Домашние задания по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Партина Александра Владимировна

В данном разделе представлены карточки с домашними заданиями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. В названиях файлов указаны сроки выполнения и возрастная группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [ч], [ц]. Буквы Ч и Ц» (06.04-10.04 подгот. группа).

1. Расскажи про звуки [ч], [ц].

Повторить артикуляцию и характеристику звуков [ч], [ц] с опорой на таблицу. Определить их сходство и отличие.  

Звук [ч]

Артикуляция

Характеристика

Губы выдвинуты вперед и округлены.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Кончик языка касается нёба; язык широкий, в форме не сильно выгнутой «чашечки»; под напором выдыхаемого воздуха кончика языка отскакивает назад.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Звук [ц]

Губы приоткрыты.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Язык вначале выгнут «крутой горкой» и касается бугорков за верхними зубами (альвеол), кончик языка упирается в нижние зубы; под напором выдыхаемого воздуха язык отскакивает назад.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Всегда твердый,

обозначаем синим цветом.

2. Игра «Доскажи-ка».

Договорить слова, добавив в конце слог «ча» или «ца».

   ули...                     да...                    кори...                    лиси…

   уда...                     мельни...            пугови...                грани…

   пти...                     ту...                    встре...                   зада...

3. Игра «Назови ласково».

Изменить слова по образцу, проговорить их парами.

рукавица – рукавичка             крыльцо – …               птенец – …

огурец – …                              лицо - …                      синица - …

4. Игра «Подбери словечко».

Закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова, в названиях которых содержится звук [ч] или [ц].

Летом целый день печет ...                      Лисица охотилась на ...

Среди колокольчиков стрекочут ...         Пчёлы разносят цветочную ...

После среды наступает ...                         На концерте выступали …

5. Игра «Юный рассказчик».

Составить предложение по каждой картинке (4-6 слов).

D:\мое!\работа садик\ог занятия\ч ц\16274_html_2d01e5b1.jpg

6. Игра «Умники и умницы».

Решить примеры из слов и записать ответы (первое действие выполняется в скобочках, а затем слева направо).

D:\мое!\работа садик\ог занятия\ч ц\2013-10-26_215357.jpg



Предварительный просмотр:

Тема:  «Звук [ж]. Буква Ж» (06.04-10.04 старшая группа).

1. Расскажи про звук [ж].

Повторить артикуляцию и характеристику звука [ж] с опорой на таблицу. Определить особенности данного звука.

Звук [ж]

Артикуляция

Характеристика

Губы выдвинуты вперед и округлены.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Кончик языка поднят к верхним зубам, но не касается их; язык широкий и не напряженный, в форме «чашечки».

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Всегда твердый, обозначаем синим цветом.

2. Игра «Ушки на макушке».

Зачеркнуть в каждой рамке картинку, в названии которой отсутствует звук [ж].

D:\мое!\работа садик\ог занятия\ж\106792397_grom124.jpg

3. Игра «Фокус».

Заменить первый звук в словах на звук [ж].

лук — жук                         баба — …                        мир — …

билет — …                        пучок — …                     Веня — …

4. Игра «Разноцветный шифр».

Составить звуковые схемы слов, раскрасив каждый квадратик определенным цветом в соответствии с характеристикой звука.

E:\1\ж\log-loto-zh.jpg                   E:\1\ж\log-loto-zh.jpg

5. Игра «Зоркий глаз».

Найти и обвести все буквы Ж.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e04/000257f3-2648377b/640/img38.jpg

6. Игра «Волшебный карандаш».

Дописать букву Ж.

D:\мое!\работа садик\ог занятия\ж\uznayu-bukvy-zh-6.gif



Предварительный просмотр:

Тема:  «Звуки [ш], [с]. Буквы Ш, С» (13.04-17.04 подготовит. гр.).

1. Расскажи про звуки [ш], [с].

Повторить артикуляцию и характеристику звуков [ш], [с] с опорой на таблицу. Определить сходства и отличия данных звуков.

Звук [ш]

Артикуляция

Характеристика

Губы выдвинуты вперед и округлены.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), но не касается их; язык широкий, в форме «чашечки».

.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [с]

Губы растянуты в улыбке.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Язык «горочкой», кончик языка упирается в нижние зубы.

