конспект занятия
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

.Конспект контрольного занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в царство Грамоты».

Задачи: закреплять умение определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); упражнять в умении делить слова на слоги; определять гласные и согласные звуки; продолжать учить выкладывать схему предложения, составлять предложение по схеме; формировать умение определять первый звук в слове;  продолжать упражнять детей в подборе антонимов; развивать логическое мышление, внимание, индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; развивать фонематический слух; формировать положительную установку на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитатель; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе; воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Материал: сердцевина и лепестки цветка, схемы предложений, картинки, набор для звукового анализа, листы, карандаши простые.

Ход занятия:

Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятия.

- Здравствуйте ребята.(Здравствуйте).

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Лы-лы-лы – забиваем мы голы,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Са-са-са – под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,

Ша-ша-ша – мама моет малыша,

Ар-ар-ар – кипит наш самовар,

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,

Та-та-та – у нас в доме чистота,

Ча-ча-ча горит в комнате свеча,

Оч-оч-оч – наступила ночь.

- Какие вы у меня молодцы.

Ребята сегодня когда я пришла в сад , то увидела письмо. Посмотрим от кого оно?

 Я царица Грамоты, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей, и теперь у нас царит злость, беспорядок. Наши жители разучились говорить красиво: путают звуки, переставляют слоги в словах и не правильно составляют предложения. Они теперь друг друга не понимают. Своё заклинание Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навел.

Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь царице Грамоты и ее жителям?

Дети: Да.

Воспитатель: Отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А для того чтобы попасть в царство, нам необходимо сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве Грамоты.

Дети произносят слова.

Воспитатель: Мы оказались возле волшебного замка царицы Грамоты. А теперь нам нужно пройти и сесть за столы, но прежде чем войти в волшебный замок, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

– А вот и сердцевина цветка и лепестки. Если мы с вами выполним все задания правильно и соберем все лепестки, то сможем помочь царице и ее жителям.

- Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:

- Чем отличаются звуки от буквы?

-А какими бывают звуки?

- Гласные звуки это, какие?

- На какие две группы делятся гласные звуки?

- А согласные?

1. Игра «Найди место звука в слове».

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить первый лепесток, мы должны найти звук в слове. Послушайте внимательно скороговорку: На горе Арарат растёт красный виноград.. Какой одинаковый звук слышится во всей скороговорке?

Дети: Звук [р].

Воспитатель: Этот звук мы и будем искать в словах. Какой он?

Дети: Звук [р] - согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

Воспитатель: Возьмём картинки и определим, какую позицию звук [р] занимает в вашем слове. И проведите линию от картинки к схеме.

Дети берут картинки и определяют место звука в слове.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. (Прикрепляю лепесток.)

2. Звуковой анализ слов по индивидуальным карточкам.

Воспитатель: Сейчас сядьте все прямо, ноги поставьте вместе и послушайте меня. Чтобы помочь царице и прикрепить второй лепесток, нужно сделать звуковой анализ слова.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. (Прикрепляю лепесток.)

Глазодвигательная гимнастика.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

3. Игра «Ребус»

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить третий лепесток, необходимо по первым звукам в названии картинок, отгадать слово. И выбрать соответствующую картинку к отгадке.

Дети определяют первый звук в словах, отгадывают и выбирают картинку.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, около своих стульчиков.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: Ребята, я напоминаю вам, что если вы услышите звук, то поднимите руки вверх, если слог, то опустите руки вниз, если слово – обнимите себя, если предложение присядьте.

Воспитатель:  Посмотрите, что вы видите на столе? (буквы)

- Девочки, возьмите со стола все согласные буквы.

- Почему вы думаете, что они согласные?

- А как называются оставшиеся буквы? (согласные)

- Почему вы думаете, что они согласные?

- Молодцы, ребята правильно справились с заданием, а теперь проходите пожалуйста и присаживайтесь за столы.

4. Игра «Составление предложений по схеме».

Воспитатель: Воспитатель: Какие вы сегодня внимательные, сидите прямо, ноги у всех стоят вместе. Молодцы! Хотите узнать магическое слово?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда выполним следующее задание.

Воспитатель:  Нужно по опорной схеме составить предложение.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! (Прикрепляю лепесток.)

5. Игра «Наоборот»

– Для того чтобы прикрепить пятый лепесток, необходимо встать около своих стульчиков.

Я скажу вам «высоко»,

А вы ответьте «низко».

