Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беляева Тамара Михайловна

"Значение имени и фамилии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ozn._s_okruzh.mirom_.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тема «Значение твоего имени и фамилии»

Предварительная работа: предложить родителям подобрать информацию о значении имени своего ребёнка и своей фамилии.

Вступительное слово воспитателя:

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Ход занятия:

Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя, папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец, на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж, прекрасное имя. А как выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда. Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появлялась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна, ведь поминовение этой христианской святой совершается 25 января. Этот праздник так и называется – «Татьянин день». У каждого малыша, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день имени (именины) и день рождения.

День рожденья

День рожденья! День рожденья!
Этот день ты очень ждешь.
День рожденья, без сомненья,
Ты с друзьями проведешь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рожденья! День рожденья!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение.  

Например:

Александр – мужественный защитник;
Анатолий – восточный, восходящий;
Андрей – храбрый;
Анна – благодать;
Артемий – здоровый;
Борис – борец за славу;
Валентин – сильный;
Вениамин – любимый сын;
Вера – вера, верование;
Виктор – победитель;
Виталий – жизненный;
Владимир – владеющий миром;
Галина – спокойная, безмятежная;
Геннадий – благородный;
Григорий – бодрый;
Екатерина – чистая;
Елена – светлая, сияющая;
Ирина – мир, несущая мир;
Константин – постоянный, твердый;
Лариса – приятная;
Марина – морская;
Николай – победитель;
Сергей – высокий, высокочтимый;
Софья – премудрая;
Татьяна – устроительница;
Юлия – пушистая, волнистая;
Юрий – земледелец.

Вопросы:

1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
3. Какие имена носят ваши друзья?
4. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
5. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких? Вспомните и назовите их.
6. Знаете ли вы, в честь какого святого вы названы?
7. Вспомните и скажите, когда отмечается день ваших именин?

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень важно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени и житие», – утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль замечал: «Имя человека – иносказательное качество его, а потому слава его или известность, достоинство».

Твоё имя

Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа,
Помни, что жизни основа –
Вера, любовь, красота! –
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа! Посмотри, какую интересную книгу я купила! или «Таня! Пойди, погуляй с подружками!»
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка. Танюша. Татьянка. Андрея мама и бабушка называют ласково Андрюшей, Андрейкой.

  Давайте узнаем, что означает Ваше имя (воспитатель знакомит детей с значениями имён).

Задания:

1. Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
2. Как называют вас домашние? Друзья? Воспитательница в детском саду? Учительница в школе?
3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится! Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу?
2. Какое у вас отчество?
3. Назовите свое имя и отчество.
4. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.
5. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду; учительницы в школе.
6. Как по вашему, следует обращаться к взрослым: по имени или по имени и отчеству?
7. Как вы обращаетесь к нянечке в детском саду? К друзьям? К врачу в поликлинике?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор, Федот.
Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.
2. Как возникла ваша фамилия?
3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.
4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?
5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов. деревьев, домашних животных.

        Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.
Мальчику Сереже присвоили отчество Владимирович, и фамилию отца – Косицын. Итак, полное имя, отчество и фамилия мальчика – Сергей Владимирович Косицын.

Сказка «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе. Нежился на теплом весеннем солнышке. Иногда он лениво приоткрывал один глаз и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей.
Своими звонкими голосами, беготней, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота вихрастый веснушчатый мальчуган по имени Максим. От него веяло добродушием и беззаботным весельем, но кот думал: «Какое озорство!»

— Максим, пасуй!
— Максим! Гони мяч сюда!
— Максим, бей, бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» – звенели детские голоса. По всему чувствовалось, Максим – общий любимец и лучший футболист в команде. «Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – думал кот.
– Несправедливо устроен мир! Одним – все! Другим – ничего. Только пинки да затрещины», – философски размышлял рыжий воришка, разумея под «другими» себя.
Наконец коту надоела вся эта кутерьма. Он мягко спрыгнул с забора, потянулся и скрылся в кустах.

