Календарное планирование для старшей группы на апрель
календарно-тематическое планирование по музыке (старшая группа) на тему

Емелина Светлана Александровна

Календарное планирование для старшей группы на апрель включает 9 занятий и досуговое мероприятие. В плане отображены цели, задачи, основные виды музыкальной деятельности в ДОУ, а также НРК и УМК по татарскому языку. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Утверждено

Старший воспитатель  МАДОУ «Детский сад №345»

___________________ / Е.Н. Мустафаева

Календарное планирование

занятий по музыке

для старшей группы

на апрель

2015 – 2016 учебного года

         Музыкальный руководитель:

Емелина С.А.

Занятие 1. Дата: 05. 04. 2016.  Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Народная игрушка, декоративно – прикладное искусство. Сказки Г.Тукая

Цель: закреплять знания детей о народных музыкальных инструментах, соотносить их с музыкой  Ф.Яруллина к сказке Тукая «Шурале». расширять кругозор детей, знакомя их с музыкальными инструментами (используемых в музыке балета).

Задачи:

Образовательные: 

 - способствовать расширению кругозора посредством рассказа о тамбурине, флейте,баяне;

 - учить распознавать в музыке черты таких жанров как, танец и марш. инструментах.

Развивающие:

 - способствовать развитию вокально-хоровых, танцевально-хореографических и инструментально-исполнительских умений;

 -  развивать умение передачи характера музыки в движениях;

Воспитательные:

 - воспитывать уважительное отношение к музыкальным инструментам, музыкальной культуре народа

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Разучивание и закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

«Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки»)

Л.Батыр-Булгари

(НРК по Р.К. Шаеховой)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: Курчакның туган көне (У куклы день рождения)

Активные слова: матур туп, зур машина, тәмле чәй, кызыл алма

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Ребята, культура любого народа: русских, татар, чуваш, башкир и всех других – очень разнообразна, самобытна и красива. Сегодня, мы познакомимся с музыкой и литературой татарского народа. А услышим мы балет «Шурале» по сюжету сказки Г.Тукая «Шурале». Педагог знакомит детей с либретто балета. Звучат фрагменты: «Шурале», «Сиюмбике» (педагог исполняет на фортепиано), «Детский танец» (педагог исполняет на фортепиано). Анализируются С.М.В. каждой из пьес, проводится параллель  соответствия средств музыкальной выразительности с характерами героев

НРК Ф. Яруллин фрагменты из балета «Шурале».

«Шурале», «Сиюмбике», «Детский танец».

Вок-хор. работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) Знакомство и первое разучивание песни «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая;

2) Знакомство и первое разучивание песни к 9 мая  «Солдатта буган дилэр» слова Шамиля Маннапова, музыка Гарифа Нигметжанова;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 2. Дата: 07.04. 2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Народная игрушка, декоративно – прикладное искусство. Сказки Г.Тукая

Цель: закреплять знания детей о народных музыкальных инструментах, соотносить их с музыкой  Ф.Яруллина к сказке Тукая «Шурале»

Задачи:

Образовательные: 

 - знакомить с содержанием и музыкой балета Ф.Яруллина «Шурале»;

 - способствовать расширению кругозора посредством рассказа о тамбурине, флейте,баяне;

 - учить распознавать в музыке черты таких жанров как, танец и марш. инструментах.

Развивающие:

 - способствовать развитию вокально-хоровых, танцевально-хореографических и инструментально-исполнительских умений;

 -  развивать умение передачи характера музыки в движениях;

Воспитательные:

 - воспитывать уважительное отношение к музыкальным инструментам, музыкальной культуре народа

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: “Туган көн” ( День рождения)

Активные слова: матур туп, зур машина, тәмле чәй, кызыл алма

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Педагог вспоминает с детьми либретто балета Шурале. Звучат фрагменты: «Шурале», «Сиюмбике», «Детский танец»  -дети угадывают фрагменты и  анализируются С.М.В. каждой из пьес, проводится параллель  соответствия средств музыкальной выразительности с характерами героев

Ф. Яруллин фрагменты из балета «Шурале».