Я скажу вам «далеко»,

А вы ответьте «близко»

Продолжим

Светлый - … Большой - … Грустный - … Длинный - … Высокий - …

– Как называются эти слова?

Дети: Антонимы

Воспитатель: Молодцы! (Прикрепляю лепесток.)

5. Чтение слов.

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить следующий лепесток, необходимо прочесть слова и соединить с картинкой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. (Прикрепляю лепесток)

6. Игровое задание: «Составь схему предложения»

Ребята, для того чтобы прикрепить последний лепесток и помочь царице Грамоты и ее жителям, необходимо выложить схему предложения: Царица любит цветы.

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении три слова.

Воспитатель: Какое первое слово?

Дети: Первое слово царица.

Воспитатель: Назовите второе слово.

Дети: Второе слово любит.

Воспитатель: Назовите последнее слово.

Дети: Последнее слово цветы.

Воспитатель: Выложите схему данного предложения.

Дети выкладывают схему предложения.

Воспитатель: Нужно составить предложения по схеме.

Воспитатель: Сколько слов должно быть в данном предложении?

Дети: В данном предложении четыре слова.

Воспитатель: Составьте предложение по схеме.

Воспитатель: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Магическое слово – дружба.

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей от злого волшебства Буквоеда. Жители снова стали говорить правильно и красиво.

Я желаю вам, друзья, делать добрые дела.

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, благодаря вашей дружной работе, вы справились со всеми сложными заданиями. Царица благодарит вас за помощь Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой.

Воспитатель: Давайте произнесем наши волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались дома.

Дети произносят слова.

Итог занятия.

Воспитатель: Какое задание было для вас самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое задание было для вас трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне очень хочется узнать, понравилось ли вам путешествие?

Воспитатель: Если понравилось, то возьмите красный лепесток, если не понравилось, то возьмите синий лепесток.

Дети под музыку берут и показывают лепестки.

Воспитатель: Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnoe.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

27.04.21.Конспект контрольного занятия по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в царство Грамоты».

Задачи: закреплять умение определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); упражнять в умении делить слова на слоги; определять гласные и согласные звуки; продолжать учить выкладывать схему предложения, составлять предложение по схеме; формировать умение определять первый звук в слове;  продолжать упражнять детей в подборе антонимов; развивать логическое мышление, внимание, индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; развивать фонематический слух; формировать положительную установку на участие в занятии; умение слушать сверстников и воспитатель; воспитывать чувство сотрудничества, умение работать в коллективе; воспитывать добрые чувства, желание помочь.

Материал: сердцевина и лепестки цветка, схемы предложений, картинки, набор для звукового анализа, листы, карандаши простые.

Ход занятия:

Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятия.

- Здравствуйте ребята.(Здравствуйте).

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

- А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Лы-лы-лы – забиваем мы голы,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Са-са-са – под кустом сидит лиса,

Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,

Ша-ша-ша – мама моет малыша,

Ар-ар-ар – кипит наш самовар,

Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,

Та-та-та – у нас в доме чистота,

Ча-ча-ча горит в комнате свеча,

Оч-оч-оч – наступила ночь.

- Какие вы у меня молодцы.

Ребята сегодня когда я пришла в сад , то увидела письмо. Посмотрим от кого оно?

 Я царица Грамоты, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей, и теперь у нас царит злость, беспорядок. Наши жители разучились говорить красиво: путают звуки, переставляют слоги в словах и не правильно составляют предложения. Они теперь друг друга не понимают. Своё заклинание Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навел.

Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь царице Грамоты и ее жителям?

Дети: Да.

Воспитатель: Отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А для того чтобы попасть в царство, нам необходимо сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве Грамоты.

Дети произносят слова.

Воспитатель: Мы оказались возле волшебного замка царицы Грамоты. А теперь нам нужно пройти и сесть за столы, но прежде чем войти в волшебный замок, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.

(Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).

– А вот и сердцевина цветка и лепестки. Если мы с вами выполним все задания правильно и соберем все лепестки, то сможем помочь царице и ее жителям.

- Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:

- Чем отличаются звуки от буквы?

-А какими бывают звуки?

- Гласные звуки это, какие?

- На какие две группы делятся гласные звуки?

- А согласные?

1. Игра «Найди место звука в слове».

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить первый лепесток, мы должны найти звук в слове. Послушайте внимательно скороговорку: На горе Арарат растёт красный виноград.. Какой одинаковый звук слышится во всей скороговорке?

