Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Откуда взялись буквы в букваре.Конспект занятия по познавательному рвзвитию в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_vzyalis_bukvy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Откуда взялись буквы в букваре»

Конспект занятия в подготовительной группе.

Программное содержание:

        Познакомить детей с историей букв, с процессом их преобразования человеком.

        Побудить  к пониманию их назначения, функции и необходимости для жизни человека. Объяснить что человек создал буквы для облегчения общения между людьми, для передачи информации, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к истории человечества.

Оборудование:

Азбука, букварь, карточки с буквами, изображение наскального рисунка, дорожные знаки.

Содержание занятия:

        - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Давайте представим, что вот этот ковёр – РАКЕТА, сядем на него и отправимся в полёт.

        - Вот мы и прилетели. Здесь живут буквы. Вот и азбука. Посмотрите, как на ней хорошо изображены буквы и рисунки. Очень удобно для детей.

        - Что это за буква? Если не знаешь, то стоит только посмотреть на картинку. Нарисована «ракета», какой первый звук в этом слове? – «Р».  Значит,  буква называется «Р». Посмотрите на эту картинку – «Жёлудь». Значит эта буква «Ж». И так в азбуке изображены все буквы, их может прочесть даже тот, кто совсем не знает букв.                                   А книжка с буквами и картинками, по которой дети учатся читать, называется – «БУКВАРЬ».

        - А зачем нам нужны буквы?

        - Но было время, когда о букварях никто не слышал. Не было ни  машин, ни дорог, ни электричества, ни радио, не было даже букв.

        - Но людям нужно было общаться между собой, и люди умели передавать друг другу сообщения.

        - А как же они это делали? Как вы думаете?

        - Они передавали друг другу информацию картинками. Вот, посмотрите, однажды учёные обнаружили скалу  с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, над ней серп-месяц и три кружочка – солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Что это значит?

        - Да, эту картинку не сразу расшифруешь, учёные потрудились над этой картинкой и выяснили – эти рисунки говорят: « Мы плыли на лодке месяц и три дня, мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».

        - Похожим карточным письмом пользуются и сегодня. На улице часто можно увидеть картинку – знак. (Показываю детям дорожный знак…) Водитель увидит знак и сразу поймёт: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным.

        - Другое письмо-картинка. (Показываю детям картинку…) Говорит коротко и ясно – «Груз боится сырости»! Можно встретить много разных картинок-писем. Как вы думаете ими изобразить можно всё на свете?

        - Попробуйте изобразить рисунками «кончил дело- гуляй смело». Сможете? Нет. Задание это невыполнимо. Здесь одним рисунком не изобразишь. Поэтому древние Египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. В которой каждый рисунок обозначал одно какое-нибудь слово, как картинки в нашем букваре. Но когда нужно было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок, например, НОГИ – означал: иду, пришёл, ушёл, быстро. Как хочешь, так и понимай: толи быстро уходили, толи быстро приходили. А рисунками действие никак не изобразишь. Нужны буквы и они появились. Правда на первых порах не совсем обычные – буквы картинки. Нарисуют, например, ЛЬВА – это слово начинается на «Л» - значит читай «Л». Нарисуют ДЕРЕВО – читай «Д». Попробуйте – прочитайте, что здесь написано (даю детям задание прочитать слово, написанное картинками).

        - Но и здесь была сложность. Если писать картинками письмо, то оно получится очень длинное. Да и не все умели красиво рисовать.

Физминутка:

Раз, два – стоит ракета.  (руки вытянуты вверх)

Три, четыре – самолёт.   (руки в стороны)

Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)

А потом на каждый счёт.    (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре.  (хлопаем в ладоши)

Руки выше, плечи  шире. (руки вверх – вниз)

Раз, два, три, четыре.  (хлопаем в ладоши)

И на месте походили. (шагаем на месте)

        - Прошло много веков и картинки, некоторые сложные рисунки, стали заменять значками. И давно-давно первой буквой была «А» - называлась она «алеф» - «бык». Взгляните, если нашу «А» перевернуть, то она будет похожа на рогатую голову быка. Но прежде, чем «А» стали писать рогами вниз – прошли тысячелетия. «М» - была морской волной, «Р» - головой лошади, «Г» - угол. Прежде, чем попасть к нам, буквы много путешествовали. Всего тысяча лет назад буквенное письмо добралось до России.

«А» из «алефа» стало «аз»,                                                                                                                            «Б» - не «бета», а «буки»,                                                                                                                              «В» - «веди»,                                                                                                                                                            «Г» - «глаголь»,                                                                                                                                                     «Д» - «добро»…

        - А  из первых букв нашей азбуки «АЗ» и «БУКИ» - получилась хорошо знакомое слово – «АЗБУКА».

        - Ну вот, на этой станции мы с вами выяснили откуда пришли буквы и зачем они.

А теперь садимся на ковёр и отправляемся в обратный путь, в детский сад.

        - Что это такое? На наш корабль летят метеориты, мы попали под метеоритный дождь. Метеориты похожи на буквы.

 Игра «метеоритный дождь».

        - Ну, вот от метеоритов мы избавились, показался наш детский сад, готовимся к приземлению.

        - Ну, вот мы с вами вернулись из путешествия. Давайте вспомним, что нового вы узнали?

Подводим итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...