«Шурале», «Сиюмбике», «Детский танец»

Вок-хор. работа

 Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 3. Дата: 12.04. 2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары 

Тема: Тамбурин (Музыкальные игрушки и инструменты)

Цель: познакомить с музыкальным инструментом – тамбурином, разновидностью барабана, а также гармонью – любимым инструментом татарского народа

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей; знакомить с французским композитором Жан-Филипп Рамо; расширять словарный запас детей, через характеристику, анализ музыкальных произведений; продолжать работу по совершенствованию анализа произведений; совершенствовать умение по выявлению на слух особенностей С.М.В. в музыкальном произведении.

Развивающие:

- развивать способность к анализу и сравнению, путём узнавания жанра; развивать ладовый и тембровый слух; развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.); прививать потребность к классической музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к классической музыке; воспитывать общую и музыкальную культуру

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: “Уйнарга ярататыз” (Любим играть)

Активные слова: яратам, матур туп, зур машина, тәмле чәй, кызыл алма

УМК по тат.яз. (тат.с)

2. Основная часть

Слушание

Послушайте пьесу Д. Кабалевского и скажите, какие инструменты звучат.

Верно, это пьеса  «Труба и барабан». Барабаны бывают разные: маленькие, большие, и даже огромные. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также во время военных шествий, танцев. От размера и формы барабана зависит его звук – резкий, короткий, отчётливый (у малого барабана) или более долгий, гулкий, иногда мрачный (у большого). В разных странах есть свои разновидности барабанов. Например, в старину во Франции появился высокий барабан (больше метра), но очень широкий. Он похож на бочонок. А называется он тамбурин. Часто музыкант одной рукой играл на тамбурине (он висел у него на плече), а другой рукой – на маленькой флейте. Звук у тамбурина гулкий, а у флейты нежный, светлый, свистящий. Оба эти инструмента красиво сочетались. Флейта играла мелодию, а тамбурин ей аккомпанировал. Эту знаменитую пьесу, которая называется «Тамбурин», написал французский композитор Жан-Филипп Рамо. Как красиво звучит нежная мелодия с тонкими, словно дрожащими, украшениями! (на фортепиано исполняется только мелодия). Её звучание – чистое, прозрачное, светлое, похожее на игру флейты. А тамбурин важно и мерно аккомпанирует ей. Его гулкие звуки слышны в басу (исполняется аккомпанемент, затем звучит вся пьеса). А сейчас вы услышите любимый инструмент татарского народа – гармонь, под неё и поют и пляшут, и просто слушают её напевные мотивы. Послушайте и вы «Татарские народные мотивы» (слушают, анализируют тембр, особенности звучания и исполнения)

«Труба и барабан» Д.Б. Кабалевский.

«Тамбурин» Ж.Ф.Руссо;

НРК т.н.м. «Татарские мотивы» исполненные на гармони

Вок-хор. работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 4. Дата: 14.04..2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Музыкальная симфоническая сказка для детей С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, их разновидностями. Знакомить с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами. Рассказывать об изобразительности музыки – способности подражать голосам и манере движения. Раскрывать роль маршевости в сказке.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- знакомить с творчеством отечественного композитора С.С. Прокофьева;

- расширять знания детей об музыкальных инструментах ;

-расширять словарный запас детей, через характеристику, анализ музыкальных произведений;

- продолжать работу по совершенствованию анализа произведений;

- совершенствовать умение по выявлению на слух особенностей С.М.В. в музыкальном произведении.

Развивающие:

- развивать способность к анализу и сравнению;

- развивать ладовый и тембровый слух;

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность к классической музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к классической музыке;

- воспитывать общую и музыкальную культуру

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: “Син нәрсә яратасың?” (Что ты любишь)

Активные слова: ашамлыклар, яшелчәләр, уенчыклар исемнәре

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Педагог знакомит детей с содержанием сказки «Петя и волк», главными героями – Петя, дедушка, кот, птичка, волк. Параллельно с рассказом демонстрирует музыкальные фрагменты: тему Пети, тему дедушки, волка и т.д. Знакомим детей с тем, что каждому персонажу присущ свой музыкальный инструмент. Пете – скрипка, дедушке – фагот, волку – валторна, птичке – флейта, кошке – валторна.