2. Игра «Фокус».

Заменить звук [с] на звук [ш], и наоборот; проговорить слова парами.

суметь – шуметь              шутки - …             вас - …             шок - …

Марс - …                          башня - …            скала - …           кашка - …

3. Игра «Закончи предложение».

Пр.: У Паши смешной стишок, а у Сани ещё смешнее.

Ландыши душистые, а сирень ещё ...

Лариса успешно учится, а Настя ещё ...

Серёжа поспешно собирается, а Денис ещё ...

Ваня очень шустрый, а Саша ещё ...

Вова старший в классе, а Максим его ещё ...

В дремучем лесу страшно, а ночью ещё ...

4. Игра «Острый слух».

Вставить пропущенные буквы в названия картинок. Соединить похожие по звучанию слова парами.

D:\мое!\работа садик\ог занятия\с ш\konspiekt_uroka_po_tiemie_diffierientsiatsiia_zvukov_s_sh_5.png

5. Игра «Ушки на макушке».

Найти начало каждого слова, соединив нужный слог с картинкой.

D:\мое!\работа садик\ог занятия\с ш\04labgi0l1309773735.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [к], [г], [к’], [г’]. Буквы К и Г» (13.04-17.04 стар. гр.).

1. Игра «Чем похожи, чем отличаемся?».

Сравнить артикуляцию и характеристику звуков [к], [г], [к’], [г’] с опорой на таблицу. Найти сходства и отличия.

Звук [к]

Звук [к’]

Звук [г]

Звук [г’]

Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, язык выгнут «крутой горкой» и касается нёба.

Звуки согласные, так как есть преграда воздуху – язык.

Глухие, голосовые связки не вибрируют.

Звонкие, голосовые связки вибрируют.

Твердый -обозначаем  синим цветом.

Мягкий -

обозначаем зеленым цветом.

Твердый -обозначаем  синим цветом.

Мягкий -

обозначаем зеленым цветом.

2. Игра «Ушки на макушке».

Определить какой звук слышится в слове - [к], [к’] или [г], [г’]. Провести стрелку от каждой картинки к соответствующей букве.

C:\Users\Александра\Desktop\89567158_0__0019.jpg

3. Игра «Четвертый лишний».

Назвать лишнее слово в ряду и объяснить почему.

- Корова, краски, магазин, лук               - Гараж, гантели, берлога, курица

- Гиря, гигант, герой, кирпич                  - Килограмм, киоск, Гена, Кирилл

4. Игра «Измени словечко».

Заменить звук [к] на звук [г], и наоборот.

Калина — Галина                         гол — ...                          кости — ...

Голос — ...                                    кора — ...                        игра – …

5. Игра «Найди местечко».

Определить какой звук спрятался в слове - [к] или [к’], [г] или [г’]; указать его позицию, раскрасив соответствующий квадратик нужным цветом.

C:\Users\Александра\Desktop\parnyye-soglasnyye-g-k-04.gif

6. Игра «Доскажи слово».

Подобрать слова по первому слогу.

ГА - …                      КО - …                       КИ - …                      ГЕ - …

7. Игра «Волшебный карандаш».

Определить внешнее сходство и отличие букв Г и К. Заштриховать буквы по образцу.

             C:\Users\Александра\Desktop\hello_html_m72443481.jpg                              C:\Users\Александра\Desktop\hello_html_m3da46453.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки [й’], [а]. Буква Я» (20.04-24.04 подготовит. гр.).

1. Ответить на вопросы полными предложениями.

- Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим).

- Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем).

- На какие 2 группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).

- Как отличить гласные звуки от согласных? (Когда мы произносим гласные звуки, то воздух, который выходит изо рта не встречает преград (губы, зубы, язык), а когда произносим согласные – встречает).

- На какие две группы можно поделить гласные буквы? Перечислите их. (Гласные буквы, которые делают согласные твердыми (гласные первого ряда) – А, О, У, Ы, Э. Гласные буквы, которые делают согласные мягкими (гласные второго ряда) – И, Е, Ё, Ю, Я).

2. Расскажи про букву Я.

Буква Я – гласная второго ряда, которая смягчает согласные. Существует только буква Я, звука [я] нет!

Если буква Я стоит в начале слова или после гласного, то она обозначает 2 звука – [й’], [а].

