План конспект по обучению грамоте Звуки Ф и ФЬ Горбунова
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со Ф и звуками [ф], [фь]» Горбунрва Татьяна Владимировна
Задачи:
1.Закрепление понятий «согласный звук» твердость-мягкость, звонкость-глухость
2.Полная характеристика звука с выкладыванием символов (согласный звонкий, твердый или мягкий)
3.Определение позиции звука Ф-Ф ” в слове (начало, середина, конец) .ФАНТИК, ФИЛИН.
4.Выкладывание слогов ФА, ФИ, слов по выбору
5.Чтение: ВА ФА ВО ФО ВУ ФУ ВЫ ФЫ ВИ ФИ
6.Печатание буквы Ф
7.Рисование предметов с помощью дуг (ежик, гриб, божья коровка, черепаха)
8.Составление простого предложения с предлогом под. Закрепления понятия “маленькое слово”
9.Вырезать букву Ф из газет и журналов.
Оборудование:
- бабушка Федора;
- карточки с изображением предметов со звуком Ф: флаг, филин.финик, фартук, футболка, фонарь,
- характеристика звука эф на плакате;
- схемы предложений из трех, четырех и пяти слов;
- фишки на каждого ребенка зелёные и синие,
- буквы для чтения слогов;
- зеркало, тетрадь, карандаш - на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Артикуляционная гимнастика
ФА-ФА-ФА – у Федоры есть софа!
ФЕ-ФЕ-ФЕ - яркий коврик на софе!
ФИ-ФИ-ФИ – постучала к ней Фифи!
ФО-ФО-ФО - этот тетя из Рай-фо!
ФУ-ФУ-ФУ – передвинула софу!
ФЫ-ФЫ-ФЫ – что ей надо от софы?
ФА-ФО-ФУ-ФИ-ФА – вот такая фифа!
Воспитатель:
Ну а сейчас, волшебное превращение –
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Оказались мы в стране,
Звуки, буквы там везде!
Итак, мы в этой чудесной стране…Стране Звуки и Буквы.
Как вы думаете, чем звуки отличаются от букв?
Дети:
Звуки мы слышим (показывают на уши) и произносим (показывают на рот), а буквы мы пишем (показывают, письмо) и читаем (изображают открытую книгу).
Воспитатель: А вот и сказочный герой, который нас встречает – бабушка Федора.
Из какой сказки она пришла?
Дети:
Из сказки К. И. Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель: Федора! Что случилось?
Федора:
Представляете, ребята, Буквоежка, злой герой страны Звук и Буква, ест все подряд, особенно наши звуки. Вот и сейчас он украл звук. Догадайтесь и доскажите, какой!
Фотогра…ф, штра…ф, щлей…ф, шка…ф, шар…ф, жира…ф
Воспитатель:
Совершенно верно! Так какой звук украл Буквоежка?
Дети:
Правильно, звук Ф.
Федора:
А я ничего не знаю про этот звук, хоть и моё имя начинается с этого звука!
Воспитатель:
А в какой части слова он находился?
Дети:
В конце слова.
Воспитатель:
Давайте, ребята, расскажем Федоре всё об этом звуке! Какие слова вы знаете, ребята, со звуком Ф?
Дети:
Флаг, финик, фартук, футболка, фонарь, флакон, фигурист, филин.
(произносим, выделяя звук)
Воспитатель:
Звук Ф – гласный или согласный?
Дети:
Согласный.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому, что он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде языка, зубов и губ.
Воспитатель:
Каким цветом обозначены согласные звуки?
Дети:
Синим и зеленым цветом.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, в зеркала, как вы произносите звук Ф.
нижняя губа прижимается к верхним зубам,они не хотят пускать воздух, Но воздух прорвался сквозь преграду и фырчит от радости
Воспитатель:
При произнесении звука Ф, вы слышали шум или голос?
Дети:
Шум.
Воспитатель:
Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой?
Дети:
Глухой!
Воспитатель:
Правильно, звук эф- согласный, глухой, бывает мягкий и твердый.
Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭФ» в алфавите.
Артикуляционная гимнастика.
Ф – футбол. Футбольный матч. Загони в ворота мяч.
(улыбнуться, высунуть язык, подуть на него, направляя струю воздуха по желобку в середине языка. Дуть на мячик из ваты, загоняя его в игрушечные ворота).
Воспитатель:
Федора, а ты знаешь, что можно выкладывать слоги?
Выкладывание ФА и ФИ
И читать
ВА ФА ВО ФО ВУ ФУ ВЫ ФЫ ВИ ФИ
Федора:
Нет, не знаю! Научите?
Воспитатель:
Дети:
Мы купили финики. В этом предложении три слова.
(Я показываю схему предложения из 4 слов)
Филин сидел на суку. В этом предложении четыре слова.
(Я показываю схему предложения из 5 слов)
Красивую футболку купил мой друг. В этом предложении пять слов.
Физкультминутка:
Филин спал в дупле глухом. (Две ладошки вместе под голову поставить)
Вдруг услышал где-то звон. (Дети имитируют звон в колокольчик)
Вылез он и посмотрел (Хлопают глазами)
Всю округу оглядел. (Головой вертят влево-вправо)
Повернулся, посидел. ( Поворачивают голову, приседают)
Вдруг вспорхнул и улетел. (Имитация движений полета)
В каждый глянул уголок, (Заглядывают в каждый уголок)
Прилетел, и спать залёг. (Имитация полета и две ладошки вместе и спать)
Логопед: Из каких элементов состоит буква «Ф»?
Давайте выложим букву «Ф» из счетных палочек.
Молодцы, всё правильно выложили.
Воспитатель:
А теперь, Федора, мы поиграем в игру «Твёрдо-мягко».
Предметы с мягким звуком ФЬ, как в твоём имени – Федора, они отдадут тебе, а предметы, с твёрдым звуком Ф, как в имени твоего кота Фома, отдадут твоему коту Фоме.
Фиалка, ферма, флоксы, февраль, филе, фильм, финики, фикус.
Флакон, флажок, фланель, флот, фрак, цифра, фронт, фрукты.
Воспитатель:
Смотри, Федора, тебе достались цветы – фикус, фиалка, ухаживай за ними, бережно, не как за посудой!
Федора:
Что Вы, я теперь другая! Спасибо вам, ребята, за просвещение! Нам с Фомой пора домой!
Работа в тетрадях. До новых встреч!
Где мы сегодня побывали? (Рефлексия)
Кого встретили?
Дети, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
Звук Ф какой?
- Молодцы, Федора с Фомой приглашали вас еще к себе в гост
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"
План-конспект занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква ы"
Конспект открытого занятия в соответствии с ФГОС по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР...
Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Ё"
Конспект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте "Звук и буква Ё"...

Конспект по обучению грамоте Звуки Д, Дь (подготовительная группа)
Данный материал представляет конспект занятия по обучению грамоте на звуки Д,Дь. Подходит для работы в логопедической подготовительной группе....

Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"
Конспект по обучению грамоте "Звук [Т], буква Т"...

План конспект по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности старшего возраста с использованием инновационных технологий (куклотерапии и су-джок терапии) «Знакомство со звуком К»
Задачи:Коррекционно-образовательные:познакомить со звуками [К]Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; фонематические процессы, развивать грамматический...

План-конспект по обучению грамоте. Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».
План-конспект по обучению грамоте.Тема: «Звук {Ц} и буква Ц».Цель: способствовать закреплению согласного звука {Ц} и буквы Ц.Задачи:-способствовать формированию чтению слов и слогов с звук...
