выводу, что старший дошкольный возраст, сензитивный для формирования оптимальной модели личности – оптимальной системы базового уровня психики, является начальным моментом в проявлении ребенком своей потребности в персонализации, т.е. потребности быть личностью. Объединяя в себе все многообразие психических явлений, личность, как системное качество возникает в тот момент, когда субъект становится носителем отношений социального характера.
От характера деятельностно-опосредованных взаимоотношений с окружающими, от характера опыта этих взаимоотношений, от требований референтной группы, в которую он интегрирован, от социальной ситуации развития, а главное, от воспитания зависит система внутренних ее отношений, характеризующих в свою очередь дальнейшие социальные взаимоотношения, адаптацию к социальной среде.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий с осознанием своих желаний. Отношение преддошкольника к миру предметов существенно меняется. По замечанию Д.Б.Эльконина это изменение определяется тем, что овладение общественно-выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности [65;9].
К концу дошкольного возраста формируется осознание своих желаний, планирование действий, осознание себя во времени, возникает личное сознание.
Задача формирования гармоничной личности в придании всем притязаниям правильного направления и в приглушении сопутствующих негативных образований в симптомокомплексах психических свойств.
У дошкольника в содержании представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общению со взрослыми и сверстниками.
1.2 Понятие ритмопластики в современной психологической литературе
По определению Зинкевич-Евстигнеевой Т. «ритмопластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, циркуляции крови, бодрствования и сна. Внутренний ритм предопределяет темп жизни, стремления, мотивацию, влияет на характер. Человек, который живет в соответствии со своим внутренним ритмом, счастлив и продуктивен [38;120]. Метод ритмодвигательной терапии, сравниваемый с занятиями в группах ритмической гимнастики, являются по исследованию И.Г. Малкиной-Пых синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии – собственно телесно-ориентированной и танцевальной (основательница М.Чейз), включая в себя подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике [57;580].
Все виды телесной терапии берут свое начало от В. Райха и используются и как оригинальные методы, и как методы, дополняющие вербально ориентированные групповые подходы. В. Райх, называя защитное поведение «броней характера», утверждал, что оно выражается в напряжении мышц – «мышечном панцире» - и стесненном дыхании [78;215]. Оценивая разнообразие современных психотерапевтических методик, К.Э. Рудестам отметил, что ранние работы В.Райха, входившего в окружение З.Фрейда, по анализу характера не потеряли своей актуальности и в наши дни, несмотря на то, что до недавнего времени его вклад в психотерапию не признавался [78;215].
В. Райх создал методики для уменьшения хронического напряжения каждой группе мышц, которая в ответ на физическое воздействие высвобождали камуфлированные ими чувства.
Основные понятия телесной терапии ввел ученик В. Райха – В. Лоуэн, основатель биоэнергетики [78;220]:
1. энергия, свободное течение которой – основа функционирования здоровой личности; поэтому оптимальное отношение к нему означает развитие спонтанного течения энергии (снятие мышечного панциря на ее пути);
2. мышечная броня (панцирь);
3. «почва под ногами» (заземление) – ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться.
Телесно-ориентированная терапия по В.Райху, биоэнергетическому анализу А.Лоуэна, концепция телесного осознавания М.Фельденкрайза, методу интеграции движений Ф.М. Александера, методу чувственного осознавания Ш.Селвер, соматическому обучению Т.Ханны , биосинтезу Д. Боаделлы, кинезиологии, структурной интеграции И.Рольф , первичной терапии А.Янова работает в основном со статическими зажимами, представляющими собой группы активных возбужденных мышц, которых в обычном состоянии сознания никогда не расслабляются [57;580]. Такие зажимы можно снять специальными видами массажа, или упражнениями позволяющими осознать эти зажатые группы мышц. По мнению И.Г.Малкиной-Пых иногда осознание зажатости достаточно для устранения напряжения [57;580].
Кроме статических зажимов есть также динамические зажимы, которые невозможно обнаружить при обычной пальпации, либо снять при помощи массажа или пассивного расслабления. По определению И.Г. Малкиной-Пых динамические зажимы, проявляются в действии при необходимости реагировать движениями на какой-то физический или психический стимул [57;580]. Такие зажимы также неосознанны и проявляются в ограничении степеней свободы, используемых человеком в повседневности. Динамические зажимы, как правило, более глубоки и включают в себя статические, поэтому, когда динамические снижаются, статические зажимы уходят автоматически. Именно для работы с динамическими зажимами предназначен метод ритмодвигательной терапии, являющейся по исследованию И.Г.Малкиной-Пых синтезом как минимум двух направлений телесной психотерапии – собственно телесно-ориентированной и танцевальной (основательница М.Чейз), включая в себя подходы к физическому совершенствованию человека, существующие в ритмической гимнастике [57;580].
Ритмодвигательная терапия работает с динамическими психосоматическими зажимами разного уровня: от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний.
По мнению И.Г.Малкиной-Пых ритмодвигательная терапия сравнима с занятиями в группах ритмической гимнастики, т.к. преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими паттернами движений, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я» [57;580]. Ритмическая гимнастика как самостоятельный вид физических тренировок возникла в 70-е годы прошлого столетия.
Большое влияние на развитие ритмической гимнастики оказала система Ф.Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека – мимикой – и его жестами. Работу Ф.Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения, послужив фундаментом для создания одного из направлений гимнастики – ритмопластического.
А.Дункан, заложив новые принципы пластической выразительности, оказала значительное влияние на формирование ритмопластического направления, из которого по словам И.Г.Малкиной-Пых, затем и оформилась современная художественная гимнастика со спортивной направленностью и ритмическая гимнастика как массовая форма физической культуры, а современное ритмическое направление гимнастики – уникальный сплав ранее существующих европейских гимнастических школ [57,588].
При этом, помимо европейских гимнастических систем ритмопластическая гимнастика впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмические организованные движения африканских танцев. По словам И.Г.Малкиной-Пых для ритмической гимнастики необходимо 4 компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм [57;589].
Одной из попыток осуществить синтез различных искусств – музыки, танца, пластики и слова является создание Э.Ж.Далькрозом в 1910 году школы ритмической гимнастики. Именно он впервые ввел термин «ритмическая гимнастика», в основу которого положена связь музыки с движениями.
Таким образом, современный ритмопластический танец является, по определению А.И.Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического танца, порожденного системой Э.К.Далькроза и пластического танца А.Дункан [19;10].
Если раньше в работе с детьми у Э.Ж.Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д.Фонды это «аэробика», у С.Д.Рудневой, Н.А.Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас ритмическая пластика как система включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики хореографии, гимнастики, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста. По определению, используемому А.И.Бурениной ритмопластика – это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика [19;8].
В практике современных ДОУ программа ритмопластики применяется педагогами в качестве «донотного» периода музыкально-двигательного воспитания детей, необходимого для первоначального развития способностей ребенка. Но А.И.Буренина отмечает, что в целом это программа музыкально-ритмического психотренинга, развивающего внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации движений под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
«Народная культура как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
Серия практических заданий для родителей и детей...
Игры и игровые упражнения как средство формирования ЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы показать методику введения новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельное открытие этих знаний детьми; развития у детей вариативного и образного мышления, творческих способ...
Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...
Cатья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья способствует формированию толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством поликультурного воспитания....