Если буква Я стоит после согласного, она обозначает один звук - [а].

Звук [а]

Характеристика

Звук гласный, так как воздух не встречает преград.

Обозначаем красным цветом.

Звук [й’]

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Звонкий, так как голосовые связки  вибрируют.

Всегда мягкий; обозначаем зеленым цветом.

*Данный материал необходимо запомнить, так как в период школьного обучения он будет дополняться и усложняться!

2. Игра «Новые слова».

Из букв большого слова составьте новые слова.

ЯРМАРКА

3. Игра «Ушки на макушке».

Составить звуковые схемы слов (учитывайте позицию буквы Я).

http://images.myshared.ru/5/427363/slide_15.jpg    http://images.myshared.ru/5/427363/slide_15.jpghttp://logoped-v.48.tvoysadik.ru/images/gr_48_logoped_v/NR7f5a22f80db81345ccebf4cc1eab66f7.jpg

http://logoped-v.48.tvoysadik.ru/images/gr_48_logoped_v/NR7f5a22f80db81345ccebf4cc1eab66f7.jpg   http://logoped-v.48.tvoysadik.ru/images/gr_48_logoped_v/NR7f5a22f80db81345ccebf4cc1eab66f7.jpg   http://logoped-v.48.tvoysadik.ru/images/gr_48_logoped_v/NR7f5a22f80db81345ccebf4cc1eab66f7.jpg 

4. Игра «Угадай словечко».

Разгадать ребусы, записать ответы.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11e3/00010fca-19385c21/img11.jpg

5. Игра «Волшебный карандаш».

Обвести букву Я по точкам.

https://i.pinimg.com/736x/2d/26/b9/2d26b9da5081c99443c29794486f07ad.jpg



Предварительный просмотр:

Тема: «Звук [ч]. Буква Ч» (20.04.2020-24.04.2020 старшая группа).

1. Расскажи про звук [ч’].

Повторить артикуляцию и характеристику звука [ч] с опорой на таблицу. Определить особенности данного звука.  

Звук [ч]

Артикуляция

Характеристика

Губы выдвинуты вперед и округлены.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Кончик языка касается нёба; язык широкий, в форме не сильно выгнутой «чашечки»; под напором выдыхаемого воздуха кончика языка отскакивает назад.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Всегда мягкий, обозначаем зеленым цветом.

2. Игра «Назови ласково».

стул — стульчик           замок — ...          внук — ...           знак — ...

носок — ...                     блин — …          диван — ...         батон — ...

3. Игра «Ушки на макушке».

Обвести те картинки, в названиях которых есть звук [ч]. Указать позицию звука [ч] в этих словах, поставив зеленым карандашом точку на линии в начале, в середине или в конце.

D:\мое!\работа садик\ог занятия\ч\19.jpg

4. Игра «Разноцветный шифр».

Составить звуковую схему слов, раскрасив каждый квадратик определенным цветом в соответствии с характеристикой звука.

       D:\мое!\работа садик\ог занятия\ч\786412_zvukovichki-kartinki-skachat-besplatno.jpg                    D:\мое!\работа садик\ог занятия\ч\786412_zvukovichki-kartinki-skachat-besplatno.jpg

5. Игра «Зоркий глаз».

Обвести только те цветы, на которых буква Ч написана правильно.

буква Ч

6. Игра «Волшебный карандаш».

Найти и раскрасить все буквы Ч.

буква Ч



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Буква Ь».

1. Повторить и запомнить основные правила  о букве Ь.

- Мягкий знак – Ь – это буква, которая не обозначает звука. Буква есть, а звука – нет.  

- Мягкий знак – Ь – обозначает  мягкость согласных в конце и середине слова.

- С мягкого знака не начинаются слова.

  1. 2. Игра «Умники и умницы».

Рассмотри и назови картинки; обведи только те, в названиях которых необходимо писать букву Ь.

https://pandia.ru/text/83/641/images/img2_82.jpg

3. Игра «Ушки на макушке».

Определить количество звуков и букв в словах.