НРК Ф. Яруллин фрагменты из балета «Шурале».

«Шурале», «Сиюмбике», «Детский танец».

Вок-хор.

 работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 5. Дата: 19.04.2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Народные песни

Цель: познакомить детей с различными вариантами бытования народных песен и их обработки.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- закреплять накопленные знания;

-совершенствовать умение по выявлению на слух особенностей С.М.В. в музыкальном произведении;

Развивающие:

- развивать навык  передачи характера в процессе исполнительской деятельности;

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность в народной музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь народной музыке;

- воспитывать музыкальную, духовную, общую культуру

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: “Уйный-уйный үсәбез” (Играя растем)

Активные слова: нәрсә бар?

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их потешками и пестушками («Идёт коза рогатая», «Ладушки» и др.).Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, зкликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где постепенно узнавали и усваивали нормы и правила жизни. Существовало множество свадебных песен.

Русские композиторы делали обработки народных песен: сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение, мажор или минор и их оттенки. Сейчас вы услышите два разных варианта исполнения русской народной песни «Во поле берёза стояла» - в обработке Н. Римского-Корсакова и А.Гурилёва. Какое настроение передано в них? (слушают, анализируют, сравнивают). У Н.Римсеого-Корскакова – печально, у А.Гурилёва – светло, радостно.

Полное содержание беседы отображено в пособие «Музыкальные шедевры: Песня. Танец. Марш» - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с (2) (смотреть Тема «Народные песни», занятие 1.стр.88);

р.н.п. «Идёт коза рогатая», р.н.п. «Ладушки»; «Во поле берёза стояла» в обр. Н.Римского-Корскакова; «Во поле берёза стояла» в обр. А. Гурилёва

Вок-хор.

 работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 6. Дата: 21.04..2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Народные песни.

Цель: расширить представления об обработках русских народных песен.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- учить сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами;

-продолжать работу по выявлению на слух особенностей С.М.В. в музыкальном произведении;

Развивающие:

- развивать навык  передачи характера в процессе исполнительской деятельности;

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность в народной музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь народной музыке;

- воспитывать музыкальную, духовную, общую культуру.

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: «Нәрсә бар?” (Что есть?)

Активные слова: бар

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Песни, слагаясь в народе передавались от родителей к детям. Лучшие народные песни выживали, другие забывались. Ранее народные песни не записывались, а передавались из уст в уста, т.е. устно. Сегодня мы услышим и сравним народную песню “Голова ль ты моя, головушка” в обработке разных композиторов – Николая Римского-Корскакова и Петра Чайковского. Послушайте сначала эту народную песню без аккомпанемента. (Слушают народную песню, затем её же в обработках композиторов, анализируют, сравнивают, приходят к выводу о том, что аккомпанемент играет большую роль в определении характера и настроения песни). Песня “Голова ль ты моя, головушка” в обработке П.Чайковского звучит спокойнее, у Н.Римского-Корсакова –раздольно, молодецки, приплясывая.

Полное содержание беседы отображено в пособие «Музыкальные шедевры: Песня. Танец. Марш» - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с (2) (смотреть Тема «Народные песни», занятие 2.стр.89);

«Голова ль ты моя, головушка» Н. Римский-Корскаков, «Голова ль ты моя, головушка» П.Чайковский

Вок-хор. работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 7. Дата: 26.04.2016. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Варианты исполнения одного произведения - песни

Цель: учить детей внимательно вслушиваться в звучание музыки, различать варианты исполнения одного и того же произведения.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- учить детей слышать главное С.М.В. - мелодию;

- учить детей анализировать, сравнивать произведения, находить сходства и различия в них;

-продолжать работу по выявлению на слух особенностей С.М.В. в музыкальном произведении;

Развивающие:

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность в народной музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь народной музыке;

- воспитывать музыкальную, духовную, общую культуру

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: Тукай

Активные слова: бар, ашамлыклар, яшелчәләр, уенчыклар исемнәре

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Сегодня мы услышим пьесу Д.Б. Кабалевского «Песенка». Её можно напевать с разным настроением – спокойным, грустным или беззаботным. Когда человек поёт песню, он выражает свои чувства и одну и ту же песню он может спеть по разному. Я сыграю вам пьесу «Песенка» два раза, немного по-разному, с разным настроением, а вы, пожалуйста, постарайтесь уловить настроение.

