"Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
консультация

Великова Любовь Витальевна

Материал предназначен для педагогов  и музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_2023_konsult.docx22.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики

Консультация для педагогов ДОО по теме: 

“Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста”.

                                                                         

                                                             Подготовила: музыкальный руководитель

                                                        высшей квалификационной категории

               Великова Л.В.

с. Красноармейское, 2023

Прежде чем перейти к механизму влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, разберём что же с собой представляют музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы.

Требования к играм

Игры должны быть просты, доступны, занимательны, красочно и эстетически оформлены. Карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствующими содержанию игры. Важно вызвать у детей желание играть.

Эффективность музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-творческих способностей детей доказана многими педагогами. Механизм воздействия достаточно прост: игра – ведущий вид деятельности у дошкольников.

Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой.

     Помимо этого, музыкально-дидактические игры помогают в формировании познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие, развиваются сенсорные способности, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Занимательные музыкально-дидактические игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма.

       Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.  

 

Существует целая классификация музыкально-дидактических игр по развивающим характеристикам:

1. Игры, развивающие тембровый слух;

2. Игры, развивающие звуковысотный слух детей;

3. Игры, развивающие чувство ритма;

4. Игры, развивающие динамический слух;

5. Игры, развивающие ладотональный слух;

6. Игры, развивающие психические процессы: память, мышление, воображение и т.д.

В своей работе я применяю различные музыкально-дидактические игры, которые дают мне возможность провести занятие более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а также в области восприятия музыки.

  1. Музыкальный рассказ

Цель: познакомить детей с тембром детских музыкальных инструментов, отражающих эмоционально-образное содержание рассказа.

Ход игры:

1. Педагог выразительно читает рассказ.

2. Дети вместе с педагогом выбирают инструменты, соответствующие содержанию рассказа.

3. При повторном чтении дети озвучивают рассказ.

4. Воспитатель предлагает сочинить свой рассказ или сказку, используя детские музыкальные инструменты.

В лесу стоял жаркий летний день. Красиво и весело пели птицы (бубен -встряхивание). Дятел сидел на стволе большого дерева и стучал по коре, уничтожая вредных жучков (деревянные палочки). Но вот прилетела кукушка, села на соседней ветке и закукукала (игра на металлофоне через одну пластинку вниз). И стали они спорить друг с другом (те же инструменты - по очереди).

Вдруг раздалась нежная песенка. Это пел голубой колокольчик (импровизация на колокольчике).

В лесу жил ещё один музыкант-невидимка. Как вы думаете, кто это? (дудочка, изображает ветер) Подует он тихо на дерево, и зашумят листочки (тихо на маракасе). А когда бывает сердитым, то листочки шумят так сильно и громко (2 маракаса - громко, что заглушают пение птиц (звучат бубен и маракасы одновременно).

Но вот ветер неожиданно улетел, и листочки успокоились (тихо - один маракас) и только песенка дятла ещё долго раздавалась в лесу (деревяные палочки).

Музыкально-дидактические игры, развивающие звуковысотный слух детей.

Любая мелодия складывается из звуков различной высоты. Важно развивать звуковысотный слух у детей, так как без понимания звуковысотного движения, без различения движения голоса в мелодии нельзя осмысленно воспринимать музыку и трудно правильно воспроизводить мелодию.

Развитие звуковысотного слуха требует постоянной работы с детьми: от первоначального различения звуков по высоте к последующему осознанию направления движения мелодии и воспроизведению её голосом и на музыкальных инструментах. На первом этапе дети учатся различать яркие регистровые контрасты, например, медведь характеризуется низким регистром, птички летают - высоким; в сказке «Волк и семеро козлят» волк поёт низким голосом, коза - высоким.

В младшем возрасте дети учатся различать «до»1 - «до»2 октавы. Задания усложняются, ставится новая задача, не только различать звуки по высоте, но и воспроизводить их голосом, чисто интонировать, например игра.

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

Цель: развивать у детей звуковысотный слух, учить различать звуки по высоте, чисто интонировать «до»1 - «до»2 октавы.

Игровой материал. 4 больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: курица, утка, гусь, птица; на маленьких - цыплята, утята, гусята, птенчики в гнёздышке, металлофон.

Методика проведения. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, утка с утятами, гусь с гусятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей курица (показывает картинку)«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко» (поёт до первой октавы, одновременно играя на металлофоне). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поднимают их и тоненько отвечают«Пи-пи-пи, Пи- пи- пи» (поют до второй октавы, воспитатель помогает на металлофоне). Воспитатель забирает у детей карточки и продолжает«Обрадовалась курочка, что нашла своих цыплят». Вышла мама - утка и тоже стала звать своих детей«Кря-кря-кря, Кря- кря-кря». Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

На последующих занятиях воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки (до 1 или до 2 октавы, дети угадывают: поют мамы птицы или их детки.

Следующая игра «Какой колокольчик играет», маленький или большой?

Игра на чувство ритма. «Прохлопай, как я», «Построй ритмический рисунок попевки» или «Прохлопай ритмический рисунок».

Игры, развивающие динамический слух

«Громко-тихо запоём»

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игры на развитие ладотонального слуха.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых произведений, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Таковыми играми являются музыкально-дидактические игры:

«Мажор - минор»

«Цветок настроения»

Игры на развитие психических процессов:

«Найди тень», «Какой инструмент лишний?», «Путаница», «Найди инструмент».

Вывод

В заключении хотелось бы отметить, что использование музыкально-дидактических игр позволяют добиваться лучших результатов, поскольку игры дают возможность превратить многократно повторяющиеся на занятиях и в самостоятельной деятельности действия в интересную, позитивную, эмоционально-окрашенную игру.

Список литературы:

  1. Н.Г. Кшенникова «Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников», издательство «Учитель», Волгоград, 2012 г. - 48с.;
  2. Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» из опыта работы музыкального руководителя - М.: Просвещение, 1982 г.- 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деяте...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...