ДЕНЬ                      ОЛЕНЬ                      ОКУНЬКИ

ЛОСЬ                      ГАЛЬКА                   ПЕНЬКИ

  1. 4. Игра «Зашифрованное слово».
  2. В прямоугольных рамках составить звуковые схемы слов, закрасив каждый квадратик определенным цветом в соответствии с характеристикой выделенного звука. Под схемами записать слова буквами (по желанию).

http://xn------5cdcba9a8bhiqf4boq8n7b.xn--p1ai/images/01_s/199/4.jpg

5. Игра «Лабиринт».

Проложить дорожку (от пенька до гуся), состоящую из букв Ь.

https://pandia.ru/text/85/396/images/img52.png

  1. 6. Игра «Волшебный карандаш».
  2. Обвести букву Ь по точкам.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0468/0010e0cf-5af59511/3/hello_html_m599eb1bf.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по подготовке к обучению грамоте на тему: «Буква Ь».

Слайд 2

Отгадайте загадку и определите тему занятия. Безголосый он добряк, Всё смягчает ...

Слайд 3

Послушайте сказку о Ь Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. — Что ты за буква? — возмущались они. Это была буква мягкий знак - Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и всегда молчала. Поэтому жилось мягкому знаку плохо, одиноко.

Слайд 4

Как-то раз взялись буквы составлять слова - это было их любимое занятие. Решили они составить слово «гвоздь», но у них получилось «ГВОЗД». — Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. — Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце. Но получилось «гвозди», а нам нужно было составить слово «гвоздь». — Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось «гвоздя» - опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Слайд 5

Ничего не получается! Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке. — Иди к нам, мягкий знак, — сказали буквы. Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец слова. И наконец-то получилось слово «гвоздь». Развеселились буквы, после этого всем захотелось пригласить в гости Ь. Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

Слайд 6

М С Н Р Л МЬ СЬ НЬ РЬ ЛЬ Прочитай по строчкам или послушай взрослого, сравни пары.

Слайд 7

ме л - мел ь Сравни слова

Слайд 8

е л - ел ь

Слайд 9

га лк а - гал ь ка

Слайд 10

Мягкий знак — хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится.

Слайд 11

С мягкого знака не начинаются слова. Мягкий знак – Ь – обозначает мягкость согласных в конце и середине слова. Мягкий знак – Ь – это всего лишь буква, которая не обозначает звука. Буква есть, а звука – нет.

Слайд 12

Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак! угол ь

Слайд 13

У Г О Л 4 звука, 4 буквы Составить звуковую схему слова, определить количество звуков и букв.

Слайд 14

У Г О Л Ь 4 звука, 5 букв Составить звуковую схему слова, определить количество звуков и букв.



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д».

1. Расскажи про звуки [д], [д’].

Повторить артикуляцию и характеристику звуков [д], [д’] с опорой на таблицу. Определить отличие данных звуков.

Звук [д]

Артикуляция

Характеристика

Губы и зубы приоткрыты.

Кончик языка прижат к верхним зубам.

Под силой выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов, «отпрыгивая» назад.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [д’]

Губы и зубы приоткрыты.

Кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнут  крутой «горкой».

Под силой выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов, «отпрыгивая» назад.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Мягкий, обозначаем зеленым цветом.

  1. 2. Игра «Ушки на макушке».

Рассмотри и назови картинки. Проведи линии к пулемету от картинок со звуком [д], а к дятлу от картинок со звуком [д’].

hello_html_96bf847.gif

  1. 3. Игра «Найди местечко».
  2. Определить место звуков [д] и [д’] в названиях картинок, закрасив на схеме соответствующий квадратик синим или зеленым цветом.

hello_html_3fe4c7b8.jpghttp://walljozz.com/images/clipart-trees-free-6.jpghello_html_5a81f06.jpghello_html_m21187c5b.jpghello_html_m167c64ce.png

hello_html_63e239cb.gifhello_html_63e239cb.gifhello_html_63e239cb.gifhello_html_63e239cb.gifhello_html_63e239cb.gif

  1. 4. Игра «Зашифрованное слово».
  2. Составить звуковую схему слова ДОМ, раскрасив каждый квадратик определенным цветом в соответствии с характеристикой выделенного звука (гласный – красный, твердые согласные – синий, мягкие согласные - зеленый).

hello_html_5e99dfda.jpg

hello_html_63e239cb.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки Д Д , Буква Д

Слайд 2

Запомни: Буква Д - обозначает 2 звука: Д и Д , . Звук Д – согласный, твёрдый, звонкий. Звук Д , – согласный, мягкий, звонкий.