Полное содержание беседы отображено в пособие «Музыкальные шедевры: Песня. Танец. Марш» - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с (2) (смотреть Тема «Варианты исполнения одного произведения - песни», занятие 1.стр.99);

«Песенка» Д.Б. Кабалевский

Вок-хор.

 работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 8. Дата: 28.04.2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Варианты исполнения одного произведения - песни

Цель: учить детей различать варианты интерпретации музыкальных произведений.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- учить сравнивать различное исполнение одного и того же произведения;

-учить определять и грамотно обозначать С.М.В. в произведениях.

Развивающие:

- развивать навык  передачи характера в процессе исполнительской деятельности;

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность в народной музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь народной музыке;

- воспитывать музыкальную, духовную, общую культуру.

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: Тукай

Активные слова: бар, ашамлыклар, яшелчәләр, уенчыклар исемнәре

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Вспомните, ребята, что это за пьеса (педагог играет пьесу “Песенка” Д.Б. Кабалевского). Верно, это “Песенка” нашего отечественного композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. Сейчас я сыграю вам эту пьесу, а вы постарайтесь услышать, как меняется её настроение в середине и в конце (сначала пьеса звучит нежно, спокойно, затем – настойчиво, в конце – тихо и грустно).

Полное содержание беседы отображено в пособие «Музыкальные шедевры: Песня. Танец. Марш» - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с (2) (смотреть Тема «Варианты исполнения одного произведения - песни», занятие 2.стр.100);

Д.Б. Кабалевский «Песенка»

Вок-хор.

 работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

Занятие 9. Дата: 29.04.2016г. Народная культура и традиции. Татар халкынын гореф-гадәтләре һәм йолалары

Тема: Варианты исполнения одного произведения - песни

Цель: учить различать варианты исполнения музыкальных произведений, передавать оттенки настроений в движениях.

Задачи:

Образовательные:

- расширять кругозор детей;

- учить детей вслушиваться в музыкальное произведение;

-учить определять и грамотно обозначать С.М.В. в произведениях.

Развивающие:

- развивать умение передачи характера произведения в процессе исполнительской деятельности;

- развивать музыкальные умения и навыки (вокально-хоровые, музыкально-ритмические, игра на Д.М.И.);

- прививать потребность в народной музыке.

Воспитательные:

- воспитывать любовь народной музыке;

- воспитывать музыкальную, духовную, общую культуру.

План

Виды муз.деят.

Содержание

Программные задачи

Репертуар

Инд

Индивид. работа

1. Вводная часть

Орг.момент.

Распевание.

Вход детей в зал под музыку, ходьба по кругу, попеременным шагом, на носочках под пьесу муз. Л.Батыр-Булгари «Парень с гармошкой» (из цикла «Деревенские картинки») НРК

Упражнения по кругу:  М.Р.Д. Закрепление элементов татарского народного танца «Строчка» (Тегу), «Дробный носок-пятка» (тыпырдаулы баш - укчэ); «Дробный пятка-носок» (Тыпырдаулы укчэ-баш) НРК

Распевание на развитие речи и дыхания:                                                                                                                               а) Упражнение на дыхание «Цветок»; «Путешествие в лесу»;                                                                                                                                                     б) Дикционные упражнения: р-р-р (от ноты до, мажорными трезвучиями вверх на три тона по полутонам: до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до и вверх и т.д.)