На другой день Максим и его два закадычных друга, Колька и Серега, решили отправиться на рыбалку. Накопали в огороде червей, взяли удочки, сбежав с крутого песчаного откоса, оказались у речки Серебрянки. Берега речушки густо заросли осокой, старые ракиты склонились к воде. а их отражения в глубине казались сумрачным лесом. Ребята устроились на деревянных мостках, закинули удочки и стали ждать.
Было тихо, то здесь, то там в воде проскальзывали тени. Рыба! Вдруг кусты затрещали, и на тропинке, ведущей к реке, показался незнакомец – крепкий рыжеволосый парень с наглыми кошачьими глазами.
— Привет, пацанва! – громко произнес парень.
— Привет! – неуверенно отозвались мальчики. Как бы незнакомец не распугал им рыбу!
— Как рыбка, ловится? — продолжал разговор рыжеволосый.
— Да никак!
— Ну-ка, дай мне удочку, Максим! — властно потребовал парень.
Мальчик от неожиданности растерялся и протянул удилище незнакомцу.
— Откуда ты знаешь, как меня зовут?
— Ну, ты личность популярная, кто же тебя не знает! — небрежно бросил парень. Дернул удилище – и красавец-карась вылетел из воды, блеснув в воздухе золотистой чешуей, и в одно мгновенье оказался в ведерке Максима.
— Здорово! — ахнули мальчишки.
Рыжий заскромничал:
— Ерунда! Фокус-покус! Ну-ка, Серега, теперь давай твою удочку!
Сережа послушно протянул Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался большущий голавль.
Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:
— Как это у тебя получается?
— То ли еще будет! — завоображал парень. — А что, ребята, может в картишки перекинемся?
Мальчики замялись:
— В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!
— При чем тут деньки? У вас нет, зато у меня кое-что есть!
С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика и положил рядом с собой на траву.
— Классная вещица! — восхитился Максим. Он давно мечтал о такой зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.
— У нас ничего такого нет! — Снова повторил Максим.
— Что ж! Давайте сыграем на имя. Кто проиграет, отдаст мне свое имя.
— Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь дается, — уверенно заявил Сережа.
— Значит, можно! — отрезал Рыжий. — Ну что, сыграем или струсили? Он достал из кармана новенькую колоду и ловко перетасовал карты.
Игра началась. Максиму все время не везло, и в конце концов он остался в дураках.
В глазах Рыжего блеснул недобрый огонек. Он по-кошачьи потянулся и встал.
— Уговор дороже денег! Теперь Максим – мое имя! Ну, пока, Рябой! Еще увидимся!

С тех пор жизнь Максима изменилась. Кличка «Рябой» накрепко приклеилась к нему. Когда он был маленьким, мама говорила Максиму, что весна капли солнышка расплескала, они брызнули ему в лицо, вот и появились веснушки. Он объяснял ребятам:
— Да не рябой я, веснушки это!
Но никто его не слушал. Только и слышно было со всех сторон: «Рябой да рябой!»

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.
Одна сказала:
— Бедный паренек – потерял свое имя!
— Не потерял,— возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.
— Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.
— Где я? — испуганно спросил мальчик.
— Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, — ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Максим оглянулся и увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами и водопадом сияющих на солнце золотистых волос.
— Я знаю, какая приключилась с тобой беда. Я помогу тебе вернуть твое имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий Вор, — сказала волшебница.— Запомни: ты должен победить его на поединке,и тогда твое имя вернется к тебе.
Ведь имя – не просто звук! Вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу, и свой характер. Потеряешь имя – потеряешь себя! Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета: волшебный камень-аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени! Рыжий Вор прячет твое имя в вороньем перышке, что лежит у него в кармане. Если достанешь перо и сломаешь его – имя к тебе вернется! Удачи тебе! А теперь – прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

— Какой странный сон! — подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. — Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! — решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
— Привет, рябой! Соскучился по своему имени?— нахально выкрикнул парень.
— Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! — тихо, но веско сказал Максим.
— Как бы не так! Ишь, чего захотел!.. А впрочем, пойдем! — передумал вдруг рыжеволосый.
— Я сделаю из тебя котлету! — злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им.
От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули.

Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.
Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.
— Ты победил его, Максим!
— Максим, ты молодец!
— Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.
А мальчик радостно воскликнул:
— Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?
2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?
3. Кто пришел к реке?
4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?
5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?
6. Как изменилась жизнь мальчика после того как он проиграл свое имя?
7. Кто помог Максиму?
8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?

Воспитатель:  Ребята, ну вот и подошло к концу наше занятие, на котором мы узнали, что у каждого есть имя и фамилия. Имя и фамилия имеют своё значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...