Слайд 3

Игра «Доскажи словечко»

Слайд 4

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил …

Слайд 5

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил …

Слайд 6

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил … В этом доме ты мне верь, Заперта надежно …

Слайд 7

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил … В этом доме ты мне верь, Заперта надежно …

Слайд 8

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил … В этом доме ты мне верь, Заперта надежно … Если влезть захочет вор, Он не попадет во …

Слайд 9

Жил – да был веселый гном Он в лесу построил … В этом доме ты мне верь, Заперта надежно … Если влезть захочет вор, Он не попадет во …

Слайд 10

В тишине морских глубин Ловко плавает …

Слайд 11

В тишине морских глубин Ловко плавает …

Слайд 12

Летом шубу надевает, А зимой её снимает … В тишине морских глубин Ловко плавает …

Слайд 13

Летом шубу надевает, А зимой её снимает … В тишине морских глубин Ловко плавает …

Слайд 14

Игра «Чего не стало»?

Слайд 19

Игра «Назови ласково»

Слайд 25

Буква Д – как будто дом, Но всего с одним окном.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звуки [г], [г’] - [д], [д’]. Буквы Г - Д».

1. Игра «Чем похожи, чем отличаемся?».

Сравнить артикуляцию и характеристику звуков [г], [г’], [д], [д’] с опорой на таблицу. Определить их сходство и отличие.

Звук [г]

Звук [г’]

Звук [д]

Звук [д’]

Губы и зубы приоткрыты; кончик языка у нижних зубов, язык выгнут крутой «горкой» и касается «потолка» (нёба).

Губы и зубы приоткрыты; кончик языка прижат к верхним зубам; под силой выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов, отскакивая назад.

Губы и зубы приоткрыты; кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнут  «горкой» и прижимается к бугоркам за верхними зубами; под силой выдыхаемого воздуха язык отрывается от бугорков.

Звуки согласные, так как воздух встречает преграду.

Звуки звонкие, голосовые связки вибрируют.

Твердый, обозначаем

синим цветом.

Мягкий,

обозначаем зеленым цветом.

Твердый,

 обозначаем  

синим цветом.

Мягкий,

обозначаем

зеленым цветом.

2. Игра «Гусь – дятел».

Взрослый попеременно произносит слова «гусь» и «дятел». При этом ребенок в ответ на слово «гусь» произносит звук [г’], а на слово «дятел» - звук [д’].

Гусь, дятел, гусь, гусь, дятел, гусь, дятел, дятел, дятел, гусь, гусь.

3. Игра «Ушки на макушке».

Послушать и повторить слоговые цепочки.

   га-га-да-га                        ги-ди-ди-ги                       ге-де-ге-де

   ду-гу-ду-гу                       дя-да-гя-га                        го-до-гё-дё

4. Игра «Жадина».

Пример: погода – моя погода.

погода            ягоды            награда            дворняги            подмога

гололедица    гвардия         гвоздодер        гнездо                 взгляд

радуга            гладиолус     договор            города                подруги

5. Игра «Зашифруй-ка».

Составить схемы предложений, повторив перед этим необходимые правила (слова в предложении расположены на расстоянии друг от друга, первое слово начинается с большой буквы, в конце предложения ставится определенный знак).

Даня и Галя одногодки.

Дорога до города шла через лес.

Из гнезда упал птенец дрозда.

Громадная дворняга лаяла за оградой огорода.

На рынке продавали спелые грозди винограда.

В огороде распустились разноцветные гладиолусы.

6. Игра «Умники и умницы».

Определить, какой звук, [г] или [д], спрятался в названии каждой картинки; написать соответствующую букву в кружках под изображениями.

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkoiO5AEl_QDjxoUCluBo5M6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyic



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звук [в], [в’]. Буква В».

1. Расскажи про звуки [в], [в’].

Повторить артикуляцию и характеристику звуков [в], [в’] с опорой на таблицу. Определить отличие данных звуков.

Звук [в]

Артикуляция

Характеристика

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны.

Кончик языка у нижних зубов. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду (губы, зубы).

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [в’]

Звук согласный, так как воздух встречает преграду (губы, зубы).

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Мягкий, обозначаем зеленым цветом.