Дети: Звук [р].

Воспитатель: Этот звук мы и будем искать в словах. Какой он?

Дети: Звук [р] - согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.

Воспитатель: Возьмём картинки и определим, какую позицию звук [р] занимает в вашем слове. И проведите линию от картинки к схеме.

Дети берут картинки и определяют место звука в слове.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. (Прикрепляю лепесток.)

2. Звуковой анализ слов по индивидуальным карточкам.

Воспитатель: Сейчас сядьте все прямо, ноги поставьте вместе и послушайте меня. Чтобы помочь царице и прикрепить второй лепесток, нужно сделать звуковой анализ слова.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. (Прикрепляю лепесток.)

Глазодвигательная гимнастика.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

3. Игра «Ребус»

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить третий лепесток, необходимо по первым звукам в названии картинок, отгадать слово. И выбрать соответствующую картинку к отгадке.

Дети определяют первый звук в словах, отгадывают и выбирают картинку.

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, около своих стульчиков.

Игра «Будь внимательным»

Воспитатель: Ребята, я напоминаю вам, что если вы услышите звук, то поднимите руки вверх, если слог, то опустите руки вниз, если слово – обнимите себя, если предложение присядьте.

Воспитатель:  Посмотрите, что вы видите на столе? (буквы)

- Девочки, возьмите со стола все согласные буквы.

- Почему вы думаете, что они согласные?

- А как называются оставшиеся буквы? (согласные)

- Почему вы думаете, что они согласные?

- Молодцы, ребята правильно справились с заданием, а теперь проходите пожалуйста и присаживайтесь за столы.

4. Игра «Составление предложений по схеме».

Воспитатель: Воспитатель: Какие вы сегодня внимательные, сидите прямо, ноги у всех стоят вместе. Молодцы! Хотите узнать магическое слово?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда выполним следующее задание.

Воспитатель:  Нужно по опорной схеме составить предложение.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы! (Прикрепляю лепесток.)

5. Игра «Наоборот»

– Для того чтобы прикрепить пятый лепесток, необходимо встать около своих стульчиков.

Я скажу вам «высоко»,

А вы ответьте «низко».

Я скажу вам «далеко»,

А вы ответьте «близко»

Продолжим

Светлый - … Большой - … Грустный - … Длинный - … Высокий - …

– Как называются эти слова?

Дети: Антонимы

Воспитатель: Молодцы! (Прикрепляю лепесток.)

5. Чтение слов.

Воспитатель: Для того чтобы прикрепить следующий лепесток, необходимо прочесть слова и соединить с картинкой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. (Прикрепляю лепесток)

6. Игровое задание: «Составь схему предложения»

Ребята, для того чтобы прикрепить последний лепесток и помочь царице Грамоты и ее жителям, необходимо выложить схему предложения: Царица любит цветы.

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В предложении три слова.

Воспитатель: Какое первое слово?

Дети: Первое слово царица.

Воспитатель: Назовите второе слово.

Дети: Второе слово любит.

Воспитатель: Назовите последнее слово.

Дети: Последнее слово цветы.

Воспитатель: Выложите схему данного предложения.

Дети выкладывают схему предложения.

Воспитатель: Нужно составить предложения по схеме.

Воспитатель: Сколько слов должно быть в данном предложении?

Дети: В данном предложении четыре слова.

Воспитатель: Составьте предложение по схеме.

Воспитатель: Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. Магическое слово – дружба.

Звучит волшебная музыка.

Голос Царицы:

Спасибо вам, ребята, что вы спасли мою страну и её жителей от злого волшебства Буквоеда. Жители снова стали говорить правильно и красиво.

Я желаю вам, друзья, делать добрые дела.

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить.

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, благодаря вашей дружной работе, вы справились со всеми сложными заданиями. Царица благодарит вас за помощь Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой.

Воспитатель: Давайте произнесем наши волшебные слова:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались дома.

Дети произносят слова.

Итог занятия.

Воспитатель: Какое задание было для вас самым интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое задание было для вас трудным?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне очень хочется узнать, понравилось ли вам путешествие?

Воспитатель: Если понравилось, то возьмите красный лепесток, если не понравилось, то возьмите синий лепесток.

Дети под музыку берут и показывают лепестки.

Воспитатель: Вы хорошо потрудились сегодня. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...