Актив. слова

УМК по татарскому языку к проекту «Уйный- уйный үсәбез»

Тема: Тукай

Активные слова: бар, ашамлыклар, яшелчәләр, уенчыклар исемнәре

УМК по татарскому языку «Тат.с»

2. Основная часть

Слушание

Сегодня, ребята, вы услышите ещё одну пьесу Д. Кабалевского «Боевая песенка». Я сыграю вам её дважды, а вы постарайтесь услышать, как меняется характер звучания (слушают, анализируют, сравнивают).

Полное содержание беседы отображено в пособие «Музыкальные шедевры: Песня. Танец. Марш» - 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 240 с (2) (см. Тема «Варианты исполнения одного произведения - песни», занятие 3.стр.101-103);

Д.Б. Кабалевский «Боевая песенка»

Вок-хор.

работа

Вокально-хоровая работа над песнями:

1) «И туган тел, и матур тел» сл.Г.Тукая – работа над интонацией, артикуляцией, образом;

2) «Солдатта буган дилэр» слова Ш.Маннапова, музыка Г.Нигметжанова – работа над чёткой дикцией, плавностью исполнения в быстром темпе, образом;

«Солдатта буган дилэр» сл.Шамиля Маннапова, муз. Гарифа Нигметжанова; «И туган тел, и матур тел» сл.Г. Тукая

Игра на Д.М.И.

Игра на ложках, бубенцах и гармони (игрушечной) под русскую народную плясовую «Светит месяц». Ложки играют на первую четверть (сильную долю), бубенцы – две восьмые, гармонь – начинает и заканчивает композицию аккордом соль мажор (растягивая и сжимая гармонь)

р.н.п. “Светит месяц”

Закл

 часть

Игры, пляски,

 М.Р.Д.

Музыкальная русская народная игра “Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные

1) УМК Игра «Передай мяч». Дети стоя в кругу считают: «Один, два, три» и по кругу под музыку (НРК «Апипа») передают два мяча – большой и маленький, музыка останавливается, ребёнок с маленьким мячом в руках говорит слово (из активных слов по УМК тат.с.) на татарском языке, а с большим мячом – переводит слово на русский язык . Затем дети изображают с помощью пластического интонирования или М.Р.Д. предмет, который был заявлен и переведён участниками игры. Игра продолжается.

“Гори, гори, ясно!” сл.и муз.народные;

НРК “Апипа”

Материал: ложки, бубенцы, гармонь, два мяча – большой и маленький

22.04.2016. Праздник, посвящённый дню рождения Г.Тукая (НРК)

Цель: приобщать детей к творчеству великих соотечественников, среди которых, Габдулла Тукай, путём постановки сказки «Су Анасы».

Задачи:

Образовательная:

 - способствовать расширению общего кругозора детей, через знакомство с жизнью поэта (посредством рассказа педагога-ведущего);

-знакомить с творчеством Г.Тукая, посредством инсценирования сказки «Су Анасы» («Водяная»);

 - расширять общий и музыкальный кругозор, формировать музыкальный вкус, посредством включения в озвучивание сказки классических произведений Ф. Яруллина С.Сайдашева и А. Ключарёва;

Развивающая:

- способствовать развитию слушательских навыков, танцевальных, посредством исполнения в завершении праздника общего танца «Апипа»;

Воспитательная:

-воспитывать культурного зрителя, культуру слушания;

- воспитывать в детях честность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование в старшей группе на апрель месяц

в помощь воспитателям в написании ежедневного календарного планирования...

еженедельное календарное планирование в старшей группе первая неделя апреля ("Детство")

еженедельное календарное планирование в старшей группе первая неделя апреля ("Детство")...

еженедельное календарное планирование в старшей группе вторая неделя апреля ("Детство")

еженедельное календарное планирование в старшей группе вторая неделя апреля ("Детство")...

еженедельное календарное планирование в старшей группе третья неделя апреля ("Детство")

еженедельное календарное планирование в старшей группе третья неделя апреля ("Детство")...

еженедельное календарное планирование в старшей группе четвёртая неделя апреля ("Детство")

еженедельное календарное планирование в старшей группе четвёртая неделя апреля ("Детство")...

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на апрель 2023 года

Представлен план работы с детьми старшей группы на апрель месяц....