2. Игра «Найди местечко».

Определить место звуков [в] и [в’] (начало, середина, конец), раскрасить соответствующий квадратик синим или зеленым цветом.

C:\Users\Александра\Desktop\hello_html_3737cb6a.png

3. Игра «Ушки на макушке».

C:\Users\Александра\Desktop\hello_html_4af579ed.png

4. Игра «Зоркий глаз».

C:\Users\Александра\Desktop\14030394_15962nothumb650 - копия.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки [ В ] , [ В ’] ; буква В.

Слайд 2

Рассмотрите и назовите изображения Какой звук встречается в этих словах ? ( звук [ В ] )

Слайд 3

Рассмотрите и назовите изображения Какой звук встречается в этих словах ? ( звук [ В ’] )

Слайд 4

СОГЛАСНЫЙ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ [ В ] [ В ’] Поиграйте в игру «Кто больше ?». Предложите ребенку вспомнить и назвать слов а со звуками [ В ] , [ В ’] .

Слайд 5

«Четвертый лишний» (Какое слово лишнее; п очему ?)

Слайд 6

Лишнее слово – « c ова », так как в нем звук [ В ] находится в середине слова.

Слайд 7

«Четвертый лишний» (Какое слово лишнее; почему?)

Слайд 8

Лишнее слово - «ведро», так как в нем встречается мягкий звук [ В ’] .

Слайд 9

Определить количество слогов в каждом слове

Слайд 10

«Много чего , кого ?»

Слайд 11

Составить предложение с каждым словом

Слайд 12

Рассмотрите букву В. Обсудите, на что она похожа? Из каких частей состоит? Выложите букву В из пуговиц или фасоли. В БУКВА

Слайд 13

МОЛОДЕЦ!



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звуки [й’][у], [у]. Буква Ю».

1. Ответить на вопросы полными предложениями.

- Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим).

- Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем).

- На какие 2 группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).

- Как отличить гласные звуки от согласных? (Когда мы произносим гласные звуки, то воздух, который выходит изо рта, не встречает преград (губы, зубы, язык), а когда произносим согласные – встречает).

- Перечислите гласные буквы; на какие две группы их можно поделить? (Гласные буквы, которые делают согласные твердыми (гласные первого ряда) – А, О, У, Ы, Э. Гласные буквы, которые делают согласные мягкими (гласные второго ряда) – И, Е, Ё, Ю, Я).

2. Расскажи про букву Ю.

Буква Ю – гласная второго ряда, которая смягчает согласные. Существует только буква Ю, звука «ю» нет!

Если буква Ю стоит в начале слова, или после гласной буквы, или после букв Ь Ъ, то она обозначает 2 звука – [й’][у].

Если буква Ю стоит после согласного, она обозначает один звук - [у].

Звук [у]

Характеристика

Звук гласный, так как воздух не встречает преград.

Обозначаем красным цветом.

Звук [й’]

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Звонкий, так как голосовые связки вибрируют.

Всегда мягкий; обозначаем зеленым цветом.

3. Игра «Новые слова».

Используя буквы данного слова, составить новые слова (применять одну и ту же букву несколько раз в одном слове нельзя).

ЮМОРИСТ

4. Игра «Ушки на макушке».

Составить звуковые схемы к словам (учитывайте позицию буквы Ю).

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/24/s_5c20cc380649d/1035594_8.png

5. Игра «Угадай словечко».

Разгадать ребусы, записать ответы под картинками.

https://fsd.videouroki.net/html/2016/03/24/98732773/98732773_11.jpeg http://beginnerschool.ru/wp-content/uploads/2011/10/reb4.jpg

https://present5.com/presentation/16277335_153400047/image-6.jpg

6. Игра «Волшебный карандаш».

Обвести букву Ю по точкам.

https://kladraz.ru/images/photos/cf8081cd2a3fbe44b44ee13a959f1e05.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Прочитай (послушай) слова; определи, где находится буква Ю (начало, середина, конец; после гласной/согласной буквы). ИЗЮМ БРЮКИ ДЮШЕС Произнеси данные слова медленно; определи, какой звук слышится на месте буквы Ю.

Слайд 3

ИЗЮМ = [ И ]+[ З ]+[ У ]+[ М ] Проверь себя

Слайд 4

Прочитай (послушай) слова; определи, где находится буква Ю (начало, середина, конец). ЮГ ЮЛА ЮВЕЛИР Произнеси данные слова медленно; определи, какие звуки слышатся на месте буквы Ю .

Слайд 5

ЮГ = [ Й ]+[ У ]+[ Г ] Проверь себя

Слайд 6

Прочитай (послушай) слова; определи, где находится буква Ю (начало, середина, конец; после гласной/согласной буквы). ИЮЛЬ КАЮТА ПРИЮТ Произнеси данные слова медленно; определи, какие звуки слышатся на месте буквы Ю .

Слайд 7

ИЮЛЬ = [ И ]+[ Й ] + [ У ] + [ Л ] Проверь себя

Слайд 8

Прочитай (послушай) слова; определи, где находится буква Ю (после какой буквы). ЛЬЮ ВЬЮН АДЪЮТАНТ ОТЪЮЛИТЬ Произнеси данные слова медленно; определи, какие звуки слышатся на месте буквы Ю .

Слайд 9

ОТЪЮЛИТЬ = [ О ]+[ Т ]+[ Й ] + [ У ] + [ Л ] + [ И ] + [ Т ] ЛЬЮ = [ Л ]+[ Й ] + [ У ] Проверь себя

Слайд 10

Буква Ю может обозначать один или два звука, в зависимости от ее позиции в слове. Ю [ у ] [ й ][ у ] после согласного -в начале слова -после гласного -после Ъ или Ь

Слайд 11

Составить звуковые схемы к словам

Слайд 12

ИНДЮК

Слайд 14

ЮБКА

Слайд 16

КАЮТА

Слайд 18

ВЬЮГА

Слайд 19

[у] [ й , у ] люди поют салют ключ юла юбка Определить, сколько звуков, один [ у ] или два [ й ][ у ] , слышится на месте буквы Ю.



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звук [з], [з’]. Буква З».

1. Посмотреть развивающий видеоролик (для доступа к файлу необходимо перейти по ссылке).

https://yandex.ru/efir?stream_id=4ffb0420a4b5f6bf9da1036afb94dec5 

* При просмотре видеоролика обратите внимание детей на то, что название буквы совпадает с названием твердого звука (поэтому называем букву З не «ЗЭ», а «З»).

2. Расскажи про звуки [з], [з’].

Повторить артикуляцию и характеристику звуков [з], [з’] с опорой на таблицу. Определить отличие данных звуков.

Звук [з]

Артикуляция

Характеристика

Губы растянуты в улыбке.

Зубы в положении «заборчик».

Кончик языка упирается в нижние зубы, язык выгнут «горкой».

Звук согласный, воздух встречает преграду (зубы, язык).

Звонкий, голосовые связки вибрируют.

Твердый, обозначаем синим цветом.

Звук [з’]

Звук согласный, воздух встречает преграду (зубы, язык).

Звонкий, голосовые связки вибрируют.

Мягкий, обозначаем зеленым цветом.

3. Игра «Ушки на макушке».

E:\1\дз\буква з\Снимок.PNG

Соединить с большим комаром картинки, в названиях которых встречается звук [з], с маленьким комаром - картинки со звуком [з’].

4. Игра «Договори словечко».

Подобрать слова, начинающиеся на заданные слоги (ЗУ - зубы, зубр).
ЗА - ...                     ЗИ - ...                     ЗО - ...                     ЗЕ - ...

5. Игра «Грамотеи».

Соединить с зайцем воздушных змеев, на которых буква З написана правильно.

Раскрась воздушных змеев

6. Игра «Зоркий глаз».

Закрасить участки с буквой З.

E:\1\дз\буква з\47242510.jpg



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звуки [с] - [ц]. Буквы С - Ц».

1. Расскажи про звуки [с], [ц].

Сравнить артикуляцию и характеристику звуков [с], [ц] с опорой на таблицу. Определить их сходство и отличие.

Звук [с]

Артикуляция

Характеристика

Губы растянуты в улыбке.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Язык «горочкой», кончик языка упирается в нижние зубы.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Твердый,

обозначаем синим цветом.

Звук [ц]

Губы приоткрыты.

Зубы «заборчиком», между ними небольшое расстояние.

Язык вначале выгнут крутой «горкой» и касается бугорков за верхними зубами (альвеол), кончик языка упирается в нижние зубы. Затем под напором выдыхаемого воздуха язык опускается вниз.

Звук согласный, так как воздух встречает преграду.

Глухой, так как голосовые связки не вибрируют.

Всегда твердый,

обозначаем синим цветом.

2. Игра «Продолжи словечко».

Закончить слово, подобрав подходящий слог.

-СА или –ЦА:

ли... (са)         ов... (ца)         пти...         колба...         кури…         ко…

-СО или ЦО:

ли...                коле...             яй...           про...            коль...           мя…

-СЫ или ЦЫ:

вe...                паль...              огур...       но...              ножни...       бу...

3. Игра «Что в чем?».

Пр.: суп в супнице.

салат — ...                           салфетки — ...                    конфеты — ...

мыло — ...                           сахар — …                         сухари — ....

4. Игра «Ушки на макушке».

Определить какой звук, [с] или [ц], слышится в названиях картинок. Соединить линией каждую картинку с соответствующей буквой. Разделить слова на слоги.

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1351/5_de1f2529eeae7fe476a1957f86390408_1387722824.jpg

5. Игра «Потерявшиеся буквы».

Вставить в каждое слово пропущенную букву С или Ц.

ку_т         _епь         _арь

_ок           _ель         _ало

ро_а         ли_о         _вет



Предварительный просмотр:

Партина А.В.

Тема: «Звуки [м], [м’] - [н], [н’]. Буквы М - Н».

1. Игра «Чем похожи, чем отличаемся?».

Сравнить артикуляцию и характеристику звуков [м], [м’], [н], [н’] с опорой на таблицу. Определить их сходство и отличие.

Звук [м]

Звук [м’]

Звук [н]

Звук [н’]

Губы сомкнуты; зубы приоткрыты; кончик языка у нижних зубов; под напором выдыхаемого воздуха губы размыкаются.

Губы и зубы приоткрыты; кончик языка прижат к верхним зубам.

Губы и зубы приоткрыты; кончик языка прижат к нижним зубам, язык выгнут крутой «горкой» и касается бугорков за верхними зубами (альвеол).

Звуки согласные, так как воздух встречает преграду.

Звуки звонкие, голосовые связки вибрируют.

Твердый, обозначаем

синим цветом.

Мягкий,

обозначаем зеленым цветом.

Твердый,

 обозначаем  

синим цветом.

Мягкий,

обозначаем

зеленым цветом.

2. Игра «Хлопни-топни».

Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м] или [м’], топни ногой, если услышишь звук [н] или [н’].

Мак, нож, майка, миска, слон, нитка, мечта, книга, смех, песня, мяч.

3. Игра «Эхо».

Послушать и повторить чистоговорки.

Ма - на - ма – наступила зима.

Ны - мы - ны – мы едим бананы.

Мя – ня - ня – есть машина у меня.

Мон – мон – мон – у меня лимон.        

Ном – ном – ном – вот маленький гном.

4. Игра «Собери предложение».

Составить предложения по опорным словам (не менее 5 слов).

Пр.:  Мила, магазин – Девочка Мила зашла в продуктовый магазин.

   Нина – дом                     Комар – нос                     Маша – сон                                    

   Никита – мыло               Рома – мишень                Таня – морковь

5. Игра «Ушки на макушке».

Определить, какой звук, [м] или [н], слышится в названии каждой картинки. Вписать соответствующую букву (М – Н) в квадратики.

https://rused.ru/irk-mdou55/wp-content/uploads/sites/141/2020/05/%D0%BF.jpg

6. Игра «Найди букву».

В буквенном ряду найти и обвести каждую букву М, зачеркнуть каждую букву Н.

П М Р О Н М Ш Н М Д Н Ц М З Х Н Т И Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Планирование образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

Методическая разработка по планированию образовательной деятельности по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

методические рекомендации Планирование дидактических и развивающих игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Представленные дидактические и развивающие игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста воспитатели могут использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в свободной д...

Картотека дидактических игр по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте

представлены дидактические игры по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте с указанием цели и хода игры....

«Особенности построения НОД по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте» для воспитателей ДОУ

Цель моего выступления, продемонстрировать систему  приемов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Грамота – это овладение умение...

Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...